Когда я покупал машину, сервисники автодилера так и сказали – никакого 95-го. Мол, если двигатель «стуканет», крайнем будешь ты. А на самом деле? Тест бензина АИ-95 с 10 челябинских АЗС дал противоречивые результаты. С одной стороны, нормам техрегламента «О требованиях к автомобильному топливу...» полностью соответствовали лишь четыре пробы из десяти! В двух пробах – следы тетраэтилсвинца, через раз – повышенное содержание серы, есть недоборы по октановому числу. С другой стороны, четыре образца были безупречны, а два не просто уложились в нормы «Евро 3» (класс 3 по регламенту), но даже в «Евро 4». То есть такой бензин можно было продавать в Европе еще год назад. А восемь образцов имели достаточное октановое число (не менее 95), в одном случае – аж 97 единиц! Так что настоящий 95-й в Челябинске все-таки есть, хотя и не в тех количествах, как хотелось бы.
Производственные трудности
Откуда пошло убеждение, что нормального 95-го в России нет? Дело в том, что в «дикой природе» высокооктановый бензин не встречается, и если взять сырую нефть и отделить от нее бензиновую фракцию, ее октановое число (ОЧ) составит 40-60 единиц, редко – до 76. Соответственно, топливо подвергают сложной «терапии», и чем большее ОЧ нужно, тем дороже и сложнее процесс. Между тем нефтяной комплекс СССР (как и автомобильный) был ориентирован на использование низкооктановых бензинов (А-72, А-76, позже – АИ-92), и допускал использование дешевого антидетонатора – тетраэтилсвинца – ныне запрещенного. Соответственно, откуда взяться изобилию 95-ому, если в последние лет двадцать топливники предпочитали «стричь бабки», а не инвестировать в будущее? Тем более, несмотря на обилие способов производства 95-го бензина, идеального среди них нет. То есть такого, чтобы качественно и дешево одновременно. К примеру, каталитический крекинг – дробление крупных углеводородных молекул на компактные и более устойчивые к детонации – сравнительно недорог, но получаемый бензин насыщается непредельными углеводородами, из которых при хранении образуются вредные смолы, оседающие потом на деталях двигателя. И главное, получить бензин АИ-95 крекингом сложно – обычно ОЧ такого бензина не превышает 92 единицы.
Октановое число (ОЧ) – это мера детонационной стойкости бензина, которая определяет его приспособленность для работы в моторах с высокой степенью сжатия и высокой литровой мощностью. Работа мотора на бензинах с недостаточным ОЧ может привести к возникновению детонационного сгорания, способного вывести мотор из строя. Для современных моторов недобор по октановому числу в несколько единиц считается некритичным, так как управляющая электроника умеет корректировать параметры работы мотора (УОЗ) для подавления детонации.
Каталитический риформинг насыщает топливо ароматическими углеводородами и позволяет получать бензины с ОЧ 95 и даже выше, ведь «ароматика» имеет высокую детонационную стойкость. И снова «но» – доля ароматических компонентов в топливе ограничена 42% , поскольку они резко увеличивают нагарообразование в двигателе. Кстати, до введения норм «Евро 3» этот показатель не нормировался и можно было вытягивать ОЧ за счет повышения ароматики, а теперь и эта лазейка прикрыта.
Есть прекрасный процесс – алкилирование, в результате которого синтезируются «идеальные» бензиновые компоненты, вроде эталонного изо-октана с ОЧ 100 единиц. Но процесс весьма недешев, а для его внедрения требуются инвестиции. Оксигенаты – спирты и эфиры – обладают высоким октановым числом (более 100), поэтому используются в качестве добавки к топливам, но их предельное содержание ограничено из-за низкой теплотворной способности и ядовитости некоторых веществ (например, метанол не допускается вовсе). После запрета тетраэтилсвинца тысячи химиков искали ему безопасную замену и вроде бы нашли в лице метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) и монометиланилина (ММА).
Однако в обоих случаях нашлись противопоказания, ограничившие предельно допустимые концентрации, так что МТБЭ и ММА тоже не стали панацеей из разряда «плеснул и продавай». В общем, куда не кинь, всюду клин. То процесс дорогой, то побочные эффекты... Поэтому бензиновые фракции доводят до ума в несколько этапов, а нужного качества добиваются смешиванием бензинов, полученных разными методами (компаундированием). Производство топлив чем-то напоминает кулинарию: чуть-чуть соли, чуть-чуть перца, не переборщить с корицей... Итак, первая часть «проблемы-95» заключается в сложности его производства и архаичности постсоветских НПЗ.
