Спотовые цены на нефтепродукты в среднем по России снизились

На прошедшей неделе на спотовом рынке России подешевели все основные нефтепродукты – автобензин, летнее дизельное топливо и топочный мазут; наблюдаемое снижение цен, главным образом, связано с падением мировых котировок нефти и нефтепродуктов, и как следствие – эффективности экспортных поставок. Если мировые котировки нефти и нефтепродуктов продержатся на текущем уровне в течение ближайших двух недель, то на российском рынке основные партии нефтепродуктов с поставкой в июне, скорее всего, будут законтрактованы по сниженным ценам. Это позволяет надеяться на стабилизацию розничных цен на автомобильный бензин, которые после непродолжительного снижения в декабре 2009 года – январе 2010 года уже практически вернулись к максимумам 2009 года.

Средние по России цены спотового рынка, руб./т

 

средн. цена на 21.05.2010

+/- относительно 14.05.2010

Автобензин Нормаль-80

20679

-185

Автобензин Регуляр-92

23883

-76

Автобензин Премиум-95

26256

-22

Летнее дизельное топливо

17198

-226

Зимнее дизельное топливо

17571

+17

Топочный мазут

9422

-107

Авиационный керосин

17291

-56

Средние по России цены АЗС, руб./л

 

средн. цена на 21.05.2010

+/- относительно 14.05.2010

Автобензин Нормаль-80

19.4

+0.02

Автобензин Регуляр-92

22.43

+0.06

Автобензин Премиум-95

24.1

+0.05

Дизельное топливо

19.03

+0.02

 

Мировой рынок нефти

На прошедшей неделе нефть на биржах продолжила дешеветь. Июльский фьючерс на нефть Brent подешевел на $6,25/bbl, до $71,68/bbl, на WTI – опустился на $5,39/bbl, до $70,04/bbl. С 3 мая, когда цены на нефть Brent и WTI составляли соответственно $88,94/bbl и $86,19/bbl, «черное золото» подешевело на $16-17/bbl.

Долговой кризис в Европе и связанное с ним укрепление американской валюты по отношению к EUR продолжали оказывать давление на котировки сырья. По мнению аналитиков, усилия стран по сокращению дефицита бюджета, в конечном счете, приведут к снижению темпов восстановления экономики и ограничат рост спроса на нефть.

Германия с 19 мая ввела запрет на необеспеченные короткие продажи акций ряда компаний, а также запретила покупать кредитные дефолтные свопы по облигациям европейских стран инвесторам, которые не владеют базовым активом. Эта новость дала участникам рынка повод ожидать усугубления долговых проблем в еврозоне и вызвала недовольство среди соратников Германии по ЕС.

Опубликованный в минувшую среду еженедельный отчет о запасах нефти в США оказался противоречивым. С одной стороны, запасы на терминале Cushing на неделе, завершившейся 14 мая, увеличились на 0,9 млн bbl, до 37,9 млн bbl. При этом запасы нефти в США выросли на 0,2 млн bbl, до 362,7 млн bbl, что меньше, чем ожидавшийся аналитиками прирост на 0,5 млн bbl. Загруженность американских НПЗ понизилась в 88,4% до 87,9%.

Напротив, запасы бензинов в США сократились на 0,3 млн bbl, 221,8 млн bbl (аналитики ожидали снижение на 0,9 млн bbl), а запасы дистиллятов снизилось на 1 млн bbl, 152,8 млн bbl (прогнозировался рост на 1 млн bbl). Среднее за 4 недели потребление нефтепродуктов в США увеличилось третий раз подряд и составило 19,205 млн bbl.

В минувший четверг нефть подешевела после публикации негативных макроэкономических данных. Так, в США число первичных обращений за пособием по безработице в США выросло на 25 тыс., до 471 тыс. Аналитики ожидали, что показатель снизится до 440 тыс. Индекс опережающих индикаторов в США снизился на 0,1%. Рассчитываемый Еврокомиссией индекс потребительской уверенности в мае показатель снизился до -18 пунктов против -15 пунктов в апреле.

Падение ведущих фондовых индексов лишь добавляло негатива рынку нефти. Так, DJIA 18-20 мая снизился на 5,2%, а SnP 500 потерял 5,7%.

В пятницу парламент Германии одобрил выделение ?147,6 млрд в общеевропейский стабилизационный фонд. Европейская валюта на этом фоне продолжила укрепляться по отношению к USD. Цена нефти Brent практически не изменилась, а WTI подешевела после публикации данных компанией Genscape, что запасы нефти на терминале Cushing выросли на 500 bbl за неделю, завершившуюся 18 мая.

