Из-за монополизма на топливном рынке цены на бензин на АЗС завышены на 15–20%

Цены на автотопливо в столице штурмуют новые высоты: уже сейчас литр бензина в Москве снова стоит выше, чем в Нью-Йорке; из-за процветающего на топливном рынке монополизма цены на бензин на АЗС завышены минимум на 15–20%, признали в ФАС. Начало мая — не только традиционное открытие сезона дачников на отечественных дорогах. С середины апреля начинается массовый сельскохозяйственный сезон: пахота и сев. Нефтяные компании, обещавшие правительству не поднимать цены на топливо для селян, недополученную прибыль с лихвой вернули на розничном топливном рынке: согласно данным Росстата, цены на бензин растут 12 недель подряд.

Теория заговора

Впрочем, про селян нефтяники предпочитают не вспоминать. Всплеск цен они по традиции объясняют ростом мировых цен на сырье. Действительно, нефть на мировом рынке с начала февраля резко растет: за неполных три месяца цены взлетели с уровней $70 до $87 за баррель, то есть на 23%. В мире ведь тоже сельскохозяйственный сезон. Плюс спекуляции нефтяными фьючерсами.  

Из-за монополизма на топливном рынке цены на бензин на АЗС завышены на 15–20%

Но есть и сугубо отечественная проблема: в России цены на бензин растут вместе с ростом мировой нефтяной конъюнктуры и не снижаются (в лучшем случае стоят), когда нефть падает. Этот парадокс уже довольно давно привлек внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС). А последние подорожания вызвали даже гнев главы ФАС Игоря Артемьева: “Розничные цены на бензин в России завышены на 15—20%. Если взять мировые цены и соответствующим образом вычислить цены внутреннего рынка, то получается, что на внутреннем рынке эта цена выше на 15—20%”. Для обуздания цен ФАС предложила новую методику расчетов справедливой (рыночной) цены. По мнению ФАС, стоимость бензина на внутреннем рынке должна быть привязана к цене барреля нефти на рынке мировом. И колебаться исключительно вместе с ней. Нарушителям грозят штрафы. Кроме того, ФАС не нравится ситуация, когда в отдельных регионах до 70% АЗС принадлежат одной компании. Предлагается разукрупнить региональные монополии административными мерами.  

Как сообщил И.Артемьев, за превышение цен на рынке нефтепродуктов ФАС был возбужден ряд уголовных дел. “При этом действует этот механизм только в одном направлении: если идет снижение на мировом рынке, то в России цены не снижаются”, — пояснил он.  

Российское государство давно борется с завышением розничных цен на ГСМ. В 2004—2007 годах руководителей крупнейших нефтяных компаний по весне вызывали к Владимиру Путину (тогда президенту). В присутствии национального лидера нефтяники торжественно клялись не завышать цены, подписывали соответствующий меморандум и… все равно завышали. Ведь к каждой заправке контролера не приставишь.  

С 2008 года основным инструментом борьбы высокими ценами на бензин стала ФАС. Особенно после того, как с 2009 года ФАС получила законодательную возможность назначать оборотные штрафы (то есть штрафы с оборота провинившихся). Рекорды штрафов в России стали обновляться чуть ли не ежемесячно: 5 млрд. руб., 7,5 млрд. руб. И всегда “чемпионами” были нефтяные компании. В 2009 году только в Москве, по словам Артемьева, наложены штрафы на нефтяные компании более чем на 26 млрд. руб. Сейчас мы наблюдаем очередной всплеск цен и очередной виток борьбы с монополистами-заговорщиками.

Танки грязи не боятся

Можно и нужно ругать нефтяников за монопольный сговор и неоправданное завышение цен. К сожалению, это уже становится привычным. Даже когда ФАС назначает драконовские штрафы, розничные цены на бензин продолжают ползти вверх. Видимо, к завышению цен нефтяников подталкивает не только жадность и монопольный эгоизм. Их не нужно сбрасывать со счетов, и меры ФАС можно только приветствовать. Но опыт показывает, что только штрафами или вызовами “на ковер” к Путину рост цен на топливо сдержать не удается. Значит, причина глубже.  

