Конец нелегальных мини-НПЗ: новая система позволит государству контролировать перемещение каждой капли нефти

К концу лета появится система, позволяющая государству контролировать перемещения каждой капли нефти. Нововведение поможет чиновникам решить проблему «самоваров» – нелегальных мини-НПЗ.

Топливно-энергетический комплекс – основа экономики: треть российского ВВП и 40% налоговых и таможенных поступлений в бюджет. Но в этом фундаменте завелись «вредители»: только за последние пять лет появилось две сотни «самоваров». Проблема особенно актуальна для южного региона, отмечает Виталий Громадин из «Арбат Капитала». «Качество нефтепродуктов на этих НПЗ не соответствует стандартам, и, конечно, такое производство может избегать уплаты налогов», – полагает эксперт. По информации Российского топливного союза, доля суррогатного топлива на российском рынке достигает 30%.

Бороться с ним поможет система контроля над нефтепереработкой и экспортом нефтепродуктов («Нефтеконтроль»). Создать ее решили в феврале 2010 года на совещании в Омске после жалобы гендиректора «Газпром нефти» Александра Дюкова напрямую президенту Дмитрию Медведеву. По словам топ-менеджера, 116 таких производств, открывшихся с 2005 года, не были сданы по правилам. Тем не менее, они отгружают топливо на экспорт. Если продукция низкого качества, то почему же за границей ее покупают? Причина кроется в экспортных пошлинах, которые не стимулируют нефтяников увеличивать глубину переработки. Оказывается, дешевле приобрести и повторно перегнать тонну «самоварного» мазута, чем сырую нефть. Так, экспортная пошлина на нефть с 1 мая выросла до $284 за тонну, на светлые нефтепродукты – только до $204 за тонну, а темные – всего до $110 за тонну.

«В России есть проблемы со сбытом мазута, – объясняет логику чиновников Евгения Дышлюк из «КИТ Финанса». – Внутренний рынок потребляет в лучшем случае треть производимого объема. Электроэнергетика предпочитает более дешевое сырье – природный газ и уголь. Дорогой мазут сжигают на станциях только в случае крайней необходимости. В итоге его доля в топливном балансе ТЭС составляет приблизительно 2% и, по прогнозам, останется на этом уровне в будущем. В то же время сбыт бензина и дизельного топлива, напротив, не представляет трудностей: эти нефтепродукты пользуются высоким спросом и в России и за рубежом. Так, на внутреннем рынке потреб­ляется 80–90% бензина и 40–50% дизтоплива».

Эффективность вложений в первичную переработку сейчас составляет 30–35%, в то время как отдача инвестиций в глубокую переработку – около 15%, подсчитали в «Газпром нефти». «Таким образом, очень удобно переработать нефть на «самоваре» и вывозить за границу сомнительного качества нефтепродукты», – резюмирует Виталий Громадин.

Двоякий исход. «Самоварный» бизнес в скором времени может потерять свои привлекательные стороны по причине, не связанной с «Нефтеконтролем». Чтобы подтолкнуть НПЗ к сокращению производства «полуфабрикатов», которые за рубежом используются в качестве сырья, Минэнерго давно предлагает уравнять экспортные ставки на темные (38,1% от пошлины на нефть) и светлые (70,7%) нефтепродукты. Изначально планировалось ввести новые правила уже в 2010 году. Однако не все участники рынка оказались готовы к унификации из-за большой доли темных нефтепродуктов (в первую очередь мазута) в структуре экспорта. Поэтому нововведение было решено перенести на 2011–2012 годы. «В этом году можно ждать бума инвестиций в НПЗ, чтобы получить выгоды от выравнивания пошлин: тем более, текущая высокая маржа нефтепереработки в России позволяет это делать», – отмечает Виталий Крюков из ИФД «Капиталъ».

