Декларация пожарной безопасности должна быть подана до 1 мая 2010 года - напоминает Госпожнадзор

Правила заполнения декларации пожарной безопасности и вопросы касательно нового технического регламента 9 апреля обсудили участники заседания Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. Об этом сообщил президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, член Общественного Совета, Олег Ашихмин.

Почти год назад, 1 мая 2009 года, вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Данный документ ввёл единый регламент организации и обеспечения безопасности и пожарной защиты. Закон утвердил совершенно новый документ - декларацию пожарной безопасности, которой собственник помещения или объекта уведомляет Госпожнадзор в том, что данный объект соответствует требованиям пожарной безопасности. Декларация направляется в орган государственного пожарного надзора в уведомительном порядке. Декларация пожарной безопасности на проектируемый объект составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации. А для эксплуатируемого здания декларацию заполняет собственник или владелец помещения.

Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» было определено, что каждый предприниматель до 1 мая 2010 года в обязательном порядке должен подать декларацию пожарной безопасности, включающую в себя оценку пожарного риска. Но, как подтвердил на расширенном заседание Общественного Совета начальник управления Государственного пожарного надзора по Санкт-Петербургу Юрий Блохин, предприниматели не торопятся это делать. Причем, подобная ситуация типична не только для Петербурга, но и для всей России.

«Несмотря на столь низкую предпринимательскую активность, установленная Федеральным законом конечная дата – 1 мая 2010 года – переноситься не будет, - подчеркнул Юрий Блохин. -  А значит, предпринимателям придется подготовить декларацию пожарной безопасности».

Ранее Au92 писало о правилах заполнения декларации пожарной безопасности

Декларация пожарной безопасности 

Разработка декларации пожарной безопасности регламентируется статьей 64 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Форма декларации и порядок ее регистрации установлены приказом МЧС России от 24 февраля 2009 года № 91, который прошел регистрацию в Минюсте России. В соответствии с ним в декларации указывается перечень конкретных требований, подлежащих выполнению на том или ином объекте. Собственник самостоятельно заполняет эту декларацию.

Акцентируя внимание на данном факте, Юрий Блохин заверил предпринимателей, что при желании любой из них сможет самостоятельно заполнить декларацию, не прибегая к услугам коммерческих организаций. Конечно, после внимательного изучения  соответствующих документов.

Крайне важно, что декларация подается в уведомительном порядке. Собственник уведомляет надзорные органы о том, что он на конкретном объекте выполняет задекларированные требования пожарной безопасности. При этом не предусматривается согласование или рассмотрение декларации в каких-либо инстанциях.

Декларация пожарной безопасности (далее - декларация) может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности. 

Декларация пожарной безопасности предусматривает:

1.  оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);

2. оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

В соответствии со статьей 6 Технического регламента, пожарная безопасность считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает установленных допустимых значений. Механизм реализации этой нормы заключается в определении расчетных величин пожарных рисков на объектах защиты и сопоставления их с соответствующими нормативными значениями.

В порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации № 272 от 31 марта 2009 года, "О порядке проведения расчётов по оценке пожарного риска", определение расчётных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России.

Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей.

Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.

Декларация должна быть заполнена перед сдачей объекта в эксплуатацию. Это касается строящихся объектов. А для объектов, которые уже на сегодняшний день функционируют, декларация должна быть заполнена до 1 мая 2010 года, в течение года после вступления в силу Технического регламента.

Требования, касающейся существующих объектов

Две статьи закона, касаются существующих зданий – это часть четвертая статьи четвертой, и статья 151 (заключительные положения). Статья четвертая определяет, что на существующее и построенное здание новые требования Технического регламента не распространяются.

В 151 статье указано, что в области пожарной безопасности действуют все нормы и правила, которые приняты федеральными органами исполнительной власти, не противоречащие требованиям Технического регламента.

Поэтому собственник должен указать, какие требования он выполняет из ранее действующих нормативных документов в области пожарной безопасности (с учетом статьи 151).

В соответствии со статьей 4 Технического регламента на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения названного закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.

Порядок определения подобных случаев в каждой отдельной ситуации зависит от специфики противопожарной защиты конкретных объектов, включая комплекс запроектированных инженерно-технических и организационных мероприятий.

