Анализ рынка нефтепродуктов Псковской области

В последнее время рынок нефтепродуктов вызывает большой интерес и общественное внимание. Существенный рост цен на бензин в нашей стране и подорожание нефти на мировых торговых площадках заставляют задуматься, что нас ждет дальше. Что представляет собой рынок нефтепродуктов Псковской области? Какие компании занимают на нем доминирующее положение? Эти и другие вопросы мы задали руководителю Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области Владимиру Кобыжче.

- Владимир Иванович, расска­жите о специфике рынка нефте­продуктов нашего региона, чем он отличается от тех, что сло­жились по соседству? Ведь не се­крет, что цены на бензин отли­чаются по регионам.

- Рынки производства, оптовой и розничной реализации нефтепро­дуктов в Российской Федерации в це­лом относятся к вертикально инте­грированным. На них доминирующее положение занимают крупные вер­тикально интегрированные нефтя­ные компании (ВИНК), которые занимаются производством и реали­зацией нефтепродуктов по всей техно­логической цепочке: добыча нефти - переработка (производство бензинов, дизтоплива, мазута, машинных ма­сел) - оптовая торговля - розничная торговля через систему фирменных АЗС. Вертикальная интеграция при­водит к высокой экономической кон­центрации, отсутствию внутреннего конкурентного рынка нефтепродуктов, устранению объективных ценовых индикаторов, непрозрачности работы ВИНК и длинной цепочке перепродав­цов нефтепродуктов.

Если переходить к регионально­му рынку, стоит отметить, что ры­нок нефтепродуктов в Псковской об­ласти весьма специфичен. Его отличия от аналогичных рынков других регио­нов России определяются многими факторами, среди которых наиболее существенными представляются два из них. Первый фактор - это геогра­фическое положение Псковской обла­сти, которая является единственным субъектом Российской Федерации, граничащим сразу с тремя государ­ствами: на западе - с Эстонией и Лат­вией, на юге - с Белоруссией. Второй фактор - отсутствие на территории об­ласти собственных нефтеперерабаты­вающих заводов, вследствие чего мест­ные оптовые поставщики вынуждены закупать бензин, дизельное топливо и другие нефтепродукты у нефтеперерабатывающих предприятий Киришей, Ухты, Москвы, Рязани, Ярослав­ля и других городов.

Особенностью розничного рын­ка нефтепродуктов Псковской об­ласти является то, что хозяйствую­щие субъекты стараются разместить свои АЗС на автомагистралях, побли­же к таможенным переходам границ Эстонии, Латвии и Белоруссии. Это связано с тем, что в соседних государ­ствах цены на нефтепродукты в сред­нем примерно в полтора раза выше, чем у операторов Псковской области. Наша область служит звеном, соеди­няющим огромный российский рынок и рынки европейских стран. По при­чине приграничного географическо­го положения Псковской области в ре­гионе имеет место нелегальный вывоз в приграничные республики автобен­зина и дизельного топлива без оплаты таможенных пошлин.

- Какие компании являются основными операторами на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов Псковской области?

- В настоящее время на оптовом рынке нефтепродуктов Псковской об­ласти действует два основных опера­тора - ООО «Сбытовое объединение «Псковнефтепродукт», которое является дочерней компанией ВИНК «Сургутнефтегаз», и ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» (дочерняя компания ВИНК «ЛУКОЙЛ»). На долю первого приходится около двух тре­тей оптовых поставок нефтепродуктов в Псковскую область, на долю второго - около четвёртой части рынка. Кроме перечисленных хозсубъектов на региональном рынке работают и независи­мые компании: ООО «Трейдер», ООО «ПАНОЙЛ»,    ООО    «АРИС-Псков», ООО «Топливо-Стоматология», кото­рые закупают нефтепродукты преиму­щественно у ВИНК. Цены на данную продукцию формируются произво­дителями. Наиболее крупные хозяй­ствующие   субъекты   области   имеют прочные хозяйственные связи с про­изводителями   нефтепродуктов,   что дает им заметное преимущество перед потенциальными конкурентами, же­
лающими войти на данный рынок.