Если унифицированные пошлины будут введены с 2011 года, то более значительные выгоды в относительном выражении получат «Газпром нефть» и НПЗ «Башнефти», так как в структуре выпуска и экспорта нефтепродуктов они имеют наибольшую долю светлых нефтепродуктов. Проще говоря, их маржа вырастет. Например, экономия «Башнефти» в денежном выражении при сохранении текущей структуры выпуска нефтепродуктов превысит $100 млн при стоимости нефти в $75–80 за баррель и унифицированной ставке пошлин на нефтепродукты на уровне 57% от экспортной пошлины на нефть, подсчитал Виталий Крюков. Напротив, у «Роснефти» более отсталые заводы, и выравнивание пошлин отрицательно скажется на рентабельности ее нефтепродуктового бизнеса, добавляет Евгения Дышлюк.

Уравнивание экспортной ставки станет серьезным ударом для малой нефтепереработки. «Мини-НПЗ производят в основном тяжелые дистилляты и с введением этой меры могут стать убыточными», – полагает Евгения Дышлюк. «Выживут легальные нефтеперерабатывающие производства, которые поставляют сырье преимущественно на внутренний рынок, а незаконные НПЗ, жившие за счет более низких пош­лин на темные нефтепродукты, скорее всего, будут вынуждены уйти с рынка. Конечно, если не будут модернизировать свои заводы и повышать качество топ­лива», – соглашается Виталий Крюков.

В погоне за прозрачностью и увеличением добавленной стоимости государство может навредить официально зарегистрированным НПЗ. Виталий Крюков считает, что правительство, всячески призывая увеличивать выпуск светлых нефтепродуктов, пока недо­оценивает риск отсутствия спроса на эту продукцию за рубежом. «Готова ли Европа покупать российские светлые нефтепродукты с тем же желанием, с которым она сейчас покупает темные? – вопрошает эксперт. – Там есть собственные перерабатывающие мощности, которые позволяют закрыть спрос по топливу высокой степени очистки. Россию с ее качественными нефтепродуктами никто не ждет. Европейским компаниям более выгодно покупать наши «полуфабрикаты» и доводить их уже самостоятельно до товарной продукции». Ничего личного, только бизнес.

Если новые таможенные пошлины бьют по экономике «самовароварения», то «Нефтеконтроль» должен исключить экспорт нелегального топлива административными методами. Вывозом нефтепродуктов смогут заниматься только производители и транспортники, отобранные Мин­энерго. Экспортерам, не попавшим в реестр, транспортные компании должны будут отказывать.

В основном мера направлена на учет перемещений энергоресурсов по железной дороге или автотранспортом. Касательно системы трубопроводов «Транснефти» уже появился проект нового постановления о порядке подключения НПЗ к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам. Согласно документу, заявитель должен предоставить информацию о технических параметрах завода и, в первую очередь, о планируемых объемах переработки и потребности в объемах транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам на НПЗ (с указанием поставщиков сырья). Кроме того, владелец НПЗ должен подтвердить гарантию поставок нефти на завод в течение трех лет с указанием ежемесячных объемов поставок. «Как видно, этот проект также предназначен избежать подключения к трубопроводам «самоваров» и изготовления суррогатного топлива», – отмечает Виталий Громадин.

Аналитики уверены, что права легальных производителей и поставщиков не будут ущемлены. В списке окажутся все официально зарегистрированные участники рынка, уверен Виталий Громадин. Более того, новые правила в целом будут способствовать оздоровлению системы и принесут выгоды как производителям, так и потребителям. Государство также получит свои плюсы от расширения налоговой базы. «Главное в этой ситуации не перегибать палку и действовать взвешенно, чтобы не нарушить нормальное функционирование бизнеса и способствовать развитию конкуренции, – считает Виталий Крюков. – Наведение порядка в отрасли должно только приветствоваться легальными производителями, так как это позволит им сократить потери от незаконных действий конкурентов и увеличить долю на рынке за счет сокращения теневого оборота».

Комментарии
Конфереция