В России все большую популярность получают плавучие АЗС и АЗС двойного назначения

В последнее время все большую популярность в России получают так называемые "плавучие" автозаправочные станции, а также АЗС двойного назначения. Несмотря на то что в нашей стране нефтяные компании стали работать в этом направлении сравнительно недавно - около пяти лет назад, аналитики считают, что в перспективе, несмотря на относительно небольшой объем этого сегмента рынка, он может быть интересен из-за наличия неудовлетворенного спроса и низкой конкуренции. Однако эксперты напоминают, что в развитии сети плавучих АЗС и АЗС двойного назначения есть и свои проблемы.
По мере развития водного транспорта в стране появляется спрос на услуги по заправке плавучих транспортных средств. Бункерные услуги появляются в виде плавучих АЗС и АЗС двойного назначения. Услугами плавучих АЗС в основном пользуются яхт-клубы, а также легкие плавучие средства в крупных водоемах. АЗС двойного назначения находят применение в городах с развитой водной инфраструктурой, а также большим количеством плавучих средств - в Санкт-Петербурге, Москве.
На сегодняшний момент практически каждая вертикально-интегрированная компания (ВИНК) либо уже имеет, либо намеревается развивать строительство "плавучих" автозаправочных станций, а также АЗС двойного назначения. Как рассказали в компании "Роснефть", в настоящее время НК владеет тремя станциями, способными заправлять водный транспорт, - "две в районе Волги и одна на Ангаре". Точнее будет их назвать маломерными плавучими бункеровочными станциями (ПБС). Каждая ПБС рассчитана на бесперебойную работу в течение практически всего года. Во время навигации ее клиентами являются владельцы лодок, яхт и катеров, зимой - любители подледной рыбалки, заправляющие свои снегоходы. Таким образом, ПБС не работает только в марте, когда заправка судов и зимнего транспорта невозможна из-за опасности ледохода.
В "Роснефти" отмечают, что плавучая бункеровочная станция представляет собой сложный комплекс сооружений. Основным ее элементом является нефтеналивная баржа, на которой, собственно, и располагается "заправка". Кроме нее существует дебаркадер, оснащенный причальной стенкой. Площадка для слива нефтепродуктов оборудована на берегу. На нее подъезжают бензовозы. Нефтепродукты подаются на баржу по гибкому трубопроводу. Специальная система предохраняет от утечек топлива. На Волге на дебаркадере действует даже магазин сопутствующих товаров площадью более 50 кв. м. В нем можно приобрести запасные части для плавсредств, рыбачьи снасти, воду и продовольственные товары. С берегом станция связана понтонами и причалом.
"Главное преимущество в них для народа в том, что это цивилизованный способ дозаправки. Это очень удобно. И самое главное, они исключают попадание нефтепродуктов в воду. Потому как когда заправляют кустарным способом, подъезжает некий бензовоз, от него тянут шланг, половина нефтепродуктов проливается в воду. Тут же все иначе. Плавучая станция - это обычная заправка: пистолет вставили, он закрылся, открылся и все", - говорят в "Роснефти", добавляя, что намерены развивать это направление в олимпийском Сочи. Плавучие заправочные станции предлагают клиентам дизельное топливо, а также бензин марок Аи-92 и Аи-95.
Наличием таких станций может похвастать и компания "ЛУКОЙЛ". В прошлом году компания России ввела в строй топливозаправочную станцию (ТЗС) двойного назначения - "вода-берег". Она, стоит отметить, обеспечивает заправку топливом не только маломерных судов в период навигации на Неве, но и автомобилей.
ТЗС рассчитана примерно на 500 заправок в сутки, включая 60 заправок маломерных судов. На береговой части станции в круглосуточном автоматическом режиме работают 4 топливораздаточные колонки с тремя сортами бензина и дизельным топливом. На причале оператор-матрос заправляет водный транспорт бензином Аи-95 или дизтопливом через одну колонку. В соответствии с требованиями безопасности суда заправляются только по одному и только в светлое время суток. В случае разлива нефтепродуктов дежурный катер способен незамедлительно выставить боновые заграждения и применить сорбенты для поглощения бензиновых пятен с поверхности воды. Как отмечают в компании, учитывая положительный опыт первой станции, вскоре планируется запуск еще одной ТЗС.
Два года назад в акватории Пироговского водохранилища компания "Татнефть" открыла АЗС на воде. Согласно программе, разработанной нефтяной компанией, водные заправочные станции будут размещены не только на Клязьминском водохранилище (Пироговское водохранилище является частью Клязьминского водохранилища от Чиверёва до Пироговской плотины) Московской области, но и на участках Волжско-Камского бассейна.
И как отмечают аналитики, а ведь еще совсем недавно плавучие АЗС и АЗС двойного назначения были экзотикой в России. "Более-менее активно заниматься этим направлением российские нефтяные компании начали лишь последние пять лет. Несмотря на относительно небольшой объем этого сегмента рынка, он может быть интересен из-за наличия неудовлетворенного спроса и низкой конкуренции", - отмечает заместитель начальника аналитического отдела ИК "Грандис Капитал" Тимур Хайруллин.
Однако, по словам экспертов, строительство плавучих АЗС и АЗС двойного назначения сопряжено с дополнительными сложностями - проекты должны соответствовать не только требованиям, предъявляемым к обычным АЗС, но и стандартам, применяемым при строительстве морских терминалов по перевалке нефте-продуктов. Поэтому решение вопроса с подведением необходимой инфраструктуры и согласованием проекта в различных инстанциях может затягиваться. "В развитии сети "плавучих" АЗС и АЗС двойного назначения есть свои проблемы. Основной проблемой является соблюдение владельцами АЗС экологических требований. Безусловно, эти требования для "плавучих" АЗС и АЗС двойного назначения очень высокие, но водная среда очень чувствительна к загрязнениям. Тут важен и вопрос контроля за соблюдением экологических норм, который, на наш взгляд, сейчас крайне слабо поставлен", - говорит управляющий портфелем UFS Investment Company Алексей Козлов.
По его словам, второй проблемой является выбор мест для размещения АЗС подобного рода, здесь есть своя специфика. К примеру, проблемы с подведением коммуникаций, обеспечения подхода к АЗС. "Если говорить в целом система плавучих АЗС и АЗС двойного назначения развита недостаточно, потому в процессе развития могут возникать новые сложности", - полагает аналитик. К тому же, по словам старшего аналитика ИК "ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент" Виктора Маркова, сегодня говорить о совершенствовании природоохранного законодательства преждевременно, поскольку в РФ пока мало водного транспорта. "По мере увеличения количества плавучих средств природоохранное законодательство будет совершенствоваться, а самое лучшее будет перениматься из западного опыта", - заключает собеседник.
Комментарии
Конфереция