Майские праздники снизили деловую активность на рынке нефтепродуктов

Торги майскими объемами нефти на российском рынке завершились в конце апреля: средневзвешенная цена сырья с поставкой в мае составила 8490 руб./т, что на 460 руб./т выше средневзвешенной стоимости сырья с поставкой в апреле. Рост цены на нефть на внутреннем рынке может оказать поддержку котировкам нефтепродуктов.

Из-за майских праздников торговая активность на рынке нефтепродуктов на протяжении прошедшей недели была невысокой. По итогам прошедшей недели бензины и топочный мазут подорожали, а летнее дизтопливо – подешевело. Росту котировок автобензина способствовали сезонное повышение спроса и ограниченное предложение продукта с некоторых НПЗ.

Летнее дизельное топливо подешевело из-за падения мировых котировок газойля и наличия достаточного предложения продукта на спотовом рынке России. Цена на мазут выросла, так как в начале прошедшей недели экспортный эквивалент все еще был выше котировок внутреннего рынка. Кроме того, поддержку ценам на мазут оказывает намерение многих производителей увеличить объемы экспорта продукта в дальнее зарубежье в мае.

Средние по России цены спотового рынка, руб./т

 

средн. цена на 07.05.2010

+/- относительно 30.04.2010

Автобензин Нормаль-80

20895

+40

Автобензин Регуляр-92

23978

+89

Автобензин Премиум-95

26066

+190

Летнее дизельное топливо

17570

-65

Зимнее дизельное топливо

17596

+50

Топочный мазут

9449

+67

Авиационный керосин

17353

+216

Средние по России цены АЗС, руб./л

 

средн. цена на 07.05.2010

+/- относительно 30.04.2010

Автобензин Нормаль-80

19.33

+0.01

Автобензин Регуляр-92

22.26

+0.02

Автобензин Премиум-95

23.96

+0.03

Дизельное топливо

18.96

 

Мировой рынок нефти

В понедельник, 3 мая, нефть на биржах подорожала четвертый раз подряд, при этом цена июньского фьючерса на нефть Brent составила $88,94/bbl – максимальное значение за 19 месяцев. Поддержку котировкам нефти в тот день оказали ожидания восстановления мировой экономики. В апреле индекс производственной активности в Евросоюзе достиг 57,6 пункта – максимальное значение почти за четыре года, а в США индекс ISM Manufacturing достиг пика приблизительно за пять лет и составил 60,4 пункта.

Кроме того, росту котировок способствовали опасения участников рынка в отношении последствий катастрофы в Мексиканском заливе. Ужесточение экологических требований к добыче нефти на шельфовых месторождениях может стать причиной неопределенности с поставками сырья в США. По итогам торгов 3 мая цена фьючерса на нефть Brent с поставкой в июне 2017 года превысила $100/bbl.

Со вторника по пятницу нефтяные фьючерсы обвалились на $10,9/bbl. Во вторник распродажи на рынке нефти начались с фиксации прибыли, образовавшейся за четыре сессии роста цен. Затем негативных настроений участникам рынка добавили опасения по поводу замедления восстановления мировой экономики из-за европейского долгового кризиса и признаков начавшегося охлаждения экономики Китая.

Доллар США дорожал по отношению к EUR с понедельника по четверг, в результате 6 мая, курс Евро опустился по отношению к USD до минимума за 14 месяцев. Дорогая американская валюта снижает инвестиционную привлекательность нефти и других сырьевых товаров.

Негативным оказался и еженедельный отчет о запасах нефти Минэнергетики США. Так, запасы нефти и бензинов увеличились в большей степени, чем ожидали аналитики. Кроме того, запасы нефти на терминале Cushing в Оклахоме выросли до рекордного уровня – 36,2 млн bbl.

Снижение ведущих фондовых индексов также оказывало давление на котировки нефти. Так, DJIA со вторника по пятницу потерял 6,9%, S&P 500 – упал на 7,6%, британский FTSE 100 – на 7,7%, немецкий DAX – на 7,3%.

