Российские НПЗ еще не готовы поддержать намерение властей Москвы перейти на топливо «Евро-4»

Москва задыхается. По данным Минприроды, все (!) жители столицы живут в условиях «высокого и очень высокого загрязнения воздуха». Больше 80% выбросов в атмосферу Москвы - выхлопы автотранспорта. В прошлом году машины «начадили» аж 1 миллион 70 тысяч тонн выбросов - примерно по 100 кило на каждого москвича! И вот власти решили повторить эксперимент 2007 года. Тогда в Москве запретили продавать бензин экологического класса ниже «Евро-3». А недавно подготовлен новый законопроект: с начала 2011 года продавать топливо классом не ниже «Евро-4».

- Бензин и дизтопливо «Евро-4» содержат меньше серы и ароматических углеводородов, - пояснила замначальника столичного Департамента природопользования Марина Вакула. - А это значит, что в выхлопах будет меньше диоксида серы и суммарных углеводородов.

Углеводороды - опаснейшие канцерогены.

- А диоксид серы, попадая в организм, приводит к снижению эластичности стенок сосудов и образованию бляшек на них, - рассказывает доктор медицинских наук Борис Ревич. - Между тем бляшки - прямой путь к инфаркту. Кстати, самая частая причина смерти москвичей - сердечно-сосудистые заболевания. А на втором месте - рак. Получается, что, переводя город на более качественный бензин, власти не только делают воздух чище, но и прямо улучшают наше здоровье. И все бы здорово, но...

ГОРЮЧЕЕ НАЧНУТ БОДЯЖИТЬ?

Готовы ли московские компании, торгующие топливом, быстро перейти на бензин «Евро-4»? Ведь многие до сих пор даже на «Евро-3» не перешли.

Департамент природопользования то и дело публикует «черный список АЗС», которые торгуют «неэкологичным» топливом. А тут - «Евро-4»...

- Большинство нефтеперерабатывающих заводов России пока просто не могут выпускать бензин, соответствующий нормам «Евро-4», - рассказал профессор кафедры переработки нефти Российского университета нефти и газа Алексей Гуреев. - Для этого им нужны колоссальнейшие средства на модернизацию производства. Но большинство компаний не желает их вкладывать. Зачем строить современные установки, если в обычный бензин можно просто добавить присадку?

Присадка - специальный препарат, добавляемый в топливо для изменения его свойств. Был бензин А-80, налил присадку - получился Аи-92. Октановое число выше, зато машина чадит как паровоз, свечи портятся, двигатель изнашивается быстрее. Был бензин «Евро-3», похимичил - получил «Евро-4». Но бензин - реально - экологичнее не стал. Да и как эта «химия» скажется на двигателе - пока никто не знает.

ЦЕНЫ ПОДНИМУТСЯ

«Чистый» бензин - штука дорогая.

- Топливо «Евро-4» мы будем вынуждены возить из Самарской области и Комсомольска-на-Амуре, потому что его у нас производят только там, - пояснили в одной из крупнейших нефтяных компаний. - Конечно, такие перевозки затратны, и мы не сможем не включить эти затраты в стоимость бензина.

Звоню в компанию ТНК-ВР, занимающую изрядную часть московского топливного рынка. Пресс-секретарь Николай Горелов поясняет, что бензин класса «Евро-4» их компания в Москве уже продает. Но не обычный, Аи-92, а с более высоким октановым числом - Аи-95 и Аи-98.

В некоторых компаниях, как я выяснил, похожая ситуация. А как иначе - за чистоту и качество платить нужно!

Так, смотрю цены.

Привычный нам Аи-92 - 21,20 - 21,90 руб. за литр. Аи-95 - от 23,80 до 24,30 руб. Аи-98 - уже до 27,10 руб.! Если каждую неделю заправлять по 50-литровому баку обычным 92-м бензином, то будешь тратить в среднем 1075 рублей. А если крутым, экологичным «Евро-4» по 26 рублей - уже 1300 руб. Разница и так ощутимая, а за год вообще набегает 11 700 рублей!

Что ж получается? За чистый выхлоп придется заплатить нам, москвичам? Похоже, что так. Впрочем, сами же и дышать будем.

Но вот действительно ли станет выхлоп чище - большой вопрос!

