Динамика спотовых цен на нефтепродукты в России с 7 по 11 июня

Высокооктановый бензин и летнее дизельное топливо дешевели в течение первой половины прошедшей недели, а в четверг-пятницу котировки этих продуктов бодро подрастали, поддерживаемые позитивной динамикой мирового рынка нефти и нефтепродуктов, а также завершением контрактования производителями основных объемов автомобильного бензина и дизельного топлива с поставкой в июне. Еще два фактора были индивидуальными: для высокооктанового бензина – это высокий сезонный спрос, а для летнего дизельного топлива – ожидания повышения цен в ближайшее время.

Ситуация на спотовом рынке топочного мазута отличалась: в среднем по стране продукт подешевел на 3,6%, главным образом, за счет четырех НПЗ ЛУКОЙЛа и заводов «Роснефти» в Сибири.

Розничные цены на автобензин, по данным «КОРТЕС», стабильны уже в течение двух недель, и свою роль в этом играют как приемлемый уровень маржи для независимых сетей АЗС, так и пристальное внимание ФАС к рынку нефтепродуктов. Средняя по России цена АЗС на дизельное топливо за две недели опустилась на 6 коп./л. Маржа АЗС по дизельному топливу в настоящее время существенно превышает аналогичный показатель по бензину Регуляр-92.

Средние по России цены спотового рынка, руб./т

 

средн. цена на 11.06.2010

+/- относительно 04.06.2010

Автобензин Нормаль-80

20226

-72

Автобензин Регуляр-92

23687

+162

Автобензин Премиум-95

26281

+103

Летнее дизельное топливо

16220

-99

Зимнее дизельное топливо

16410

-253

Топочный мазут

8698

-325

Авиационный керосин

16887

-60

Средние по России цены АЗС, руб./л

 

средн. цена на 11.06.2010

+/- относительно 04.06.2010

Автобензин Нормаль-80

19.42

-0.01

Автобензин Регуляр-92

22.48

-0.01

Автобензин Премиум-95

24.18

-0.01

Дизельное топливо

18.99

-0.04

 

Мировой рынок нефти

За прошедшую неделю нефть на биржах подорожала. Официальные цены июльских фьючерсов на нефть Brent и WTI 4 июня составляли соответственно $72,09/bbl и $71,51/bbl, а 11 июня – $74,35/bbl и $73,78/bbl.

В понедельник-вторник минувшей недели фьючерсы торговались в сравнительно узком диапазоне. В понедельник июльский фьючерс на нефть Brent немного подорожал, а на WTI – подешевел. Снижению котировок «черного золота» способствовали нисходящая динамика фондового рынка и падение курса EUR по отношению к USD до минимума с марта 2006 года. С другой стороны, некоторую поддержку ценам оказали ожидания дальнейшего сокращения запасов нефти в США.

Повышение цен на нефть во вторник во многом было связано с выступлением главы ФРС США Бена Бернанке. По его словам, экономика США способна избежать второй волны рецессии из-за долгового кризиса в Европе. В то же время Б.Бернанке отметил, что благодаря созданию европейского стабилизационного фонда, у Европы теперь достаточно денег, чтобы уплатить по обязательствам обремененных долгами стран региона и защитить Грецию, Португалию и Испанию от волатильности кредитных рынков на долгие годы. Дополнительную поддержку котировкам нефти оказали укрепление EUR и повышение фондовых индексов.

В среду, 9 июня цены на нефть значительно выросли, в основном благодаря макроэкономической статистике по Китаю, свидетельствовавшей примерно о 50%-ном росте экспорта в мае по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, которая ослабила беспокойство инвесторов по поводу возможного замедления роста экономики страны.

Способствовали росту котировок нефти и очередные данные о запасах нефти и нефтепродуктов в США. На неделе, завершившейся 4 июня, запасы нефти в стране сократились на 1,8 млн bbl, а на терминале Cushing запасы снизились на 500 тыс. bbl, до 37,4 млн bbl. Запасы бензинов в США не изменились, а спрос на продукт вырос на 0,2%, до 9,194 млн bbl/день. Учитывая начавшийся летний автомобильный сезон, можно ожидать дальнейшего увеличения потребления автомобильного бензина в США.

