Структура рынка АЗС в Санкт-Петербурге и Ленобласти в 2010 году. Основные события

Комментарий к презентации президента Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олега Ашихмина.

«О ситуации на топливном рынке города и области в 2010 г.» (Из доклада на заседании Российского топливного союза 15 июня 2010 г.)

Основные объемы поставок топлива на рынок Петербурга по-прежнему осуществляются с Киришского НПЗ. Однако с приходом на рынок новых игроков, вертикально-интегрированных компаний, на петербургский топливный рынок стали идти поставки с заводов, входящих в структуру ВИНКов. Это шесть-семь нефтеперерабатывающих заводов, некоторые операторы покупают топливо у своих коллег по рынку, некоторые приобретают его на бирже нефтепродуктов.

Следует отметить, что тарифы по доставке разными видами транспорта очень условны, особенно в отношении ж/д перевозок, поскольку существуют тарифы собственников, а также разные договоренности по тарифам с разными операторами. Поэтому разгон цены за доставку одной тонны топлива может составлять 1000 рублей.

К тому же тут важно отметить удаленность Петербурга от большинства нефтеперерабатывающих заводов. В связи с этим топливо в городе могло стоить дороже, однако из-за высокой конкуренции цены ниже, чем, например, при той же ситуации в Москве.

Следует особо подчеркнуть, что нефтебаз, специально оборудованных под хранение светлых нефтепродуктов, соответствующие требованиям по хранению топлив Евро 3, Евро 4, Евро 5 не так уж и много.

Большинство светлых нефтепродуктов храниться на нефтебазе «Ручьи» (ПТК).

Однако, к сожалению, в регионе много подпольных нелегальных объектов, которые оказывают услуги по хранению. Для того чтобы функционировать на полном основании, нефтебаза должна получить огромное число разрешений. Если взяться сейчас перечислять все документы, которые нужно рассчитать, разработать, подтвердить, зарегист­рировать, то, совершенно точно, времени перечислять все это не хватит. Вслед за регистрацией и получением лицензии нужно подготовить декларацию промышленной безопасности, а затем обязательно застраховать объект. Потом разработать проект природоохранных мероприятий, обоснованно рассчитать размер природоохранной зоны и утвер­дить ее в Москве, в Роспотребнадзоре. Плюс проект предельно допустимых выбросов и отходов, а также ежегодно получать лимиты на них и ежегодно же отчитываться по ним. Есть еще декла­рация пожарной безопасности, которая тоже согласовывается в Москве, есть множество других документов, которые нефтебаза, как объект повышенной опасности, должна иметь и регулярно обновлять. Иными словами, нефтехранилища подвергаются серьезному постоянному и практически тотальному контролю. Чего не скажешь о нелегальных храни­телях. За их деятельностью нет вообще никакого контроля. Возможно, местный пожарный инспектор в курсе, что на одной из территорий, находящихся у него в подчинении, стоит пара цистерн непонятного назначения, но по опреде­ленным причинам на этот факт предпо­читает закрывать глаза.

Топливный рынок в Санкт-Петербурге большинством экспертов признан одним из самых конкурентоспособных рынков в России.

Реализацией нефтепродуктов в городе занимаются практически все представители вертикально-интегрированных компаний (ВИНК), таких как Сургутнефтегаз, Лукойл, Газпром-нефть, ТНК-ВР, Роснефть, Татнефть, Башнефть, Статойл.

Независимые сети представляют Петербургская топливная компания, Фаэтон, Несте, Шелл, Линос и ряд небольших операторов.

Отмечу, что компании Несте и Шелл мы включили в раздел независимые сети, поскольку под ВИНКами понимаем все-таки те компании, которые осуществляют полную цепочку по конкурентному нефтепродукту – от добычи и переработки до сбыта.

Порядка 676 АЗС эксплуатируется на сегодняшний день в Санкт-Петербурге и Ленобласти, из них:

438 – в Санкт-Петербурге

238 – в Ленобласти

В настоящий момент по количеству АЗС в Санкт-Петербурге и Ленобласти тройку лидеров представляют компании ЛУКОЙЛ, ПТК и Киришиавтосервис. В целом по количеству представленных на рынке брендов можно говорить о высокой конкурентной среде топливной сферы в регионе.

По Санкт-Петербургу эти доли немного отличаются. Тройку лидеров по количеству АЗС  составляют компании ЛУКОЙЛ, ПТК и Несте.

