Юрий Лужков, мэр Москвы:
- Мы сейчас приобретаем громадное количество техники, автомобильной техники, которая настроена на Евро-4. А мы их кормим Евро-2 за пределами Москвы и вроде бы Евро-3. Я говорю "вроде бы", потому что Евро-3 у нас не узаконено. Почему мы допускаем это?! Это же безобразие полнейшее. Мы же цивилизованная страна.
Европа вводила свой стандарт Евро, наши специалисты предпочитают говорить "экологический класс", долго, но неуклонно и постепенно ускоряясь. 1993 год - Евро-2, 2000 - Евро-3, 2005 - Евро-4. Уже и Евро-5 на подходе. У нас экологическими классами машин и топлива озаботились лишь в этом веке. Попробовали идти семимильными шагами - не получилось, сроки введения норм начали переносить - выпуск новой техники дело не одного дня.
Валерий Соколов, ведущий научный сотрудник НАМИ:
- Реально для потребителя с точки зрения влияния топлива класса 4 на технике класса 2 вы каких-то преимуществ, связанных с тем, что улучшится динамика или изменятся показатели, связанные с расходом топлива, - вы этого не получите. Получится эффект такой социальный: из вашей выхлопной трубы просто будет меньше вредных веществ.
А вот заливать топливо Евро-2 в новенький, только что из салона автомобиль, нежелательно. Катастрофы, конечно, не будет, но, например, - нейтрализатор прослужит много меньше отпущенного ему срока. А в атмосферу все равно вылетит больше вредной химии. К счастью, московский водитель это начинает понимать.
- У меня у самой - ребенок. И когда я заправляют качественным, хорошим бензином, я забочусь о его здоровье.
- Я думаю, что экологичный бензин есть смысл заправлять, особенно в нашей загруженности в столице, когда машин очень много. Я думаю, я бы стал заправлять машину таким бензином.
Оказаться в пробке за нещадно чадящим автобусом или грузовиком можно в любой момент. Надо сказать, то еще удовольствие. Однако именно здесь проблему можно решить комплексно и быстро. Наземный транспорт столицы уже вовсю переходит на Евро-4.
Александр Езохов, главный инженер 11-го автобусного парка ГУП "Мосгортранс":
- Поступление в нашем парке в данный момент идет только Евро-4, и на данный момент у нас таких автобусов уже более 12%. Это где-то более 40 единиц подвижного состава.
Правда, заправляют современные автобусы не дизельным топливом, а газом. Прикладываем белую дощечку сначала к дизелю, затем - к выхлопной трубе газового мотора. Результат налицо. Даже наш оператор не побоялся испортить объектив.
Но не исключено, что тут у автовладельцев возникнет вопрос: не придется ли снова вспомнить это ужасное слово "дефицит".
Марина Вакула, заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы:
- Нет вопросов о том, что в какой-то момент пропадет бензин. Близлежащие заводы, которые поставляют топливо в Москву, уже реализуют частично топливо и сегодня по показателям Евро-4.
Как утверждают специалисты, не стоит ожидать и резкого подорожания топлива. Во-первых, реконструкция нефтезаводов - процесс плановый, во-вторых, правительство планирует снизить акцизы на бензин и дизель более высокого экологического класса.
И в заключение еще раз о главном: об экологии. Помните тот миллион тонн ядовитых соединений, которые ежегодно выбрасывают московские авто. Так вот - это почти по 200 килограммов на каждого горожанина. Взрослый еще кое-как выкарабкается, ребенка засыплет заживо. Тем временем, например, только серы в бензине Евро-4 будет меньше, чем в Евро-3, в 5, а в дизтопливе - в 7 раз.