В четверг, 10 июня, цены на нефть выросли до максимального уровня за последние четыре недели и превысили отметку $75/bbl. Макроэкономические данные по Китаю, Японии и Австралии, опубликованные в тот денно, вселили в инвесторов уверенность в продолжающееся восстановление мировой экономики. Согласно данным Главного таможенного управления Китая, объемы экспорта в мае выросли на 48,5% по сравнению с маем 2009 года, а импорт за аналогичный период увеличился на 48,3%. Реальный ВВП Японии вырос в I квартале на 1,2% в квартальном исчислении или 5% в годовом, что превзошло ожидания аналитиков. Наконец, в Австралии в мае работодатели приняли на работу еще 26,9 тыс. человек, что также оказалось лучше прогнозов. Росту цен на нефть в минувший четверг также способствовали повышение ведущих фондовых индексов и значительное укрепление EUR по отношению к USD.

В пятницу, 11 июня, нефть дешевела после выхода данных о более слабом, чем ожидалось, росте промпроизводства в Китае в мае. Затем Министерство торговли США опубликовало данные, в соответствии с которыми розничные продажи в стране в мае снизились на 1,2%, что является самым значительным снижением с сентября 2009 года. Согласно прогнозу, подготовленному Bloomberg News на основе опроса 76 экономистов, розничные продажи должны были вырасти. После выхода негативной макроэкономической статистики по США цена июльского фьючерса на WTI на торгах на NYMEX опустилась на 2,3%.

 

Российский рынок нефти

На спотовом рынке нефти России затишье. По мнению участников рынка, торги нефтью с поставкой в июле могут начаться не ранее второй половины следующей недели – 17-18 июня. Причины тому, с одной стороны, ожидание участниками рынка выхода официальных экспортных графиков на третий квартал, а с другой – дополнительный выходной день 14 июня по случаю Дня России. Участники рынка предполагают, что цена сырья с поставкой в июле окажется существенно выше по сравнению со стоимостью нефти с поставкой в текущем месяце, в особенности на завершающем этапе торгов, когда котировки были близки к 6000 руб./т. В пользу такого развития событий говорят сразу несколько факторов.

Во-первых, это значительное снижение ставки экспортной пошлины с 1 июля. Так, средняя цена российской нефти в период с 15 мая по 9 июня включительно составила $70,84/bbl, сообщил Минфин в минувший четверг. В этом случае предварительная экспортная пошлина на нефть в июле снижается с $292,1/т – ставки пошлины, действующей с 1 июня, до $246,7/т (расчет «КОРТЕС» по формуле Минфина).

По оценкам «КОРТЕС», с учетом июньской пошлины средний экспортный эквивалент для УУ Сургут через Приморск 4-8 июня составлял 6370 руб./т, а 9-10 июня – 7270 руб./т. С учетом же предварительной июльской пошлины, аналогичный показатель за 4-8 июня составил бы 8050 руб./т, а за 9-10 июня – 8970 руб./т, что на 1680-1700 руб./т больше по сравнению с экспортным эквивалентом с июньской пошлиной.

Во-вторых, трейдеры полагают, что в условиях значительного снижения экспортной пошлины, производители сырья могут принять решение экспортировать дополнительные объемы нефти, а это, в свою очередь, может создать некоторый дефицит предложения на внутреннем рынке. Ситуация окажется обратной той, что сложилась во время торгов нефтью с поставкой в июне, когда компании, наоборот, стремились максимизировать продажи сырья на внутреннем рынке из-за падения экспортного эквивалента.

В-третьих, привлекательная конъюнктура российского рынка нефтепродуктов и сезонно высокий спрос на моторное топливо создают повод для закупки и переработки в июле дополнительных объемов сырья.

По мнению участников рынка, цена сырья с поставкой в июле может составить не менее 7700-7800 руб./т. Между тем представители добывающих компаний полагают, что возврат цены нефти к майскому уровню (8400-8500 руб./т в Западной Сибири) вполне обоснован текущими факторами российского и мирового рынка. Если ожидания производителей сырья оправдаются, а мировые котировки нефти останутся на текущем уровне, то скидка к экспортному эквиваленту может составить 500-600 руб./т.

 

Рынок автомобильного бензина

В начале минувшей недели разница между средней ценой бензина Премиум-95 на внутреннем рынке и его приведенными котировками относительно NWE составляла 6373 руб./т в пользу внутреннего рынка, относительно Med – 7329 руб./т также в пользу внутреннего рынка. Разница между средней ценой бензина Регуляр-92 на рынке Европейской части России и его приведенными котировками относительно NWE составляла 3471 руб./т в пользу внутреннего рынка. Таким образом, в начале прошедшей недели реализация автобензина на внутреннем рынке была привлекательнее его экспорта.

По данным «КОРТЕС», средние по РФ цены спотового рынка 11 июня составили:

  • на автобензин Нормаль-80                                20226 руб./т (-72 руб./т);
  • на автобензин Регуляр-92                                  23687 руб./т (+162 руб./т);
  • на автобензин Премиум-95                                26281 руб./т (+103 руб./т).

