«Газпром нефть» выкупит акции Sibir Energy, принадлежащие бизнесмену Шалве Чигиринскому

«Газпром нефть» планирует уже в этом полугодии выкупить акции Sibir Energy, которые сейчас оспаривают бизнесмены Шалва Чигиринский и Руслан Байсаров. Мировое соглашение между предпринимателями фактически заключено, и «Газпром нефть» в ближайшее время консолидирует более 80% SE. Часть этих акций затем будет продана правительству Москвы.
«Газпром нефть» намерена выкупить акции компании Sibir Energy, принадлежащие бизнесмену Шалве Чигиринскому. Заместитель гендиректора по экономике и финансам «Газпром нефти» Вадим Яковлев заявил, что компания планирует приобрести 50% совладельца SE Bennfield (Bennfield владеет 25,66% уставного капитала Sibir Energy, вторая половина Bennfield уже принадлежит «Газпром нефти»). Если сделка состоится, «дочка» «Газпрома» получит 25,66% акций SE, доведя таким образом свою долю в этом активе до 80,4%.
Bennfield – оффшорная компания, ранее принадлежавшая на паритетных началах бизнесменам Шалве Чигиринскому и Игорю Кесаевую. До середины прошлого года Bennfield владела около 51% Sibir Energy, однако...
Правда, сейчас сделки по этим акциям невозможны, так как право на них оспаривает у Чигиринского предприниматель Руслан Байсаров. Но, по словам Яковлева, у всех заинтересованных сторон есть понимание, что заключение такого соглашение будет наиболее рациональным шагом. Это должно закончить спор в отношении 50% Bennfield и позволить «Газпром нефти» приобрести этот пакет.
«Очевидно, бизнесмены должны в первую очередь признать, что готовы продать пакет, и продолжать судиться уже после завершения сделки, оспаривая, кто из них получит деньги за акции Bennfield, — полагает аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин. — Для «Газпром нефти» это наиболее важный момент — чтобы сама сделка по этому пакету была чистой, не отягощенной на момент ее совершения никакими судебными разбирательствами. А кому из предпринимателей в итоге платить — «дочке» «Газпрома», в сущности, безразлично». По оценке Лютягина, 50% Bennfield могут стоить около $800—850 млн.
«Газпром нефть», по словам Яковлева, рассчитывает завершить сделку в первом полугодии текущего года, а сама возможность такой сделки обсуждается уже давно. Еще в прошлом году специалисты прогнозировали, что «дочка» «Газпрома» попытается приобрести пакет Чигиринского, а в этом январе, когда ФАС выдала «Газпром нефти» разрешение на покупку до 100% Sibir Energy, эксперты рынка стали говорить, что фактически сделка уже заключена.
Впрочем, компания как тогда, так и сейчас утверждает, что не претендует на единоличное управление SE.
Дело в том, что 19,3% SE владеет правительство Москвы, которое свою долю не уступит — ведь в таком случае столичная администрация потеряет рычаг влияния на Московский НПЗ. «Газпром нефть» соперничать с московскими властями не намерена, а, напротив, готова им помочь.
«Мы исходим из того, что соотношение долей у «Газпром нефти» и Москвы будет в результате 75% на 25%, — заявил Вадим Яковлев. — Если нам удастся увеличить свою долю и если мы обо всем договоримся, то продажа части пакета правительству Москвы вполне может произойти в текущем году».
По мнению главы аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александра Разуваева, речь идет о приобретении московским правительством блокпакета, то есть 25% плюс 1 акция: «На меньшее московская администрация просто не согласится: миноритарный пакет у нее и так есть, а правительство Москвы все-таки не портфельный инвестор, приобретающий акции для перепродажи или получения дивидендов». Впрочем, потенциальная сделка с властями, по словам Разуваева, это уже вопрос политический.
Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов объясняет такую лояльность «Газпром нефти» к властям нежеланием компании спровоцировать конфликт. «Чигиринский плотно работал с Московским правительством, и оно принимало самое активное участие в функционировании МНПЗ, — напоминает Симонов. — Учитывая, что бизнесмен сейчас фактически выходит из этого актива, а администрация хочет укрепить свои позиции, не исключено, что продажа части акций Чигиринского было прямым условием, которое Москва поставила «дочка» «Газпрома».
Комментарии
Конфереция