В Ленобласти этой тройкой являются компании Киришиавтосервис, ПТК и ЛУКОЙЛ.

Доля вертикально-интегрированных компаний в Петербурге за последние пять лет почти приблизилась к 50%.

В Ленобласти частных операторов пока чуть больше чем в городе. Однако заявленные планы ВИНК по разрастанию сетей в области говорят о скором изменении ситуации и перераспределению долей.

 

Ценообразование и нелегальная торговля

Формирование цен на розничном рынке нефтепродуктов напрямую зависит от оптовых цен, на которые существенное влияние оказывает мировая коньюктура рынка и внутренняя политика в области ценообразования. Колебания розничных цен напрямую зависят от оптовых, но существует примерно месячная задержка в реакции рынка на изменение оптовых цен, как в случае их уменьшения, так и увеличения: во-первых мгновенно реагировать не позволяет жесткая конкуренция, во-вторых – остаются старые запасы, которые необходимо реализовать. С понижением оптовых цен ситуация такая же – розничные цены не сразу реагируют на это, а только по прошествии, примерно, одного месяца.

На представленном графике хорошо видно, каким образом происходило изменение цен в 2009-2010 годах.  Тенденция к уменьшению цен прекратилась весной 2009 года и после некоторой стабилизации произошло повышение цен с середины лета 2009 года. Особенно динамично цены корректировались по бензинам, и, в меньшей степени, по дизельному топливу. На корректировку цен по дизельному топливу, помимо колебаний оптовых цен, оказывает давление значительное падение объемов потребления со стороны корпоративных клиентов и, как следствие, обострение конкуренции на этом сегменте рынка. В 2010 году розничные цены вели себя достаточно спокойно хотя в последние месяцы мы так же отмечаем увеличение цен. В настоящий момент можно говорить о том что рынок находится в равновесном состояние, и, если не будут происходить существенные корректировки цен в оптовом звене, цены будут находится на данном уровне.

Я бы хотел в своем выступлении остановится на факторах, которые, пусть и не так существенно, как оптовые цены, влияют на розничные цены на АЗС.

  1. Из-за кризиса произошло уменьшение объема потребления топлива корпоративными клиентами в среднем на 30%. Частный клиент преимущественно сохранил свое поведение, однако в некоторые периоды можно отметить уменьшение потребления в этом секторе в среднем на 5%.
  2. Помимо тенденций по уменьшению потребления корпоративными клиентами, отмечается их отток с сетей АЗС, легально работающих на рынке к нелегальному сектору – розлив топлив с бензовозов на трассах и модульных АЗС, установленных на территориях предприятий без необходимых согласований. При этом следует отметить, что модульные станции работают не только под нужды конкретного предприятия, но и разливают топливо сторонним компаниям, как легальная АЗС. Хотелось бы пояснить термин «нелегальная точка отпуска нефтепродуктов» – в данном случае мы понимает под этим розлив с бензовозов, модулей, контейнерных станций нефтепродуктов без необходимых разрешений и согласований. Если предприятие заправляет свои машины с согласованного пункта налива, будь то модуль, или КАЗС на своей территории -  то такая деятельность вполне легальная и разрешенная. Под нелегальной понимается аналогичная деятельность без соблюдения элементарных требований, предъявляемых к объектам данного типа.
  3. Введение Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденный постановлением правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118 также напрямую влияет на ценообразование на рынке. В соответствии с новым техническим регламентом, все топливо, поступающее на городские автозаправочные станции, должно проходить экспертизу в специализированных лабораториях и получать сертификат соответствия. Компаниям необходимо тратить большие средства на соответствие требованиям регламента, соответственно, их затраты возрастают. 
  4. Еще одна тенденция, которая сегодня активно проявляет себя в Петербурге – это приход новых игроков на рынок и, соответственно, строительство новых АЗС, на фоне стагнации рынка. Мы считаем, что многими аналитиками переоценивается ликвидность рынка Санкт-Петербурга, что и приводит к ошибкам при формировании бизнес-планов компаний. В настоящий момент, с нашей точки зрения, рынок достаточно развит как с точки зрения насыщенности его потребителями, так и компаниями, поставляющими нефтепродукты. А анализ через сравнение нашего региона с Московским путем прямых аналогий не отражает реального поведения потребителей, интенсивность их перемещений, транзитные потоки и т.д.

