ТНК-BP расширит в Петербурге сеть заправок до 40 АЗС под брендом ТНК и 30 комплексов ВР

Недавно ТНК-ВР и ее дочерняя компания «Магистраль-Карт» объявили о запуске программы «Единая топливная карта ТНК», которая станет единым платежным средством на всех АЗС, работающих под брендом ТНК в России. Программа, как говорят в ТНК-ВР, ориентирована на корпоративные автопарки, которые получат возможность заправляться на АЗС с едиными стандартами обслуживания и широким перечнем дополнительных сервисов (помощь на дорогах, мойки, шиномонтаж, кафе, стоянки и гостиницы на федеральных трассах). О других маркетинговых инициативах компании и о тенденциях на розничном топливном рынке рассказал вице-президент ТНК-ВР по маркетингу АМИР ФЕЙЗУЛИН.

— Какова стратегия развития розничного бизнеса ТНК-ВР в России?

— Приоритетом развития на ближайшие два года остаются две столицы — Москва и Санкт-Петербург, а также Московская область, включая все ключевые трассы — Новорижское, Минское, Ленин­градское, Симферопольское шоссе. Планируем строительство 15 АЗС в Твери, компания инвестирует в этом регионе более 1,5 млрд руб. В Санкт-Петербурге в ближайшие годы наша сеть будет состоять из около 40 АЗС под брендом ТНК и порядка 30 комплексов ВР. Также мы будем развивать бизнес в Ленинградской области и на юге России — в Ростовской области и Краснодарском крае, в других регионах. В пятилетней перспективе мы видим для себя развитие еще и в Татарстане и Башкортостане. В 2015 году мы планируем увеличить нашу сеть АЗС в России до 180 комплексов ВР и 930 — ТНК с учетом джобберских станций.

— Будете ли в этой связи менять ценовую политику?

— Цены зависят от эластичности спроса и предложения, мы же находимся в рыночных условиях. И мы считаем, что справедливые цены на топливо могут формироваться только на бирже. В этом случае процесс ценообразования будет максимально прозрачный: на одной площадке встретятся продавцы и покупатели и сделка состоится только в том случае, если ее параметры устраивают и тех и других. Cейчас ТНК-ВР продает на бирже около 20% объемов топлива. Наша цель — по мере развития биржевых механизмов перевести на торги весь объем нефтепродуктов. Кроме того, биржевые торги позволят компаниям сокращать логистические издержки. Наши сбытовые предприятия имеют возможность самостоятельно выходить на торги и покупать топливо, причем необязательно у ТНК-ВР, а, например, качественный продукт с более близкого завода, чем наш.

— Почему ТНК-ВР решила брендировать бензин? Что вообще означает понятие «фирменное топливо» — оно иное по составу?

— Фирменное топливо — это в первую очередь топливо с улучшенными характеристиками. Мы выявляем потребности наших потребителей и исходя из этого формируем для них предложение. В основе каждого фирменного бензина уникальный пакет многофункциональных добавок. Например, пакет добавок в топливо Pulsar, которое мы реализуем на АЗС ТНК, нацелен на очищение, сохранение чистоты двигателя и, как следствие, продление его ресурса. Пакет добавок BP Ultimate увеличивает мощность двигателя и пробег между заправками. Мы очень внимательно относимся к выбору добавок — проводим тесты и анализ топлива с разными пакетами присадок. Привлекаем для этого лучшие в мире лаборатории — в Германии и США. Мы первыми в России стали продавать фирменный бензин. Статистика показывает, что поступили правильно: около 35—40% покупателей 95-го и 98-го бензинов выбрали Pulsar или Ultimate. Наша задача — стать лидерами розничного рынка в сфере предложения высокотехнологичного и экологичного моторного топлива нового поколения и использовать для этого инновационные технологии и разработки.

— Почему вы предлагаете разный брендированный бензин на заправках ТНК и ВР?