 

Российский рынок нефти

Торги июньскими объемами нефти на российском рынке начались 14 мая со сделки, заключенной по цене 7200 руб./т (Западная Сибирь), что оказалось близко к значению экспортной альтернативы для УУ Сургут через Приморск (7280-7290 руб./т). Цена нефти в тот день была на 1200-1300 руб./т ниже по сравнению со стоимостью майских партий западносибирского сырья. Причиной значительного снижения цены на нефть с поставкой в июне стало, с одной стороны, падение мировых котировок нефти, совпавшее с началом торгов на рынке России. С другой стороны, пошлины на экспорт нефти с 1 июня повышается на $8,1/т, что автоматически снижает net-back еще примерно на 250 руб./т.

В течение прошедшей недели продажи западносибирской нефти в основном были завершены. Окончанием торгов стал тендер «Роснефти», состоявшийся 21 мая. В течение прошедшей недели мировые котировки нефти и экспортный эквивалент снижались, и в результате котировки западносибирского сырья на рынке России в прошедшую пятницу составили 6000-6200 руб./т. Несмотря на столь низкую цену, 21 мая нефть торговалась с премией к экспортному эквиваленту в районе 600-700 руб./т. Основные партии западносибирской нефти также были проданы либо по ценам, близким к net-back, либо с премией к экспортному эквиваленту.

Из-за падения мировых цен на нефть во время торгов, продавцы стремились оперативно перенаправить потоки сырья с экспорта на внутренний рынок. В особенности это касается менее эффективных «южных» направлений экспорта. Дополнительные объемы сырья, появившиеся на рынке, «давили» на цену нефти. Кроме того, причиной беспокойств среди нефтепереработчиков было продолжающееся падение мировых котировок нефтепродуктов и заметное снижение цен на топлива на рынке России. В результате, западносибирская нефть с поставкой в июне реализована по ценам на 1200-2400 руб./т ниже в сравнении с майскими объемами.

Структура поставок сырья на Афипский НПЗ в июне претерпит изменения. Если в мае на НПЗ присутствовали три переработчика: «Роза мира», «Роснефтегазэкспорт» и «Нефтегазиндустрия-Инвест» (новый владелец завода), то в следующем месяце остается лишь один поставщик сырья в лице «Нефтегазиндустрия-Инвест». При этом в июне завод увеличит переработку нефти до 300 тыс. т. Весь объем сырья компания приобрела у одного продавца. Небольшие добывающие компании, которые ранее поставляли нефть на Афипский НПЗ, обеспокоены сложившейся ситуацией и вынуждены подыскивать иные варианты продажи сырья. Кроме того, по мнению участников рынка, закупка всего объема нефти у одного поставщика может неблагоприятно сказаться на обеспечении завода сырьем из-за увеличения ценовых рисков.

Первоначально «Башнефть» намеревалась в июне переработать на Уфимской группе НПЗ 2 млн т сырья (1,1 млн т западносибирской и 0,9 млн т башкирской нефти). Однако к концу прошедшей недели компания еще не получила от «Транснефти» подтверждения прокачки западносибирской нефти в объеме 1,1 млн т. В этой связи компания в июне переработает, скорее всего, 1,8 млн т нефти, что аналогично объему переработки в мае. Западносибирское сырье будет закуплено в рамках долгосрочных контрактов с ЛУКОЙЛом, ТНК-ВР, «Сургутнефтегазом» и Shell. На «растущем» рынке нефтепродуктов увеличение объема переработки нефти в июне выглядит логично, но сейчас целесообразность этого шага оказывается под вопросом, так как увеличение предложения бензина и дизельного топлива может привести к дополнительному снижению цен на спотовом рынке России.

 

Рынок автобензина

В начале минувшей недели разница между средней ценой бензина Премиум-95 на внутреннем рынке и его приведенными котировками относительно NWE составляла 5638 руб./т в пользу внутреннего рынка, относительно Med – 6321 руб./т также в пользу внутреннего рынка. Разница между средней ценой бензина Регуляр-92 на рынке Европейской части России и его приведенными котировками относительно NWE составляла 3121 руб./т в пользу внутреннего рынка. Таким образом, в начале прошедшей недели реализация автобензина на внутреннем рынке была привлекательнее его экспорта.

По данным «КОРТЕС», средние по РФ цены спотового рынка 21 мая составили:

  • на автобензин Нормаль-80                                20679 руб./т (-185 руб./т);
  • на автобензин Регуляр-92                                  23883 руб./т (-76 руб./т);
  • на автобензин Премиум-95                                26256 руб./т (-22 руб./т).