Многие эксперты полагают, что она в слове ВИНК, то есть “вертикально интегрированная нефтяная компания”. ВИНКи были созданы во время приватизации нефтяной отрасли в 90-х. Идея была в том, чтобы богатые нефтедобывающие компании взяли на баланс бедные и нуждающиеся в модернизации нефтеперерабатывающие заводы. На валютную выручку, аккумулируемую добывающими компаниями, предполагалось закупить оборудование для модернизации и реконструкции заводов, поставляющих бензин на внутренний рынок.  

Сегодня можно констатировать, что благородная идея с треском провалилась. За 18 лет модернизировано… 2 завода. И о стандартах “евро-2”, о массовом производстве бензина “евро-3” и тем более “евро-4” в России речи пока не идет. Еще более показателен тот факт, что за 18 лет в России не построено ни одного нового крупного нефтеперерабатывающего завода.  

Это приводит к тому, что бензин в России в основном производится на мощностях, заложенных в 60-е, а то и в 40-е годы. Помимо того что за полвека эти производства морально устарели, они еще и изначально были предназначены для других задач. Не секрет, что основной задачей большинства советских нефтеперерабатывающих заводов было производство топлива для танков. Которые, как известно, грязи не боятся, в том числе и в двигателе. Топливо для тракторов и тем более для автомобилей на таких производствах являлось побочным продуктом. И лишь в тех регионах, которым повезло иметь заводы по производству авиационного керосина, можно было получить массовый выпуск более чистого автомобильного бензина.  

Для добывающих компаний “нагрузка” в виде внутренней нефтепереработки так и осталась, по сути, непрофильным активом. Конечно, они не против извлечь из него прибыль, монопольно завысив цены (о чем и говорит ФАС). Но идти на капитальные затраты (а завод полувековой давности зачастую легче снести и построить заново, чем модернизировать) добывающие компании не готовы.  

Да и не будут готовы, потому что, повторимся, для них это непрофильный актив. Если под нажимом властей или из-за выгодного расположения рядом с мегаполисом модернизация нефтепереработки и происходит, то в массовом порядке дождаться ее при существующей системе нельзя. Соответственно, нельзя ожидать, что бензин, произведенный на устаревшем оборудовании, будет дешев. Даже если руководство всех нефтедобывающих компаний в одночасье станет кристально честным и перестанет монопольно завышать цены.  

Радикально ситуация изменится, когда в России будет построен (или модернизирован) первый нефтеперерабатывающий завод, у которого основным бизнесом будет внутренний рынок. К сожалению, пока этот проект выглядит фантастикой. Потому что если этот завод не будет связан с ВИНКами, те же ВИНКи, разумеется, попытаются придушить конкурента. Для этого им достаточно просто не поставлять новичку нефть, на добычу которой в России, как ни крути, существует олигополия (а значит, возможность сговора) из пяти крупных компаний.  

С другой стороны, бесконечно завышать цены на бензин тоже нельзя. Уже сейчас цена за литр в Москве выше, чем в Нью-Йорке. Если бензин в Россию вдруг станет выгодно импортировать, дерзкий новичок на рынке может и появиться. Или не новичок: кто-то из ВИНКов также может обратить внимание на выгодность нефтепереработки и реализовать наконец идею своих создателей.  

Возможно, отечественной экономике необходимо пройти через “бензиновый шок”, чтобы разрушить искусственно созданную монополию на нефтепереработку. Либо ее придется разрушать административными мерами, насильно разукрупняя ВИНКи в стиле антитрестовского законодательства. И то, и другое — весьма болезненно для населения и других потребителей ГСМ. Судя по последним заявлениям ФАС, ко второму пути российские власти не готовы и постепенно ведут отрасль по первому пути. И этот процесс, похоже, растянется на века, ведь нефтяники не пожалеют денег на влиятельных лоббистов. Которые всегда найдут “нужные и правильные” доводы для правительства.      

Комментарии
Конфереция