«ЖИГУЛИ» ПРОДОЛЖАТ ЧАДИТЬ

- Бензин «Евро-4» даст чистый выхлоп только в том случае, если его зальют в хорошую новую иномарку, - уверен профессор Гуреев. - А заливать это топливо в «Жигули» - то же самое, что заливать коньяк: дорого и глупо. Выхлоп чище не станет, ведь большинство отечественных двигателей на такой бензин просто не рассчитано. Машина, конечно, поедет, но чадить будет ничуть не меньше. То же самое касается старых машин. Если двигатель не отрегулирован, топливная система изношена, что хочешь в машину залей - выхлоп будет грязным.

По данным ГИБДД Москвы, 60% автомобилей в столице - до сих пор отечественные. По данным агентства «Автостат», 52% машин - старше 7 лет, 37% - старше 10 лет.

- По нашим данным, в последнее время москвичи все больше покупают автомобили возрастом от 5 до 10 лет, - признает Марина Вакула. - Покупка новых машин существенно сократилась.

Хорошо, но, может быть, введение «Евро-4» поможет автомобилистам? Ведь более экологичный бензин - более качественный. Двигатели наших машин, наверное, будут лучше работать и меньше изнашиваться.

- Экологический класс бензина на работу двигателя не влияет никак, - разочаровал меня менеджер по сервисному обслуживанию компании «Мэйджор Авто» Павел Бушуев. - Все зависит от октанового числа топлива, но еще больше - от его качества. В Москве даже самый дорогой и экологичный Аи-98 может оказаться просто отвратительным. И только испортит двигатель.

Что же получается, от хорошей в общем и целом затеи будет мало реальной пользы?

- Введение бензина «Евро-4» Москве не очень поможет, - считает Николай Кривозерцев, эксперт компании «Экостандарт». - Нужен целый комплекс мер. Ну, например, введение «Евро-4» в Московской области, откуда к нам ежедневно въезжают сотни тысяч машин. А там до сих пор бензин «Евро-2», который подмосковные автовладельцы сжигают у нас! Второе - нужно менять всю дорожную и снегоуборочную технику, мусоровозы и убирать маршрутки «Газели» - самый грязный транспорт в Москве. Третье - заставить гаишников реально проводить техосмотр, а не торговать им. Выхлоп грязный - не давать талон! Четвертое и главное: пытаться решить проблему пробок. Ведь из-за них машины из точки А в точку Б едут в 2 - 3 раза дольше, чем если бы пробок не было. Поэтому и выхлопов в 2 - 3 раза больше, чем могло быть.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Грузовикам запретят днем въезжать в центр

Власти столицы подготовили еще один революционный законопроект. Он запрещает машинам грузоподъемностью более тонны с 7 утра до 11 вечера въезжать в пределы третьего транспортного кольца. А машинам грузоподъемностью более трех тонн - даже въезжать днем на ТТК! Ведь именно грузовики, работающие на дизтопливе, дают самый грязный выхлоп.

Сейчас грузовые машины в центр въезжают по спецпропускам, которые выдаются в ГИБДД на 3, 6 или 12 месяцев. Причем, как пояснил руководитель Департамента транспорта Василий Кичеджи, эти пропуска «можно практически открыто купить в ГИБДД». Чтобы снизить уровень коррупции, уменьшить пробки и сделать воздух чище, грузовики без всяких пропусков будут пускать в центр, но только ночью.

- Времени с 23.00 до 7.00 вполне достаточно, чтобы подвезти продукты к магазинам и материалы на стройплощадки, - уверен Василий Кичеджи.

Новый порядок хотят ввести летом.

- Его никто не будет соблюдать, - заявил председатель Центрального совета межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. - Ну, скажем, вы ждете из магазина холодильник. Неужели его ночью подвезут? Или, скажем, контейнер с вещами. А квартирные переезды? Что, тоже только ночью? Это бред. Сегодня любой грузовик может въехать в пределы третьего транспортного кольца без всякого спецпропуска, отдав гаишнику сумму от 100 до 500 рублей. Этот порядок, я уверен, сохранится. Чтобы воспрепятствовать проезду грузовиков, нужно поставить на съездах с ТТК 70 круглосуточных постов ГИБДД и следить, чтобы инспектора не брали взяток. Но это утопия.

Комментарии
Конфереция