Вариант для «умных»
ОЧ можно увеличить буквально «на коленке». Антидетонаторы – это специальные присадки, добавление которых в небольших количествах поднимает ОЧ топлива. Эффективны ли они? Еще как!
К примеру, вы купили тонну 92-го бензина и хотите продать ее под видом 95-ого. Добавление 100 грамм ферроцена – антидетонатора на основе железа – поднимет ОЧ на 3-4 единицы, а стоимость ферроцена – жалкие 500-600 рублей за килограмм, если китайский – еще дешевле! То есть в нашем случае вы потратите на процедуру порядка 50-60 рублей, при том что разница в розничной цене тонны 95-го и 92-го бензина – примерно 2500 рублей. Неплохая рентабельность.
Тем более одно время антидетонаторы на основе металлов не считались отравой для двигателя. Тетраэтилсвинец был у нас в ходу до 2003 года, потом в моду вошли ферроцены и антидетонаторы на основе марганца, якобы, безвредные для мотора. Еще шесть-семь лет назад нормы допускали содержание железа на уровне 37 мг/л, потом предел снизили до 18 мг/л (столько же для марганца), но многие заправщики не особенно церемонились с дозировкой и сыпали чуть ли не на глазок, отчего свечи покрывались красным нагаром после одной заправки, а еще через какое-то время переставали «искрить». Сейчас все присадки на основе свинца, марганца и железа запрещены полностью (подробнее об их вредоносности), и крупные НПЗ с ними не связываются. Однако в силу дешевизны антидетонаторов остается большое искушение «улучшить» ими бензин на местах. Порой вынужденно, например, когда в плохо промытой емкости осталось дизтопливо, уронившее ОЧ бензина. Иногда намеренно, ради прибыли. Вот вам и вторая часть «проблемы-95»: ОЧ – это товар, и если продавец может купить его по дешевке, почему бы не рискнуть?
Каким должен быть бензин?
Перед тем как проводить наш тест, мы заинтересовались – а с чем сравнивать полученные показатели? Вопрос не такой уж простой. Было время, когда количество номативов на топливо превышало все мыслимые пределы: ГОСТ 2084-77, ГОСТ 51105-97, ГОСТ 51313-99, ГОСТ 51866-2002, ТУ №38.401-58-171-96 и еще с десяток разнообразных норм и техусловий. В общем, черт ногу сломит. И при этом качество топлива оставалось весьма архаичным – первые иномарки с непосредственным впрыском бензина умирали в России достаточно быстро, а дизельные легковушки к нам боятся возить до сих пор. Это безобразное разнообразие норм нужно было упорядочить, и тогда правительство разработало регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». В регламенте бензины подразделяются на классы, номера которых соответствуют нормам «Евро 2», «Евро 3», «Евро 4» и «Евро 5». То есть наконец-то мы получили документ, унифицирующий наше топливо с европейским.
Как обычно, внедрение нового было сопряжено с наполеоновскими планами. Не стесняясь, правительство пожелало, чтобы с 2009 года страна перешла на топливо класса 3 («Евро 3»), а это – исключительно 95-й бензин. Другими словами, АИ-92 мыслилось запретить еще в прошлом году, представляете?! А с начала 2010 года весь бензин должен был соответствовать нормам «Евро 4», то есть иметь содержание серы в десять раз меньшее, чем до сих пор! Наплевав на пару десятилетий станганции в нефтянке и автопроме, правительство решило настичь Европу за пару лет. Для чего так гнать лошадей, лично я не понимаю, ведь половина автопарка страны – это машины старше 10 лет, многие из которых прекрасно переваривают даже этилированный бензин, а в сверхчистом топливе «Евро 3» или «Евро 4» вообще не нуждаются. Я не говорю, что это хорошо, но факт упрямый: автопарк России еще не созрел для перехода на европейские топлива. Они должны существовать в качестве альтернативы более простым и дешевым бензинам, а правительству лучше направить энергию на контроль соблюдения норм на АЗС, иначе получится известный парадокс: на бумаге – «Евро», а в баке – бяка. Не были готовы к тотальному переходу на «Евро 3» и НПЗ, для которых вся эта «экологическая мура» – натуральное ярмо на шее: производство чистого топлива требует новых технологий и гигантских инвестиций. Причем отбить затраты за счет увеличения цены на топливо очень сложно, ведь покупатели не готовы доплачивать за его экологичность – главный козырь евротоплива. Вы ведь не согласитесь платить 1 евро за литр топлива, одобренного «Гринписом»? А нефтяное лобби в России сильно... И правительство включило заднюю передачу. Сроки внедрения норм сместили – бензин АИ-92 по «Евро 2» можно выпускать до конца 2010 года, а бензин АИ-95 по «Евро 3» – до конца 2011. Переход же на нормы «Евро 5», действующие в Европе сейчас, перенесен с 2013 на 2015 год.