Растущая добыча сырья в странах, не входящих в ОПЕК (в России, Мексике, США и в Китае), а также нарушение квот странами-членами ОПЕК стали причинами увеличения спрэда между сортами нефти Brent и Urals. В январе-апреле 2010 года в России добыто 165,3 млн т нефти с газовым конденсатом, что на 3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Во вторник, 4 мая, нефть Urals (Med) торговалась со скидкой $2,22/bbl к маркерному сорту Brent, сообщает Bloomberg. Спрэд между сортами нефти WTI и Maya 30 апреля составлял $10,82/bbl – максимальное значение почти за 17 месяцев.

 

Российский рынок нефти

Торги нефтью с поставкой в мае на российском рынке завершились в конце апреля. Среди основных продавцов можно выделить: «Роснефть» (400 тыс. т сырья в рамках тендера); ТНК-ВР (более 300 тыс. т по фиксированной цене); Shell (около 100 тыс. т), «Самара-Нафта» (85 тыс. т), «РуссНефть» (50 тыс. т). «Сургутнефтегаз» не продавал на спотовом рынке нефть с поставкой в мае, ограничившись поставкой 530 тыс. т по формульным ценам в рамках долгосрочных контрактов с «Башнефтью», «Салаватнефтеоргсинтезом» и Антипинским НПЗ.

Основные партии сырья в ходе торгов были проданы по более низким ценам, чем ожидалось перед началом торгов исходя из средних значений net-back. Так, 15 апреля, показатель экспортного эквивалента, рассчитанный с учетом экспортной пошлины на май ($284,1/т), превышал 9330 руб./т (УУ Сургут), в результате участники рынка ожидали цену на майские объемы сырья в районе 9000 руб./т, или даже выше этого уровня. Эти прогнозы отчасти оправдались, когда 16 апреля, в пятницу, «Сургутнефтегаз» вышел на рынок с предложением 150 тыс. т нефти по цене 9160 руб./т. Однако ответного спроса на это предложение не нашлось: покупатели, видя падение мировой цены в тот день, решили подождать с приобретением сырья до начала следующей недели. 19-20 апреля крупные игроки задали ценовой ориентир для торгов в диапазоне 8400-8500 руб./т (УУ Сургут). Именной по этой цене были проданы все основные партии сырья в западносибирском регионе.

Весьма показательно, что заметное повышение мировой цены на нефть, наблюдавшееся в период торгов, практически не повлияло на динамику уровня цен текущих сделок. Это явление участники рынка объясняли достаточным предложением сырья и отсутствием дефицита на рынке. «На протяжении всего периода торгов рынок оставался сбалансированным и стабильным, – характеризует ситуацию трейдер, – в частности, поэтому диапазон цены в Западной Сибири, заданный двумя основными игроками – «Роснефтью» и ТНК-ВР оставался неизменным». Минимальным колебанием цен отличались и закупки нефти Московским НПЗ: первая половина объема сырья была закуплена по ценам 9100-9200 руб./т на тендере «Роснефти», вторая – по ценам 9000-9150 руб./т у производителей Поволжского региона.

Снижение объемов загрузки отдельных заводов, например, Московского, снизило спрос на нефть на спотовом рынке. Однако появлению избытка предложения препятствовало стремление производителей сырья в оперативном порядке максимизировать поставки на экспорт.

Средневзвешенная цена нефти на российском рынке с поставками в мае составила 8490 руб./т, что на 460 руб./т выше средневзвешенной стоимости сырья с поставкой в апреле.