Собственник объекта, или лицо, владеющее объектом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, или орган управления многоквартирным домом, разработавшие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Необходимо знать, что статья 144  регламентирует методы, формы оценки соответствия объекта, защиты продукции требованиям пожарной безопасности.

Декларация составляется согласно установленной форме в двух экземплярах, подписывается декларантом и направляется в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее – орган МЧС России), непосредственно либо по почте.                                                    

Комментарии Юрия Блохина, начальника управления Государственного пожарного надзора по Санкт-Петербургу

- Что должно быть отмечено в декларации: либо оценка пожарного риска, либо оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц, или и то, и другое?

- Декларация должна содержать несколько положений. Первое положение - она должна содержать оценку пожарного риска. Она может не содержать оценку риска, если выполняются требования нормативных документов по пожарной безопасности. И следующее положение - она должна обязательно содержать оценку возможного ущерба имущества третьих лиц от пожаров.

Оценка ущерба собственником производится самостоятельно на основе собственной доказательной базы. И инспектор государственного пожарного надзора принимает в уведомительном порядке то, что представляет собственник. И не подвергает это никакому сомнению. Не зависимо от указанной суммы предполагаемого ущерба. Достоверность сведений, изложенных в декларации, проверяется при проведении планового мероприятия по контролю.

Второй способ доказательства - это в рамках добровольного страхования ответственности. Если есть соответствующий страховой полис, то принимается информация, которая в нем указана.

- Кто имеет право разрабатывать и подавать декларацию?

- В соответствие с требованиями Технического регламента  и Приказа МЧС № 91 декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании.

Декларация на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации. Для проектируемых объектов защиты декларация представляется до ввода их в эксплуатацию.

При регистрации декларации в соответствии с приказом МЧС России инспектор государственного пожарного надзора  должен проверить правильность оформления поданной декларации. Если она оформлена правильно, то в соответствии с требованиями приказа она регистрируется, если она оформлена неправильно, то в регистрации должно быть отказано.

- Что конкретно должно быть записано во втором разделе?

- В установленной форме декларации во втором раздел идет подстрочник: «Заполняется самостоятельно, исходя из собственной оценки возможного ущерба третьих лиц от пожара, либо приводятся реквизиты документа страхования». Если она заполнена таким образом, орган государственного пожарного надзора должен принять и зарегистрировать эту декларацию. Исчерпывающий перечень тех моментов, по которым эта декларация не регистрируется, приведён в соответствующем приказе.

- В Постановлении Правительства Российской Федерации, определён порядок расчёта пожарного риска. Но в данном документе ничего не сказано про аккредитацию организаций, которые будут проводить расчёты пожарного риска. Следует ли понимать, что аккредитация не требуется, либо аккредитация всё-таки будет требоваться?

- Действительно, в соответствующем Постановлении Правительства это положение отсутствует. То есть фактически, если руководствоваться только этим Постановлением Правительства – любая организация может выполнять соответствующие расчеты.

- По объектам, действующим на момент вступления в силу Технического регламента, определено, что его требования на них не распространяются. Мы продолжаем работать, исходя из тех требований, которые предъявляли к объектам в предыдущий период их эксплуатации, в том числе нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, а также СНиПы. Законно ли это?

- К объектам, которые построены до 1 мая  при проведении мероприятий по надзору (в период эксплуатации) следует применять те нормативные документы, которые ранее действовали. Тем более, что практически все их требования, так или иначе, учтены в Техническом регламенте.

В целом ни один СНиП, за исключением одного, не действует на период эксплуатации. В преамбуле к каждому СНиПу указана область его применения. Он, как правило, распространяется только на проектирование. Редко СНиПы распространяются на проектирование и строительство. Так, что при проведении надзорных мероприятий в период эксплуатации СНиП применять нельзя. Область его применения ограничена самим же СНиПом. Что касается конкретного СНиП 21-01-97*, то практически все его основные положения учтены в Техническом регламенте.

- Какая ответственность предусмотрена за неподачу декларации?

На данный момент в этом вопросе следует руководствоваться ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение требований пожарной безопасности».

В данной статье, в частности, говорится, что нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа:

на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;

на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей;

на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа:

на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;

на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей;

на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Комментарии
Конфереция