Индекс «КОРТЕС-Округ» (оптовый) по автобензину 11 июня составил:

 

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

ДФО

Нормаль-80

21213

-75

20233

-400

19938

+107

20396

-112

20250

0

19900

-242

21150

0

Регуляр-92

23975

-113

23833

+616

23272

+41

23817

-100

21600

0

24242

+459

26150

+100

Премиум-95

27225

-75

26975

+325

26359

-25

27217

-100

23292

0

25083

+483

26400

+200

На прошедшей неделе на спотовом рынке высокооктанового бензина наметился перелом тенденции. Если в понедельник-вторник цены на бензины Регуляр-92 и Премиум-95 как повышались, так и понижались, то с 9 июня котировки преимущественно росли, тем самым обеспечив рост средних по России цен по итогам недели.

Повышение цен на бензины Регуляр-92 и Премиум-95 участники рынка, с одной стороны, связывают с оживлением спроса на высокооктановые марки бензинов – с сезонным фактором. Кроме того, к концу первой декады июня производители законтрактовали практически все объемы автобензина, предназначенные для реализации на свободном рынке в текущем месяце. Так, по состоянию на 11 июня, предложение автобензина на свободный рынок было ограничено с Московского НПЗ, Саратовского НПЗ, «Орскнефтеоргснтеза», «Салаватнефтеоргсинтеза», Ангарской НХК и Комсомольского НПЗ.

В частности, «РуссНефть» уже к 10 июня законтрактовала все свободные объемы бензина Регуляр-92 производства «Орскнефтеоргсинтеза». Основные направления поставок товара в июне – собственные сбытовые подразделения, а также экспорт в Казахстан и другие страны Средней Азии.

Наиболее значительно цены на высокооктановый бензин за прошедшую неделю повысились в Центральном и Сибирском федеральный округах. При этом средняя по Центральному ФО цена на бензин Премиум-95 вплотную приблизилась к 27000 руб./т на фоне высокого спроса на продукт.

Между тем предложение объемов низкооктанового бензина на спотовый рынок было ограничено в меньшей степени, а на фоне завершения весенних полевых работ спрос на продукт со стороны сельхозпроизводителей заметно снизился. В результате средняя по России цена на низкооктановый бензин Нормаль-80 за прошедшую неделю понизилась.

Индекс «КОРТЕС-Володарка» по бензину Нормаль-80 за прошедшую неделю снизился на 0,7%, до 21650 пунктов, по Регуляр-92 – повысился на 0,4%, до 25300 пунктов, по бензину Премиум-95 – не изменился и остался на отметке 27500 пунктов.

Розничные цены на автобензин, по данным «КОРТЕС», в большинстве российских городов на прошедшей неделе не менялись, и такая ситуация сохраняется уже в течение двух недель. Маржа АЗС по бензину Регуляр-92 была выше 20% во всех федеральных округах, за исключением Южного и Сибирского (см. таблицу):

Регуляр-92

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

ДФО

Торговая наценка, %

25,9

26,2

30,5

24,5

37,3

24,9

27,7

Маржа АЗС, %

20,5

20,8

23,3

19,7

27,2

19,9

21,6

Средние по России цены АЗС 11 июня составили:

  • на автобензин Нормаль-80                                19.42 руб./л (-0.01 руб./л)
  • на автобензин Регуляр-92                                 22.48 руб./л (-0.01 руб./л)
  • на автобензин Премиум-95                               24.18 руб./л (-0.01 руб./л)

 

Рынок дизельного топлива

В начале минувшей недели разница между средней ценой летнего дизтоплива на внутреннем рынке и его приведенными котировками относительно NWE составила 2049 руб./т в пользу внутреннего рынка, а относительно Med – 2554 руб./т также в пользу внутреннего рынка. Реализация дизельного топлива на внутреннем рынке была привлекательнее его экспорта.

По данным «КОРТЕС», средние по РФ цены спотового рынка 11 июня составили:

  • на летнее дизельное топливо                           16220 руб./т (-99 руб./т)
  • на зимнее дизельное топливо                           16410 руб./т (-253 руб./т)

Индекс «КОРТЕС-Округ» (оптовый) по дизтопливу 11 июня составил:

 

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

ДФО

дизтопливо летнее

17038

-206

15979

-96

15656

+18

16075

-200

16350

-275

19713

-112

дизтопливо зимнее

15700

-617

16275

0

17188

-187

«Ценовое дно» на спотовом рынке летнего дизельного топлива пришлось на 8-9 июня. В понедельник-вторник минувшей недели продукт подешевел на большинстве НПЗ России, а в среду цены как росли, так и снижались. В четверг-пятницу цены на летнее дизельное топливо на спотовом рынке России преимущественно росли. Тем не менее, по итогам недели летнее дизельное топливо на спотовом рынке России подешевело на 0,6%, следовательно, пока можно говорить лишь о стабилизации цены на продукт в целом по России.