Объем переработки сырья на Уфимской группе НПЗ составит в мае 1,8 млн т. «Башнефть» для переработки в мае приобрела 900 тыс. т сырья по формульной цене у «Сургутнефтегаза», Shell и ЛУКОЙЛа. Как и в прошлом месяце, помимо обычных 200 тыс. т, «Башнефть» приобрела у ЛУКОЙЛа дополнительно 200 тыс. т сырья в рамках опциона, предусмотренного контрактом. «Очевидно, что «Башнефть» предпочитает формульные покупки сырья покупкам на споте, что в первую очередь объясняется экспортной ориентацией значительной части производимых нефтепродуктов, – комментирует ситуацию трейдер, – тем не менее, в будущем нельзя исключить закупок «Башнефти» какого-то количества сырья на спотовом рынке».

 

Рынок автобензина

По данным «КОРТЕС», средние по РФ цены спотового рынка 7 мая составили:

  • на автобензин Нормаль-80                                20895 руб./т (+40 руб./т);
  • на автобензин Регуляр-92                                  23978 руб./т (+89 руб./т);
  • на автобензин Премиум-95                                26066 руб./т (+190 руб./т).

Индекс «КОРТЕС-Округ» (оптовый) по автобензину 7 мая составил:

 

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

ДФО

Нормаль-80

21075

-125

20733

+116

20709

-44

21125

0

19975

+500

20583

+150

23900

+100

Регуляр-92

24288

0

24350

+533

23347

-9

24104

0

22150

0

24267

+67

28000

+50

Премиум-95

27038

-50

26717

+567

26019

+256

26692

0

23292

0

24717

25

28125

75

По итогам апреля низкооктановый автобензин на спотовом рынке России подорожал на 3,7%, а котировки высокооктановых бензинов Регуляр-92 и Премиум-95 выросли на 5,1% и 6,6% соответственно.

Бензины продолжили дорожать в течение первой недели мая, несмотря на невысокую торговую активность на рынке. Высокооктановые марки автобензина лидировали в росте цен на фоне сезонного роста спроса и профилактических ремонтов на российских НПЗ. Предложение на спотовый рынок высокооктанового бензина производства Московского НПЗ, «Орскнефтеоргсинтеза» и ТАИФ-НК на прошедшей неделе было ограничено, что способствовало повышению цен у трейдеров и на ближайших заводах. Многие производители уже к 6-7 мая полностью законтрактовали все объемы бензина, предназначенные для реализации в течение первой половины месяца.

Московский НПЗ в связи с ремонтом установок «большого круга» (установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-6; гидроочистки ЛЧ-24/2000, каталитического крекинга Г-43-107 и каталитического риформинга ЛЧ-35-11/1000) в мае переработает 525 тыс. т сырья (против обычных 850-900 тыс. т). В связи с ремонтом высокооктановый бензин будет отгружаться исключительно в адрес собственных сбытовых предприятий. В результате ограниченного предложения бензина в Центральном ФО котировки Регуляр-92 и Премиум-95 на ЯНОСе и Рязанской НПК за прошедшую неделю выросли на 500-800 руб./т.

Во многих регионах цены на все марки автобензина при реализации с нефтебаз продолжили повышаться вслед за ценами спотового рынка. Так, «Газпром нефть» 6 мая на 400 руб./т повысила стоимость автобензина, реализуемого с Володарской ЛПДС.

Падение мировых котировок нефти и автобензина могло бы стать поводом к снижению стоимости продукта на спотовом рынке России, однако для этого необходимы значительные «свободные» ресурсы автобензина с поставкой в мае. Учитывая же, что предложение бензинов на рынок сильно ограничено в связи с ремонтами, вряд ли стоит ждать существенного снижения цен на продукт, даже если коррекция на мировом рынке продлится еще в течение некоторого времени.