Все эти тенденции влияют на ценообразование на рынке не только в настоящий момент, но и будут продолжать оказывать влияние и в последующие годы. Поэтому я бы хотел остановится на каждой из них более подробно:

В Петербурге происходит четкое расслоение рынка с т.зр. качества топлива и законности обеспечения его реализации – легальный и нелегальный рынок. Все легальные операторы, работающие на рынке, находятся под серьезным контролем со стороны Федеральных контролирующих органов. Между тем, существует множество компаний, которые не намерены вкладывать средства в хранение и лаборатории. Это так называемые нефтебазы, которые оказывают услуги хранения, хотя ни качества, ни лабораторий, ни сертификаций у них нет. Это трудно определяемые компании, осуществляющие торговлю дизельным топливом  прямо с бензовоза. Примеры вы видите на слайдах: в п. Ушаки на трассе «Санкт-Петербург-Москва» (автостоянка у кафе «Пирамида»); заправочный модуль в виде морского 40-фунтового контейнера с оборудованной внутри емкостью размещен на автостоянке на 621 километре автомобильной дороги «Санкт-Петербург-Москва»; подобные модули размещены в п. Ленсоветовский на той же автодороге, а также на автостоянке в п. Ульяновка (фотографии нелегальных точек торговли топливом предоставлены Нефтяным клубом СПб).

Несанкционированные модули по заправке топливом активно размещаются и на территории различных предприятий. Так, подобный модуль установлен в Шушарах.

У подобных заправок нет никаких согласований, отсутствует фискальный регистратор, мерник, документы о госпроверке топливораздаточных колонок, журналы и документы, предусмотренные правилами технической эксплуатации АЗС, пожарная сигнализация, не выполнена молнезащита, не проведены мероприятия по предотвращению разлива нефтепродуктов. Т.е. нарушен немалый список требований, разрешающих безопасную эксплуатацию автозаправочных станций. Между тем, компании, которые устанавливают подобные модули совсем не скрываются, а, напротив, активно рекламируют себя. В Интернете представлено множество сайтов фирм, реализующих, в частности, дизельное топливо с бензовозов или контейнерных станций. Вот некоторые из них: ООО «Ваша топливная компания», «Галахад Энтерпрайзис», «Контейнерная заправочная станция», компания «Новые АЗС», ООО «Ойл-Строй», ООО «Авто-Альянс» и другие. Таких компаний много.

При этом потребитель, преимущественно корпоративный клиент, воспринимает этот рынок как единое целое и ориентируется сейчас преимущественно на цену товара. В условиях кризиса для потребителя важнейшим параметром оказывается цена. Поэтому компании в условиях ужесточения конкуренции заведомо готовы идти на ухудшение качества, нарушения законодательства, ради достижения этой цены.

По этой ситуации можно предположить несколько вариантов развития событий:

Рынок должен соответствовать законодательству. Если этого не происходит, и налицо мы видим его четкое расслоение на легальный и нелегальный сектор, то нужно всем позволить устанавливать отдельные заправочные модули на предприятиях или торговать топливом с бензовозов, и таким образом, привести рынок в некое равновесие.

Во время обращений Нефтяного клуба в различные ведомства, в частности, в прокуратуру, с просьбой разобраться с нелегальной торговлей топливом, мы столкнулись с правовой коллизией. Дело в том, что для правоохранительных органов это «черный»  рынок, он не является уголовно преследуемым, т.к. поставки топлив вполне могут производиться легальным путем. Проверять как это топливо реализуется – это не задача МВД. Однако для потребителя – это один и тот же рынок! Ему предлагается только цена, например, 18 рублей за литр дизельного топлива на АЗС или 15 рублей – с бензовоза.  

К тому же у ряда контролирующих и проверяющих органов нет полномочий заходить на некоторые закрытые предприятия и проверять их деятельность. Просто по жалобе гражданина это не всегда возможно сделать. Обращения в МЧС, в налоговую инспекцию, в антимонопольную службу, и даже в правоохранительные органы, законодательство которых нарушают нелегальные торговцы топливом, не вызвали какой-либо серьезной реакции этих ведомств. «Состава преступ­ления», по которому стоит вести какое-то расследование, они не видят, пресекать незаконную экономическую деятельность не считают возможным. Вот и выходит закол­дованный круг: государство, которое должно быть больше всего заинтересовано в том, чтобы вывести нелегальный бизнес из тени, оказывается к ситуации безучастным.