Эволюция нормативов на бензин АИ-95
Параметр |
ГОСТ 2084-77 |
ГОСТ 51105-97 |
ГОСТ 51866-2002 (вид I) |
Регламент, |
Евро 3 (EN 228-2004) / Euro 5 |
Что за норма |
Основной «советский» ГОСТ на бензин |
ГОСТ на неэтилированный бензин |
Новый ГОСТ под «Евро 3» |
Основной документ на сегодня |
Европейские нормы (до 2005 года/ текущие) |
ОЧ (И) |
95 |
95 |
95 |
95 |
95 |
Свинец*, г/л |
0,013 |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Сера, мг/кг |
1000 |
500 |
150 |
150 |
150 /10 |
Железо*, г/л |
Не норм. |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Объемная доля бензола, % |
Не норм. |
5 |
1 |
1 |
1 |
Марганец*, г/л |
Не норм. |
Не норм. |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Объемная доля ароматических углеводородов, % |
Не норм. |
Не норм. |
42 |
42 |
42/35 |
Объемная доля олефиновых углеводородов, % |
Не норм. |
Не норм. |
18 |
18 |
18 |
Массовая доля кислорода, % |
Не норм. |
Не норм. |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
* За отсутствие железа принимается концентрация менее 0,1 г/л, свинца – менее 2,5 мг/л, марганца – менее 0,25 мг/л.
Что и как мы проверяли?
Пробы исследовались на соответствие классу 3 технического регламента «О требованиях к автомобильному бензину...» В паспортах качества всех бензинов фигурировал ГОСТ 51866-2002, который практически идентичен требованиям техрегламента на 95-й бензин и нормам «Евро 3» (см. табл. выше). Каждая проба исследовалась по 16 пунктам, которые определяют как безопасность топлива для двигателя, так и его экологичность. В числе параметров–октановое число (исследовательское), наличие антидетонаторов на основе марганца, свинца и железа, содержание разнообразных спиртов и эфиров, концентрация кислорода, ароматических и олефиновых углеводородов, а также серы. Чем опасно превышение по каждому параметру, читайте в отдельном материале. В этот раз мы не ставили топливников в известность о предстоящем «набеге», иначе, по опыту прошлого теста, процедура отбора затягивается до безобразия.
Отбор проб проходил в течение двух дней в присутствии семи свидетелей-добровольцев, которые оказали неоценимую помощь нашему мероприятию, за что мы (и вы, я думаю, тоже) выражаем им большое человеческое спасибо (подробнее об отборе проб). Они смотрели, помогали, советовали – в общем были полноценными участниками проекта. Тесты были совершенно открытые и всех интересующихся мы приглашали в предыдущих материалах, в форумах, в моем блоге. Именно так мы и нашли наших добровольцев. По финансовым соображениям количество проб было ограничено десятью, и мы постарались не обойти вниманием все крупные бренды: ЛУКОЙЛ, «Оптан», «Челнефть», «Газпромнефть», «Башнефть», «Татнефть», «Сибнефть», а также взяли три пробы на заправках помельче: «Ликард», «Сфера», «Тоник». Все пробы были опечатаны в присутствии свидетелей и доставлены в аккредитованную лабораторию «Сертификационного центра автотракторной техники» (г. Челябинск, пр. Ленина, 2), где их проверили на профессиональном оборудовании. Массовая доля серы определялась на рентгенофлуоресцентном анализаторе, содержание ароматики, бензола, оксигенатов – на хроматографе, концентрация свинца и железа – на фотоэлектрическом калорифере. ОЧ по исследовательскому методу определялось на моторной установке в АНО «Центр испытаний нефтепродуктов», здесь же контролировалось содержание марганца. Арбитражные пробы (1 л) хранятся в лаборатории СЦЦ АТТ в течение трех месяцев со дня отбора.