— Мы проводим специальные исследования и очень четко понимаем, кто наш клиент. У ТНК и ВР разные клиенты с разными потребностями, топливо Pulsar и Ultimate — это разные продукты со своими свойствами. Клиент BP — деловой человек, которому необходимо получить высококачественные услуги, для него важно, чтобы у машины было больше мощности, больший пробег между заправками. Клиент ТНК — это профессиональный водитель, проводящий много времени за рулем. Автомобиль для него является средством заработка, поэтому для него важно топливо, продлевающее ресурс двигателя, по приемлемой цене. В регионах предложение ТНК рассчитано также на премиальный сегмент потребителей. Поэтому мультибрендовая стратегия позволяет предлагать потребителю уникальный продукт в зависимости от его потребностей. Мы и дальше будем совершенствовать концепцию розничных продаж, разрабатывать новые форматы обслуживания, улучшать качество предоставляемых услуг.

— А как насчет дизельного топлива, хотите его брендировать?

— Мы запускаем проект Diesel Ultimate. Фирменное дизтопливо, как мы планируем, появится на станциях BP к концу этого года.

— Для чего вашей компании понадобилась команда ТНК Racing?

— Мне кажется, между гонками и топливом очень живая связь. Мы на таких чемпионатах в экстремальных спортивных режимах можем тестировать наши инновации — новые марки топлива, масло, присадки. И можем понять, как они влияют на скорость, на экономию, на срок службы двигателя. Вот, например, недавно команда «ТНК Racing Team» завоевала две золотые медали первого этапа гоночного чемпионата Russian Touring Car Championship (RTCC), который состоялся в Курске.

Для нас поддержка команды важна еще и потому, что многие наши клиенты увлекаются автоспортом и следят за тем, как развивается автомобильная промышленность, какие новые продукты появляются на рынке. В будущем ТНК-ВР, возможно, будет выпускать новое спортивное фирменное топливо для автогонок.

— Toyota признавалась в опасениях поставлять дизельные автомобили в Россию. Вроде бы по всей стране они исследовали качество дизельного топлива, и оно их не очень устраивало.

— Исторически в России бензин популярнее. Но сейчас, как мне кажется, тренд меняется. Изучение потребностей наших клиентов показывает, что дизель — это очень перспективное топливо, оно будет пользоваться спросом. Поэтому ТНК-ВР уже сегодня инвестирует масштабные средства в переработку, чтобы получить должное качество дизельного топлива. Diesel Ultimate по качеству будет превосходить параметры Евро-4 — ряд показателей будет на уровне Евро-5.

— В конце 2009 года председатель Госдумы Борис Грызлов, критикуя состояние нефтепереработки в стране, заявил, что затрудняется сказать, откуда на бензоколонках берется 98-й бензин. Как вы это прокомментируете?

— Думаю, было некоторое недопонимание. В нашей компании производство 98-го бензина — это высокотехнологичный процесс, связанный с переработкой. Но в принципе мы поддерживаем идею борьбы за качество. Ведь незаводской продукт действительно вреден для двигателя и экологии.

— А что происходит с переходом топлива на Евро-3 и Евро-4? На Евро-3 фактически не произошло перехода. При этом власти Москвы хотят сразу перейти на Евро-4…

— Мы понимаем, чем вызвано желание московского правитель­ства ускорить переход к стандартам Евро-4, и всячески поддерживаем стремление предлагать потребителям экологичное топливо. Выпуск Diesel Ultimate будет тому подтверждением. В целом на наших АЗС в Москве и Московской области 95-й и 98-й бензин уже соответствуют Евро-4 — а это 60% наших продаж в регионе. В ТНК-ВР принята программа по улучшению качества моторного топлива стоимостью 1,4 млрд долл. до 2015 года. Она позволит нашим НПЗ соответ­ствовать тем срокам и параметрам нового технического регламента: основной приоритет компании — соответствие всем экологическим нормам. В то же время в российских регионах есть еще много автомобилей, которые работают на 80-м бензине, их владельцы, к сожалению, не могут себе позволить приобрести новые машины. Не учитывать это нельзя. Поэтому необходим некий баланс, постепенный переход на Евро-4 и Евро-5.

Комментарии
Конфереция