Московская топливная ассоциация просит ФАС разобраться с ситуацией на рынке моторного топлива в Москве

Московская топливная ассоциация обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой о нарушении Правительством Москвы антимонопольного законодательства на рынке моторного топлива.
Дело в том, что Правительство Москвы 28.12.2004 г. издало Постановление № 952-ПП «О стандартах на моторное топливо с улучшенными экологическими характеристиками» (далее Постановление № 952-ПП), которое утверждает обязательные экологические требования к качеству моторного топлива при его хранении, реализации и заправке автотранспортных средств в Москве. Правомочность выпуска данного документа основана на требованиях Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Однако согласно ст. 4 Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 года «О техническом регулировании» (далее закон № 184-ФЗ) полномочия по установлению обязательных требований к продукции предоставлены только федеральным органам законодательной и исполнительной власти, которые реализуются в виде технических регламентов.
Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 года № 118 утвержден Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (далее - Регламент), который вступил в действие с 01.01.2009 года. Контроль соблюдения требований Регламента возложен на органы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
В соответствии с законом № 184-ФЗ обязательные требования технического регламента устанавливаются в том числе для защиты жизни или здоровья граждан, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, т.е. по сути, являются экологическими требованиями.
Противоречие состоит в том, что 01.01.2009 г. на территории Москвы одновременно стали действовать федеральный и региональный нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные экологические требования к моторному топливу, а также две параллельные системы контроля их исполнения, что противоречит ч. 1,2 , И ст. 3 , ст. 4 закона № 184-ФЗ и п.5 и 10 ст. 5 Федерального закона от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Вместе с этим, согласно Постановлению № 952-ГТП в Москве уже с 01.01.2006 года введен запрет на реализацию моторного топлива ниже Класса 3, хотя оборот такого топлива в России Регламентом допускается до 31.12.2011 года. Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (далее - ДПиООС) осуществляет проверки предпринимателей-владельцев АЗС на соответствие реализуемых ими нефтепродуктов установленным Постановлением № 952-ГТП экологическим требованиям. В случае их несоблюдения, привлекает нарушителей к административной ответственности в соответствии с Законом г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях». Досрочное введение Класса 3 сопровождалось административными санкциями в том числе и к нефтяным компаниям, не способным производить и поставлять на московский рынок моторное топливо с установленными требованиями (например, Роснефть).
В настоящее время Правительством Москвы по инициативе ДПиООС готовится введение с 01.01.2011 г. в Москве требований к моторному топливу на уровне Класса 4 (на год ранее срока, установленного Регламентом). По сведениям, полученным из нефтяных компаний, большинство из них не смогут обеспечить к данному сроку производство и поставку на свободный рынок и для своих АЗС в Москве необходимых объемов нефтепродуктов Класса 4.
В связи с этим, Московская топливная ассоциация просит антимонопольную службу в лице ее руководителя Игоря Артемьева, рассмотреть принять возможные меры в соответствии с представленными ФАС полномочиями для устранения возникших нормативных противоречий.
Комментарии
Конфереция