УФАС Зауралья оценило рынок оптовой реализации бензина и дизельного топлива

Курганское УФАС РФ обнародовало итоги исследования рынка оптовой реализации автомобильного бензина и дизельного топлива в области. Как следует из анализа, основными участниками рынка являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставку нефтепродуктов на нефтебазы, расположенные на территории региона. Ввоз нефтепродуктов в область осуществляется из Республики Башкортостан, Тюмени, Омска, Челябинска, Новосибирска, Екатеринбурга, в цистернах по железной дороге, по нефтепроводу и автомобильным транспортом. Эксперты УФАС отметили, что оптовый рынок носит межрегиональный характер, но на территории Курганской области сложились устойчивые хозяйственные связи между основными потребителями и мелкооптовыми продавцами. Основной объем поставок нефтепродуктов на АЗС осуществляется с нефтебаз, расположенных на территории области. В 2008 году началось производство дизельного топлива в Каргапольском районе, однако объем производства пока не оказывает существенного влияния на рынок. Объем рынка оптовой реализации автомобильного бензина в 2008 году составил 130 065,1 тонн, по дизельному топливу – 73 967 тонн. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики, наибольшие доли на рынке по маркам бензина А-76, Аи-92, АИ-95 занимает ОАО «НК «Роснефть-Курганнефтепродукт» (более 10 %), ООО «Трансойл» (более 8 %), ЗАО «Курганская нефтяная компания» (более 8 %). Признаков коллективного доминирования указанных хозяйствующих субъектов не выявлено. Уровень концентрации по маркам бензина А-76, Аи-92, АИ-95 умеренный. По марке бензина Аи-98 доля ОАО «НК «Роснефть-Курганнефтепродукт» – более 50 %, рынок высококонцентрированный. Общество также занимает долю более 35 % по объему реализации дизельного топлива. На рынке реализации дизельного топлива существуют признаки коллективного доминирования ОАО «НК «Роснефть-Курганнефтепродукт», ООО «Трансойл», ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт», ООО «Ситам» и ООО «Зауралпромресурс». Их совокупная доля больше 70 % и доля каждого превышает 8 %. По выводам специалистов антимонопольного управления, для вхождения на рынок Зауралья существуют барьеры экономического характера и барьеры, связанные с положением крупных участников рынка. Это высокая стоимость строительства новых нефтехранилищ, длительный срок окупаемости, наличие вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность как на рынке оптовых поставок, так и на рынке хранения нефтепродуктов, и также на розничном рынке реализации бензина и дизельного топлива.
Комментарии
Конфереция