Госдума отклонила подготовленные депутатами поправки к Налоговому кодексу о включении транспортного налога в РФ в цену бензина. Не совсем понятно применение этих налогов. Например, существует лесная переработка бензина, там об акцизах речи нет, а бензин этот опять же идет на АЗС. В городе известно не так много хранилищ, которые соответствуют требованиям Евро-4 или Евро-5. Некоторые компании позволяют себе хранить топливо в цистернах, врытых в землю, так называемых лежаках. На рынке существуют и, самое главное, активно работают нелегальные базы. У них нет регистрации, нет лицензии, нет других необходимых для функционирования нефтебаз документов. Но они хранят топливо и реализуют его. О качестве этого топлива говорить не приходится. Владельцы этих цистерн вопросами качества хранения, конечно, не занимаются. Здесь бизнес простой: залил топливо — получил деньги, отгрузил — опять получил. Липовые договора, липовые сертификаты и паспорта качества.

При этом, выполняя требования технического регламента, часть компаний соблюдает законодательство и соответствует ему, поэтому затраты ложаться на себестоимость продукта. Но это делает только часть рынка. Остальная – нарушая закон, экономит и получает дополнительную прибыль. Такое разделение рынка в среднем на 15% снижает торговлю. Это приводит к тому, что средний объем реализации АЗС падает. Соответственно, компании вынуждены увеличивать себестоимость розлива одного литра. Согласитесь, реализация 20 тыс. литров в сутки и 5 тыс. литров – разная экономика. Станция может стать просто убыточной.

Если бы такого разделения рынка не было, можно предположить, что цены на АЗС в Петербурге могли бы быть на 50-80 копеек ниже, чем есть сейчас. А пока у розничных операторов нет никакой возможности вернуть потребителя назад, поскольку процветает нелегальный рынок топлива.

В результате получается, что рынок разделен на две половины – белую, легальную, где живут по правилам и законам, и черную, неле­гальную, где о них даже не слышали. К ним не приходят с проверками всевоз­можные инспекции, их не забрасывают запросами «антимонопольщики», они существуют в некоем экономическом раю. Соответственно, усилий и затрат на такой бизнес чрезвычайно мало. Конку­рировать с ними легальным представи­телям рынка крайне сложно.

Поэтому, в заключение, хочется отметить, что нельзя при анализе рынка не рассматривать его целиком - это приводит к искажению реальной ситуации. Мы должны стремиться к цивилизованному рынку, приведению его в состояние равновесия. И ответы на поставленные мной вопросы нужно искать совместно. Законодательство РФ вполне позволяет достигнуть это равновесие рынка, весь вопрос в интерпретации закона и его выполнении.

 

Испытательные лаборатории

Основные испытательные лаборатории аккредитованы для проведения работ по подтверждению соответствия требованиям технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118.

Здесь выделены основные лаборатории, способные проводить полноценные анализы топлив. Отдельно отмечены лаборатории, которые специализируются на некоторых показателях топлив.

Хотелось бы затронуть вопросы, связанные с проведением анализов нефтепродуктов и вводимых штрафах за несоблюдение техрегламентов. У участников рынка данный вопрос вызывает определенное беспокойство по причине нехватки в регионе сертифицированных под уровень топлив евро-4 евро-5 лабораторий. Эту нехватку лабораторий по всему Северо-западному региону, не только по Петербургу, отмечают и в региональном отделе Ростехрегулирования. В дополнение к этому из списка лабораторий, которые могут производить анализы, исключены лаборатории компаний, которые еще больше ухудшают данную ситуацию.