К 7 мая средние по России розничные цены на высокооктановый автобензин достигли максимального уровня с 14 декабря 2009 года. По расчетам «КОРТЕС», маржинальная доходность АЗС по автобензину Регуляр-92 превышала 20%-ный уровень только в Приволжском и Уральском ФО:

Регуляр-92

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

ДФО

Торговая наценка, %

23,9

22,3

27,9

21,3

32,4

23,6

20,4

Маржа АЗС, %

19,3

18,2

21,8

17,5

24,5

19,1

16,9

Средние по России цены АЗС 7 мая составили:

  • на автобензин Нормаль-80                                19.33 руб./л (+0.01 руб./л)
  • на автобензин Регуляр-92                                 22.26 руб./л (+0.02 руб./л)
  • на автобензин Премиум-95                               23.96 руб./л (+0.03 руб./л)

 

Рынок дизтоплива

По данным «КОРТЕС», средние по РФ цены спотового рынка 7 мая составили:

  • на летнее дизельное топливо                           17570 руб./т (-65 руб./т)
  • на зимнее дизельное топливо                           17596 руб./т (+50руб./т)

Индекс «КОРТЕС-Округ» (оптовый) по дизтопливу 7 мая составил:

 

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

ДФО

дизтопливо летнее

18138

-137

17050

+42

16809

-82

17917

0

17908

-167

22363

+63

дизтопливо зимнее

18525

0

 

16983

+116

 

17250

0

18225

0

 

Летнее дизельное топливо за апрель на спотовом рынке России подорожало на 4,2%. Между тем в течение первой недели мая «КОРТЕС» зафиксировал снижение цен на продукт на ряде НПЗ.

Во-первых, несмотря на профилактически ремонты, на спотовый рынок предлагаются достаточные объемы летнего дизтоплива, и никакой ограниченности предложения нет. Во-вторых, июньский фьючерс на газойль на ICE Futures Europe с 4 по 7 мая обвалился на $84,75/т, до $661,75/т. Летнее дизельное топливо – экспортный нефтепродукт, и снижение цен на него на внутреннем рынке не должно вызывать удивление на фоне столь значительного падения котировок мирового рынка. Ожидая дальнейшего снижения цен, трейдеры стремились не закупать крупные объемы летнего дизельного топлива.

В настоящее время средняя по России розничная цена на дизельное топливо находится на максимальном уровне за год. При этом маржа независимых сетей АЗС по летнему дизтопливу выше, чем по автобензину. Так, по расчетам «КОРТЕС», маржинальная доходность АЗС по дизельному топливу только в Южном и Дальневосточном ФО была ниже 20% (см. таблицу):

Дизельное топливо

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

ДФО

Торговая наценка, %

30,7

25,2

27,3

23,7

32,8

33,0

20,5

Маржа АЗС, %

23,5

20,1

21,4

19,1

24,7

24,8

17,0

Средние по РФ цены АЗС на дизтопливо 7 мая составили 18.96 руб./л (0.00 руб./л).

 

Рынок мазута

По данным «КОРТЕС», 7 мая средние по РФ цены спотового рынка на топочный мазут составили 9449 руб./т (+67 руб./т).

Индекс «КОРТЕС-Округ» (оптовый) по топочному мазуту 7 мая составил:

 

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

топочный мазут

10588

0

9350

0

9253

+87

9688

+250

9150

0

По итогам апреля мазут на спотовом рынке России подорожал на 17,4%. Поддержку ценам оказывали рост мировых котировок мазута и увеличение объемов экспорта продукта.

В начале прошедшей недели экспортный эквивалент для топочного мазута был выше цен внутреннего рынка. На фоне устойчиво высокой привлекательности экспорта многие компании заявили о намерениях максимизировать объемы экспорта продукта в мае. В частности, ТНК-ВР на прошедшей неделе не объявила цены на мазут для внутреннего рынка, намереваясь экспортировать весь объем продукта. К концу прошедшей недели предложение мазута на свободный рынок было ограничено с некоторых НПЗ.

На фоне падения мировых котировок нефти и мазута цены на продукт на рынке России впервые за несколько месяцев превысили экспортный эквивалент. Если снижение мировых котировок нефти и мазута продолжится, можно ожидать и коррекции цен на мазут на рынке России.

 

Комментарии
Конфереция