Что в итоге?
На первый взгляд, результаты удручающие: 60% челябинского топлива не удовлетворяют требования регламента и ГОСТ 51866-2002. Самое популярное нарушение – высокая сера, встречается свинец, есть недоборы по октановому числу. Но знаете что? Все не так уж плохо. Ведь главный вопрос для нас с вами – безопасно ли топливо для двигателя? И в принципе ни одна из десяти проб не является убийственной. Конечно, содержание свинца в двух пробах – это не «гут», но значения в 5,2 и 5,6 мг/литр – сравнительно «детские». К примеру, по старому ГОСТу 2084-77 такой бензин считался бы неэтилированным с двукратным запасом. Для сравнения, по настоящему этилированный бензин допускал содержание свинца до 170 мг/литр, так что наши пробы относительно безобидны. Разумеется, продукты сгорания свинцовой присадки будут подтачивать здоровье нейтрализатора, но с одного раза его не убьют. Что касается серы, то хотя половина проб не уложилась в нормы «Евро 3», ситуацию также не назовешь критичной. Сера повышает коррозионную активность отработавших газов и снижает эффективность нейтрализатора, но обнаруженная нами максимальная концентрация в 348 мг/литр (при норме 150) еще далека от критической. К примеру, бензин АИ-92, который мы активно льем в наши иномарки, вполне законно может иметь серу в количестве 500 мг/литр, и этот порог не был превышен ни в одной из проб. По октановому числу максимальный недобор составил 3 единицы, то есть один раз нам продали 92-й бензин. И хотя это весьма обидно, но, как мы знаем, не особенно страшно для мотора – управляющая электроника скорректирует значения угла опережения зажигания и другие параметры, чтобы не допустить сильной детонации.
А теперь о позитивном. Марганца и железа нет нигде, никто не перекормил бензин метил-трет-бутиловым эфиром (МТБЭ) или монометиланилином (ММА), в норме содержание бензола, нигде нет ядовитого метанола, все о’кей с количеством кислорода и отдельных видов оксигенатов. То есть в принципе мы имели дело с вполне нормальным 95-м бензином, а не с 76-м, напичканным тоннами присадок. Это видно хотя бы по содержанию ароматики и олефинов: такие значения не характерны для низкооктановых бензинов, доведенных до «тонуса» всякой дрянью. Можно выразиться и так: 8 из 10 проб удовлетворяют нормам «Евро 2». А это уже кое-что. Конечно, нам хотелось поймать кого-нибудь за руку и найти бензин с целым букетом антидетонаторов, но увы и ура – настоящий 95-й встречается. Так что страшилки дилеров про бензины-убийцы кажутся нам слегка преувеличенными: по крайней мере, вблизи Челябинска заправляться 95-м можно без особой опаски.