Индекс «КОРТЕС-Округ» (оптовый) по автобензину 21 мая составил:

 

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

ДФО

Нормаль-80

21188

0

20817

+17

20431

-250

21113

0

20175

+200

20233

-217

22200

-1300

Регуляр-92

24013

-200

23900

-217

23478

+22

24254

0

22150

0

24100

-67

27150

-450

Премиум-95

27263

0

26850

-117

26444

+44

26950

0

23292

0

24750

0

27050

-450

На минувшей неделе на спотовом рынке России продолжилось снижение цен на автобензин. Причем в среднем по стране подешевели все основные марки автобензина – Нормаль-80, Регуляр-92 и Премиум-95. Основную роль в этом играет падение мировых котировок нефти и автобензина.

Рязанская НПК 12 мая досрочно завершила плановый капитальный ремонт восьми технологических установок и вышли на плановую мощность. Появление на рынке Центрального ФО дополнительных объемов высокооктанового бензина производства Рязанской НПК привело к снижению цен на Регуляр-92 на РНПК и ЯНОСе и Премиум-95 – на ЯНОСе. «Роснефть» на прошедшей неделе значительно снизила цену бензина Премиум-95 Комсомольского НПЗ. В результате продукт на российском рынке символически, но подешевел.

Цены на бензин Регуляр-92 снизили ряд производителей Северо-Западного, Центрального, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Между тем в Приволжском ФО Регуляр-92 незначительно подорожал. Небольшое повышение цены на Регуляр-92 в Приволжском ФО связано с тем, что НПЗ региона уже законтрактовали майские партии бензина, и предложения продукта на рынок поступали в основном от трейдерских компаний. По аналогичной причине в Приволжском ФО повысилась цена на бензин Премиум-95.

Следующая неделя должна стать определяющей для российского рынка автобензина в июне. Два фактора указывают на то, что цены должны снизиться, или, в крайнем случае, стабилизироваться: падение мировых котировок нефти и автобензина, и значительное снижение цен на июньские объемы нефти на рынке России. Учитывая, что цены на спотовом рынке автобензина России сейчас намного привлекательнее по сравнению с экспортной альтернативой, производители, по всей видимости, постараются максимизировать продажи июньских объемов автобензина на внутреннем рынке. Рост предложения автобензина может привести к снижению цен на спотовом рынке, а затем и на мелкооптовом рынке. Розничные цены на автобензин в этой ситуации, скорее всего, стабилизируются. Условием реализации такого сценария является сохранение мировых цен на нефть и автобензин на низком уровне в течение текущей и следующей недель.

Индекс «КОРТЕС-Володарка» по бензину Нормаль-80 за прошедшую неделю подрос на 0,3%, до 22465 пунктов, по Регуляр-92 – повысился на 0,6%, до 25475 пунктов, по бензину Премиум-95 – понизился на 1,1%, до 27100 пунктов.

Розничные цены на автобензин, по данным «КОРТЕС», повысились во всех федеральных округах, за исключением Северо-Кавказского и Дальневосточного. Маржа АЗС по бензину Регуляр-92 на прошедшей неделе подросла за счет снижения цен на спотовом рынке России и была выше 20%-ного уровня в Северо-Западном, Центральном, Приволжском и Уральском федеральных округах (см. таблицу):

Регуляр-92

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

ДФО

Торговая наценка, %

25,8

25,6

29,2

21,6

33,9

24,7

24,1

Маржа АЗС, %

20,5

20,4

22,6

17,7

25,3

19,8

19,4

Средние по России цены АЗС 21 мая составили:

  • на автобензин Нормаль-80                                19.40 руб./л (+0.02 руб./л)
  • на автобензин Регуляр-92                                 22.43 руб./л (+0.06 руб./л)
  • на автобензин Премиум-95                               24.10 руб./л (+0.05 руб./л)

 

Рынок дизтоплива

В начале минувшей недели разница между средней ценой летнего дизтоплива на внутреннем рынке и его приведенными котировками относительно NWE составила 3008 руб./т в пользу внутреннего рынка, а относительно Med – 3508 руб./т также в пользу внутреннего рынка. Реализация дизтоплива на внутреннем рынке была привлекательнее его экспорта.