К минувшей среде торговая активность на рынке дизельного топлива снизилась, так как участники рынка заняли выжидательную позицию, пытаясь определить дальнейшее направление движения цен. Как уже отмечалось, 9 июня были опубликованы позитивные данные по запасам нефти и нефтепродуктов в США, а также сильная макроэкономическая статистика. В результате газойль на мировом рынке подорожал: 9-11 июня июльский фьючерс на газойль в среднем стоил на $18,9/т дороже, чем 7-8 июня.

Кроме того, к концу первой декады июня производители законтрактовали большую часть дизельного топлива, предназначенного для реализации на внутреннем рынке в текущем месяце. Оба фактора оказали поддержку ценам на летнее дизельное топливо. В свою очередь, трейдеры, опасаясь повышения цен, начали активно приобретать дизельное топливо.

В пользу опасений относительно повышения цен на летнее дизельное топливо в ближайшие месяцы свидетельствуют предложенные ТНК-ВР на СПбМТСБ форвардные контракты. Так, ТНК-ВР 10 июня предлагала дизельное топливо Рязанской НПК с поставкой в текущем месяце по цене 15900-16000 руб./т, а форвардные контракты с поставкой через два месяца и через три месяца соответственно по 16300 и 16400 руб./т. Летнее дизельное топливо ЯНОСа с поставкой в текущем месяце 10 июня было продано по 15650 руб./т, а с поставкой через два месяца – предлагалось по 16200 руб./т.

Индекс «КОРТЕС-Газойль» за прошедшую неделю понизился на 0,4%, до 15961 пунктов, при этом за последние четыре недели индекс понизился на 6,4%.

Индекс «КОРТЕС-Володарка» по летнему дизтопливу за минувшую неделю понизился на 0,3%, до 16685 пунктов, по летнему дизтопливу Евро – снизился на 0,8%, до 16800 пунктов.

Розничные цены на дизельное топливо снизились в четырех российских городах и повысились – в двух городах. По расчетам «КОРТЕС», маржинальная доходность АЗС по дизельному топливу во всех федеральных округах превышала 25% (см. таблицу):

Дизельное топливо

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

ДФО

Торговая наценка, %

38,9

34,1

37,9

38,3

40,8

45,1

35,8

Маржа АЗС, %

28,0

25,4

27,5

27,7

29,0

31,0

26,3

Средние по РФ цены АЗС на дизтопливо 11 июня составили 18.99 руб./л (-0.04 руб./л).

 

Рынок топочного мазута

В начале прошедшей недели разница между средней ценой топочного мазута на внутреннем рынке и приведенными котировками относительно NWE составила 1294 руб./т в пользу внутреннего рынка, а относительно Med – 1216 руб./т также в пользу внутреннего рынка. Реализация мазута на внутреннем рынке была привлекательнее его экспорта.

По данным «КОРТЕС», 11 июня средние по РФ цены спотового рынка на топочный мазут составили 8698 руб./т (-325 руб./т).

Индекс «КОРТЕС-Округ» (оптовый) по топочному мазуту 11 июня составил:

 

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

топочный мазут

9938

-575

8592

59

8569

-262

9221

-600

7975

-525

Топочный мазут активно дешевел на спотовом рынке России с понедельника по среду минувшей недели, а 10-11 июня котировки продукта в целом были стабильными. В результате за неделю цена топочного мазута снизилась на 3,6% в среднем по России. Основной вклад в наблюдавшееся снижение цены внесли четыре НПЗ ЛУКОЙЛа, а также заводы «Роснефти» в Сибири – Ачинский НПЗ и Ангарская НХК.

На Омском НПЗ мазут ТКМ-16 за прошедшую неделю, напротив, подорожал на 300 руб./т, до 7850 руб./т. По мнению трейдеров, изменение цены на мазут Омского НПЗ не согласуется с общей тенденцией спотового рынка России из-за сокращения объема переработки нефти на НПЗ в июне в связи с аварией на установке АВТ. «Газпром нефть», в первую очередь, выполняет обязательства в рамках экспортных контрактов и прямых договоров, а объем предложения мазута на спотовый рынок снижен.

 

Комментарии
Конфереция