Краткие результаты исследования бензина АИ-95 на АЗС города Челябинска в феврале 2010 года
Бренд |
Юридическое название, номер |
Адрес |
Ориентиры |
Результаты |
ЛУКОЙЛ |
«Лукойл-Уралнефтепродукт», АЗС №6 |
Механическая 67/1 |
Пересечение ул. Механической и Героев Танкограда |
Соответствует классу 4 регламента |
«Челнефть» |
ИП Казыханова |
Героев Танкограда, 20/1 |
Пересечение ул. Героев Танкограда и пр. Победы |
Повышенное содержание серы, в остальном – класс 3 |
«Ликард» |
ООО «БашТранзитОйл» |
а/д Меридиан |
Напротив городской свалки |
Соответствует классу 3 регламента |
«Сибнефть» |
ООО «Топливная компания Меридиан», АЗС №6 |
ул. Героев Танкограда, 15/1 |
Пересечение ул. Героев Танкограда и пр. Победы |
Повышенное содержание серы, в остальном – класс 3 |
«Газпромнефть» |
ООО «ГазПромНефть-Челябинск», АЗС №1 |
Свердловский тракт, 126 |
На пересечении Свердловского тракта и ул. Радонежской |
Пониженное ОЧ, в остальном – класс 3 |
«Оптан» |
ООО «Оптан-Челябинск», АЗС №0008 |
Чайковского, 84/1 |
Пересечение пр. Победы и Чайковского |
Повышенное содержание серы, следы свинца, в остальном – класс 3 |
«Татнефть» |
ООО «Татнефть», АЗС №121 «Центра» |
Уфимский тракт, 3-й километр |
В сторону выезда из города |
Повышенное содержание серы, следы свинца, в остальном – класс 3 |
«Башнефть» |
ООО «Регион», АЗС №7712 |
Уфимский тракт |
В сторону выезда из города |
Соответствует классу 4 регламента |
«Сфера» |
ИП Валерий Мякуш, АЗС №11 |
38-й километр объездной дороги |
Между дорогой на Кременкуль и трассой М-5 |
Соответствует классу 3 регламента |
«Тоник» |
ООО «Центр дорожного сервиса» |
Конец пр. Победы |
На выезде в сторону Кременкуля |
Пониженное ОЧ, повышенное содержание серы, в остальном – класс 3 |
Полные результаты исследования бензина АИ-95 на АЗС города Челябинска в феврале 2010 года
(красным выделены параметры, не дотягивающие до класса 3 регламента, зеленым – параметры, удовлетворяющие классу 4 регламента)
Параметр |
Название АЗС |
|||||
ЛУКОЙЛ |
«Челнефть» |
«Ликард» |
«Сибнефть» |
«Газпромнефть» |
Требования регламента, класс 3 (класс4) |
|
ОЧ (И) |
95,7 |
95,0 |
95,7 |
95,0 |
94,3 |
>95,0 |
Массовая доля серы, мг/кг |
20 |
282 |
115 |
190 |
105 |
<150 (50) |
Концентрация свинца, мг/дм3 |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Концентрация железа, мг/дм3 |
Отсут. |
Отсут |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Концентрация марганца, мг/дм3 |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Объемная доля оксигенатов, % |
||||||
Метанола |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Этанола |
0,1 |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
1,0 |
<5,0 |
Изопропилового спирта |
0,1 |
2,4 |
0,8 |
2,2 |
4,0 |
<10,0 |
Изобутилового спирта |
0,6 |
1,6 |
2,0 |
1,6 |
3,5 |
<10,0 |
Третбутилового спирта |
0,0 |
2,0 |
1,0 |
0,5 |
0,0 |
<7,0 |
Эфиров (С5 и выше) |
6,6 |
7,2 |
3,2 |
4,8 |
4,4 |
<15,0 |
Других оксигенатов |
0,1 |
5,0 |
1,2 |
2,0 |
2,0 |
<10,0 |
Объемная доля углеводородов, % |
||||||
Олефиновых |
13,0 |
17,0 |
1,8 |
10,0 |
14,0 |
<18,0 |
Ароматических |
35,0 |
33,0 |
33,8 |
34,2 |
35,0 |
<42,0 (35,0) |
Массовая доля кислорода, % |
0,3 |
2,1 |
1,4 |
2,0 |
2,3 |
<2,7 |
Объемная доля бензола, % |
0,6 |
0,9 |
0,8 |
1,0 |
0,9 |
<1,0 |
Класс топлива* |
Евро 4 |
Евро 2 |
Евро 3 |
Евро 2 |
Евро 2 |
– |
Параметр |
Название АЗС |
|||||
«Оптан» |
«Татнефть» |
«Башнефть» |
«Сфера» |
«Тоник» |
Требования регламента, класс 3 (класс 4) |
|
ОЧ (И) |
95,4 |
95,1 |
97,0 |
96,6 |
92,0 |
>95,0 |
Массовая доля серы, мг/кг |
312 |
348 |
38 |
61 |
224 |
<150 (50) |
Концентрация свинца, мг/дм3 |
5,6 |
5,2 |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Концентрация железа, мг/дм3 |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Отсут. |
Концентрация марганца, мг/дм3 |
Отсут. |
Отсут.
Комментарии
|