Не совсем понятно требование проводить испытания в независимых лабораториях. Что под этим понимается? Ведь если лаборатория какой-то компании будет перерегистрирована в отдельное юридические или физическое лицо, она не станет от этого независимой. Кстати, действующий с 1 января 2010 г. ГОСТ Р 53229-2008 «Оценка соответствия. Правила проведения работ по подтверждению соответствия автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и топочного мазута» не дает необходимых разъяснений по термину «независимая испытательная лаборатория» и порядку его применения в практической деятельности. В соответствии с Федеральным законом. № 184-ФЗ основанием для выполнения испытательными лабораториями своих функций является их аккредитация. Никаких других условий (в частности, независимость испытательных лабораторий) для проведения испытаний продукции Законом не предусмотрено. Требования технического регламента и ГОСТ Р 53229-2008  о привлечении для сертификационных испытаний продукции только НЕЗАВИСИМЫХ аккредитованных испытательных лабораторий  также не позволяют отечественным нефтяным (топливным) компаниям использовать уже созданную испытательную базу, а также исключает какую-либо конкуренцию в сфере испытаний продукции. Большинство компаний боятся привлекать для проведения сертификационных испытаний продукции на соответствие техрегламенту аккредитованные на техническую компетентность испытательные лаборатории НПЗ и крупных нефтебаз, оснащенные современным оборудованием. В результате ПЕРЕДОВЫЕ АККРЕДИТОВАННЫЕ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ НК И ТК (ОСОБЕННО ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ НПЗ) ОТСТРАНЕНЫ ОТ ПРАВА ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ НЕФТЕПРОДУКТОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ! Получается, что нефтяная отрасль России, имеющая около 30 НПЗ, более 2 тысяч перевалочных и распределительных нефтебаз, более 25 тысяч АЗС, порядка 200 аккредитованных испытательных лабораторий нефтепродуктов, должна развивать только несколько «НЕЗАВИСИМЫХ» (юридически) аккредитованных испытательных лабораторий.

 

В заключение хотел бы остановится на нескольких заметных событиях для нашего региона, произошедших в течение 2009-2010 года.

Это:

  • Проведение аукционов Фондом имущества Санкт-Петербурга
  • Банкротство компании «Фаэтон»
  • Запуск расчетных фьючерсов на нефтепродукты на Бирже «Санкт-Петербург»
  • Борьба с нелегальной торговлей нефтепродуктами

В 2009 году Фонд имущества Петербурга только один раз проводил торги на право аренды участков под АЗС. Так, в мае 2009 года ЗАО «Газпромнефть Северо-Запад» приобрело за 193,920 млн рублей право аренды 12 земельных участков под строительство АЗС.

В 2010 году торги участками не проводились.

Ближайшие торги - 14 июля 2010. Адрес земельного участка: Санкт-Петербург, 2-й Верхний пер., участок 1 (юго-западнее д. 8, литера А по 2-му Верхнему пер.). Площадь земельного участка - 4 099 кв. м. Начальная цена права аренды участка на срок проектирования и строительства (29 месяцев) - 17 000 000 руб.

В 2009-2010 годах компаниями Лукойл, Газпром-нефть, ТНК-ВР, Роснефть на новых участках было введено в эксплуатацию не более 15 АЗС.

В ближайшие 2-3 года компаниям Газпром-нефть, ТНК-ВР, Роснефть предстоит освоить порядка 50 участков, полученных ранее через торги Фонда имущества Петербурга.

Участники топливного рынка Петербурга отмечают, что увеличение количества АЗС в городе, а также последствия кризиса, привели к уменьшению средних объемов реализации на одной АЗС.

Оператор АЗС «Фаэтон-Аэро» 20 мая 2009 г. подал в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области иск с требованием признать себя банкротом

В июне 2009 г. арбитраж ввел наблюдение на «Фаэтон-аэро», общий долг компании год назад составлял 6,5 млрд руб., из которых 4,1 млрд — перед банками.

В мае 2010 г. на первом собрании кредиторов «Фаэтон-аэро» около 60% кредиторов проголосовали за введение внешнего управления на 18 месяцев. В собрании участвовали все 18 конкурсных кредиторов, общий долг перед которыми — 5,1 млрд руб.  Таким образом, в течение этого времени компания должна выправить свою финансово-экономическую ситуацию и начать расплачиваться со всеми своими кредиторами.

ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург» совместно с ИАЦ «КОРТЕС» в феврале 2010 г. запустила расчетные фьючерсы на нефтепродукты.

ИАЦ «КОРТЕС» ведет ежедневную публикацию нового индекса цены на отечественное дизельное топливо – «КОРТЕС-Газойль». Данный индекс используется Биржей «Санкт-Петербург» для организации исполнения расчетных фьючерсных контрактов на дизельное топливо.

Суть фьючерсных контрактов, как финансовых инструментов, сводится к возможности застраховаться от скачков цен на нефтепродукты, которые происходят в России в течение года.

Контракт не предполагает осуществления поставки и исполняется путем финансовых взаиморасчетов, гарантом которых выступает Клиринговый центр РТС.

Основная цель: для участников рынка нефтепродуктов -  возможность хеджировать свои собственные операции в рублях; для трейдеров - новый инструмент для торговых операций; для министерств и ведомств – индикатор прогнозных цен на дизельное топливо.

Комментарии
Конфереция