Порогом в 35% в законе «О конкуренции» ФАС уже пользуется: в 2007 г., например, не разрешила «дочке» «Лукойла» приобрести 19 АЗС в Волгограде вдобавок к уже имевшейся 41; в прошлом году ФАС разрешила «Газпром нефти» покупку 11 АЗС в Свердловской области при условии, что компания продаст часть заправок, если ее доля превысит 50%.
Такие решения нефтяники могут оспорить, отмечает Голомолзин, а если норма будет закреплена законом, то станет обязательна для всех и никакой суд уже не поможет.
Пресс-секретарь «Роснефти» Николай Манвелов заявил, что компания будет исполнять закон, если он вступит в силу; в «Лукойле» и «Газпром нефти» от комментариев отказались. Сотрудник одной из этих компаний усомнился, что будет работать идея с обменом АЗС: нефтяники не захотят тратиться на ребрендинг заправок. А представитель ТНК-BP Николай Горелов заявил, что идея ФАС будет способствовать созданию цивилизованного рынка — подобные меры практикуются во всем мире. По данным Голомолзина, похожие ограничения действуют в Италии, где работает и правило об оборотных штрафах. То же практикует и ФАС: в 2008-2009 гг. выписано 26 млрд руб. штрафов за завышение цен на нефтепродукты. Ограничения действуют и в США: одним из условий слияния Exxon и Mobil в 1998 г. была продажа сети 795 АЗС Mobil на восточном побережье.
Законопроект может быть направлен в правительство уже на этой неделе, говорит Голомолзин, суть закона будет описана в докладе о ситуации на рынке нефтепродуктов, который ФАС готовит вместе с Минэкономразвития. Рабочая группа обоих ведомств соберется для обсуждения доклада сегодня.
Минэкономразвития еще не получало конкретных предложений ФАС, говорит референт департамента развития конкуренции Кирилл Емельянов.
«Это один из немногих разумных шагов ФАС для развития конкуренции на топливном рынке», — радуется исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, но реализовать эти предложения непросто: нефтяники потратили немало сил и средств на расширение розницы и будут сопротивляться ограничениям.