По данным «КОРТЕС», средние по РФ цены спотового рынка 21 мая составили:

  • на летнее дизельное топливо                           17198 руб./т (-226 руб./т)
  • на зимнее дизельное топливо                           17571 руб./т (+17 руб./т)

Индекс «КОРТЕС-Округ» (оптовый) по дизтопливу 21 мая составил:

 

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

ДФО

дизтопливо летнее

17888

-175

16583

-359

16578

-88

17546

-150

17408

-292

21300

-988

дизтопливо зимнее

18225

-300

17075

+158

16950

-300

18050

-125

Снижение цен на летнее дизельное топливо приняло повсеместный характер. За прошедшую неделю продукт подешевел на спотовом рынке России на 1,3%, а за последние три недели средняя по России цена летнего дизтоплива снизилась на 2,5%.

В настоящее время дизельное топливо дешевеет из-за падения мировых котировок газойля. Так, с 4 по 21 мая газойль на ICE Futures Europe подешевел на $133/т. На прошедшей неделе газойль стоил в среднем $624,85/т, что на $56,75/т меньше аналогичного показателя за 10-14 мая. Другие причины снижения цен на летнее дизельное топливо в России – достаточное предложение продукта на свободный рынок производителями и появление на рынке объемов дизельного топлива из запасов Росрезерва.

Еще в начале прошедшей недели реализация дизельного топлива на внутреннем рынке была существенно выгоднее по сравнению с экспортом. Нефть с поставкой в июне подешевела, а экспортная пошлина на светлые нефтепродукты с 1 июня повысится. Летнее дизельное топливо на спотовом рынке России, скорее всего, продолжит дешеветь на текущей неделе. Основные июньские партии дизельного топлива могут быть законтрактованы также по сниженным ценам из-за снижения привлекательности экспортных поставок.

Индекс «КОРТЕС-Газойль» за прошедшую неделю снизился на 0,9%, до 16883 пунктов, при этом за последние четыре недели индекс понизился на 1,2%.

Индекс «КОРТЕС-Володарка» по летнему дизтопливу за минувшую неделю подрос на 0,3%, до 17570 пунктов, по летнему дизтопливу Евро – снизился на 1,3%, до 17700 пунктов.

Дизельное топливо на прошедшей неделе подорожало в четырех городах, а в остальных регионах цены АЗС не менялись. По расчетам «КОРТЕС», маржинальная доходность АЗС по дизельному топливу во всех федеральных округах была выше 20% (см. таблицу). Повышению маржи АЗС способствовало снижение цен на дизельное топливо на спотовом рынке России.

Дизельное топливо

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

ДФО

Торговая наценка, %

32,5

29,4

30,2

26,8

35,2

36,8

26,5

Маржа АЗС, %

24,5

22,7

23,2

21,1

26,0

26,9

20,9

Средние по РФ цены АЗС на дизтопливо 21 мая составили 19.03 руб./л (+0.02 руб./л).

 

Рынок мазута

В начале прошедшей недели разница между средней ценой топочного мазута на внутреннем рынке и приведенными котировками относительно NWE составила 1469 руб./т в пользу внутреннего рынка, а относительно Med – 1440 руб./т также в пользу внутреннего рынка. Реализация мазута на внутреннем рынке была привлекательнее его экспорта.

По данным «КОРТЕС», 21 мая средние по РФ цены спотового рынка на топочный мазут составили 9422 руб./т (-107 руб./т).

Индекс «КОРТЕС-Округ» (оптовый) по топочному мазуту 21 мая составил:

 

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

топочный мазут

10663

0

9617

-133

9163

-90

9688

0

8917

-266

Котировки топочного мазута на прошедшей неделе снизились на НПЗ Центрального, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов, а в остальных регионах – не менялись.

Падение привлекательности экспорта мазута заставляет производителей пересматривать планы. ТНК-ВР изначально не планировала в мае продавать мазут на внутреннем рынке, отдавая предпочтение экспорту продукта. При этом компания экспортировала все объемы продукта производства Рязанской НПК и Саратовского НПЗ, а мазут ЯНОСа предлагала по 10800-10900 руб./т, что намного дороже цены мазута на Московском НПЗ. Однако 20 мая ТНК-ВР снизила цену на мазут ЯНОСа до 10200 руб./т, а 21 мая – до 9750 руб./т.

Падение мировых котировок мазута и появление дополнительных объемов продукта на спотовом рынке России приводят к снижению цен. Спрос на мазут на внутреннем рынке в настоящее время находится на низком уровне, и если мировые котировки нефти и мазута в ближайшее время не восстановятся, то можно ожидать снижение цен на июньские партии мазута.

Комментарии
Конфереция