PetroChina инвестирует $60 млрд на расширение бизнеса за рубежом

Китайские нефтяные компании все агрессивнее. PetroChina собирается конкурировать с ExxonMobil и BP за новые нефтегазовые активы, обещая потратить на них минимум $60 млрд за 10 лет. В ближайшие 10 лет PetroChina потратит по меньшей мере $60 млрд на расширение бизнеса за рубежом, заявил в воскресенье председатель совета директоров компании Цзян Цземинь. «Десять лет назад PetroChina была государственной нефтяной компанией», — цитирует его Bloomberg. Теперь ее цель, по словам Цзян Цземиня, — стать международным лидером наравне с американской ExxonMobil и британской BP, с которыми китайская компания собирается конкурировать за новые нефтегазовые активы. К 2020 г. PetroChina намерена получать половину нефти и газа от зарубежных «дочек», предупредил Цзян Цземинь. PetroChina выделена из состава госкорпорации CNPC в 1999 г. Бизнес-план компании предполагает, что в 2006-2010 гг. она должна стать крупнейшим игроком в КНР (что уже удалось), а в 2011-2020 гг. — одним из ведущих поставщиков нефти и нефтепродуктов на глобальном рынке. По капитализации PetroChina впервые обошла прежнего лидера — Exxon — еще в конце 2009 г. и сейчас дороже ее на 5%. А выручка и активы китайской компании удвоились за последние пять лет. Эффективность падает, но она выше, чем у западных конкурентов, в том числе из-за разницы в налогообложении: в 2009 г. рентабельность PetroChina по чистой прибыли была 10% (в 2005-м — 24%). Для сравнения: у ExxonMobil — 6%, у BP — 7%. Производственные показатели пока несопоставимы. В 2009 г. PetroChina добывала в среднем 0,844 млрд барр. нефти в день, Exxon — 2,387 млрд барр. (ее выручка за прошлый год — $310,6 млрд), BP — 2,535 млрд барр. (ее оборот — $246 млрд).
Но по тратам на новые активы PetroChina — серьезный конкурент западным компаниям, признают эксперты. Глобальные игроки раз в 5-10 лет объявляют о сделках на $30 млрд, цитирует Bloomberg аналитика Sanford C. Bernstein Нила Бевериджа (в декабре о такой сделке как раз объявила Exxon — за $27 млрд она готовится купить американскую XTO Energy). Раньше PetroChina, по словам Цзян Цземиня, тратила $2-3 млрд в год. Новый план по покупкам серьезнее — минимум $6 млрд ежегодно, констатирует Беверидж, так что расходы PetroChina вполне могут быть выше, чем у западных конкурентов. С началом кризиса китайские компании резко активизировались в части новых покупок. Хотя по итогам 2009 г. КНР пока лишь третий по величине покупатель нефтегазовых активов (после США и Канады, см. таблицу). Общая стоимость сделок китайских инвесторов составила $17,5 млрд, гласят данные Thomson Reuters (с учетом долга приобретаемых компаний). Только PetroChina, по данным Bloomberg, потратила почти $7 млрд на НПЗ и нефтегазовые участки в Австралии, Канаде, Сингапуре и Центральной Азии.
Комментарии
Конфереция