Отмена нулевой экспортной пошлины для нефти Восточной Сибири отодвинута на неопределенный срок

Отмена нулевой экспортной пошлины для нефти добытой на 22 месторождениях Восточной Сибири, которой давно добивается Минфин, отодвинута на неопределенный срок. Как пояснил вчера вице-премьер Игорь Сечин, «текущий режим» будет применяться до тех пор, пока все ответственные ведомства окончательно не согласуют свои позиции. Впрочем, продленные налоговые каникулы нефтяников могут быть омрачены введением ряда ограничений и обременений.
Так, выступая вчера на церемонии запуска строительства нефтепровода Пурпе-Самотлор, г-н Сечин сообщил о том, что с подачи Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в правительстве рассматривается возможность введения положения, по которому нефтяная компания при получении лицензии на крупное месторождение обязуется продавать нефть и нефтепродукты через биржу. Кроме того, вице-премьер поддержал другую инициативу антимонопольщиков - по ограничению доли присутствия отечественных НК на региональных рынках нефтепродуктов 35%. «Борьба с монопольным положением - это положительно. К тому же 35% - не такая строгая доля рынка, надо просто разбираться», - заявил замглавы правительства.
Однако, потери от всех вводимых ограничений могут быть с лихвой компенсированы действующими сейчас дисконтами. «После неудачных попыток установить правила нефтяной торговли при помощи штрафных санкций, ФАС решила прибегнуть к структурным изменениям в отрасли. Но повлиять на ценообразование они смогут лишь в долгосрочной перспективе, а компании уже получают от действия льгот реальные деньги», - полагает аналитик ИК «Финам» Александр Еремин. Кроме того, ограничения предложенные ФАС и поддержанные вице-премьером Сечиным, по словам экспертов, коснутся отнюдь не всех нефтяников. «35-процентное ограничение ударит только по тем компаниям, у которых были амбициозные планы по расширению своих сбытовых сетей. В частности, это касается «Газпром нефти», которая рассчитывала в 1,5 раза увеличить количество АЗС», - отметил эксперт, пояснив, что у ЛУКОЙЛа и Роснефти, которые и без того, занимают значительную долю нефтепродуктового рынка в большом количестве регионов, нет нужды в дальнейшем наращивании присутствия в сбытах. Обременение же лицензий на месторождений в виде обязательства продавать нефть и нефтепродукты на бирже повлечет скорее временные затраты, чем финансовые, поскольку процесс перехода на новые торговые площадки может оказаться продолжительным. «В итоге получается, что льготы предоставляемые государством приносят компаниям доход несоизмеримый с теми убытками, которые нефтяники могут понести в результате введения государством ограничений», - подытожил Александр Еремин.
Впрочем, как оговорился начальник аналитического управления ИК «Баррель» Сергей Юров, в то время как под действия ограничений попадут все нефтяные компании, получать дополнительные доходы от нулевой пошлины смогут лишь единицы. «Если говорить о восточно-сибирской нефти, то выигрывают в основном только Роснефть и Сургутнефтегаз. Да и то, чтобы оценить реальный уровень прибыли нужно дождаться, когда на проектную мощность выйдет, хотя бы Ванкорское месторождение. На это уйдет еще несколько лет», - добавил эксперт.
Тем не менее, по словам вице-премьера недропользователи восточносибирских месторождений только в 2010 году вложат в их освоение 150 млрд. рублей. «Наши эксперты подсчитали, что в результате этих инвестиций прямые доходы федерального бюджета составят 53 миллиарда рублей», - сообщил вчера Игорь Сечин.
Комментарии
Конфереция