На рынке по розничной реализа­ции нефтепродуктов Псковской об­ласти осуществляют хозяйственную деятельность в общей сложности 7 хо­зяйствующих субъектов. Доминирую­щее положение занимает ООО «Псковнефтепродукт» (доля его реализации в последнее время колеблется в преде­лах 76-80%). Крупными продавцами в розницу (объемная доля реализации более 5% розничного рынка нефтепро­дуктов по любой товарной группе) яв­ляются также ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» (доля реализации от 5 до 12%), ООО «Трейдер» (доля реализации и-18%). На розничном рынке действует более 140 автозаправочных станций, принадлежащих различным операторам, при этом примерно поло­вина АЗС (73 шт.) в области принадле­жит «Псковнефтепродукту».

- Псковский розничный ры­нок нефтепродуктов сложно назвать высококонкурентным, значит, он либо олигополистический, либо речь идет о моно­полистической конкуренции?

- Можно говорить о наличии в Псков­ской области олигополистического роз­ничного топливного рынка, на котором действует небольшое количество продавцов, реализующих к тому же очень специфические продукты — бензин и дизельное топливо. Сами продукты не имеют заменителей, вследствие чего спрос на них крайне неэластичен. Это означает, что при росте цены, скажем, на 10 процентов, объем спроса у отдельного потребителя сокращается намного меньше (на 1-2 процента), а у многих потребителей даже н сокращается, а растет.  К их числу относятся в пер­вую очередь крупные грузовые и пас­сажирские автотранспортные предпри­ятия, которые постоянно наращивают парк принадлежащих им транспортных средств и увеличивают объём пассажир­ских и грузовых перевозок.

Страна переживает автомобиль­ный бум. Отсюда и кажущийся пара­докс бензинового рынка: при росте цены совокупный спрос не сокращает­ся, а растёт. Этим и пользуются нефтя­ные компании, поднимая цены.

- А можно ли говорить о со­гласованной ценовой политике?

- Особой   чертой   олигополистических рынков является постоянная «игра» его участников друг с другом. Все игроки на топливном рынке пол­ностью взаимозависимы. Они зорко следят друг за другом. Если среди них найдется один наиболее «ушлый», который  захочет резко снизить цену, чтобы за счет значительно возросше­го объема продаж увеличить свой до­ход, то ему не поздоровится. Поэтому олигополистам легче между собой сго­вориться, чем конкурировать. Анти­монопольные органы называют такие сговоры олигополистов согласованны­ми действиями или картельными со­глашениями.

Дело в том, что те хозяйствующие субъекты, которые сговариваются, об этом в антимонопольные органы не сообщают и совместных резолюций не принимают. Если они это делают, то тайно. Поэтому подобные олигополистические рынки представляют для экономики страны наибольшую опас­ность с точки зрения «разгона» ин­фляции. Именно на них в первую оче­редь и растут цены.

- Владимир Иванович, давай­те вернемся к ценам на бензин. Можно ли их назвать относительно высокими?

- Конкуренция между операторами розничного рынка не настолько высо­ка, чтобы противодействовать общей тенденции повышения цен, которая определяется в первую очередь дина­микой мировых цен на нефть, а так­ же ценовой политикой крупнейших российских  вертикально   интегриро­ванных нефтяных компаний. Други­ми причинами  роста цен на нефтепро­дукты являются: сезонность, ремонты и реконструкция нефтеперегонных заводов, негибкая налоговая и тамо­женная политика, регионализация производства  (добыча и  переработ­ка нефти ведутся в основном в Сибири, на Дальнем  Востоке, а в нашем Северо-Западном федеральном округе имеет­ся всего два нефтеперерабатывающих завода - в Киришах и Ухте).

Значительный рост цены на дизель­ное топливо можно объяснить только повышенным спросом на него именно в нашей Псковской области по сравне­нию с соседними областями. Ведь мы являемся приграничным регионом вследствие чего основными потреби­телями дизельного топлива являются не местные автотранспортные средства, а транзитные иностранные большегруз­ные автопоезда, поток которых состав­ляет от 500 до 600 тысяч единиц в год. Вследствие этого объём реализации ди­зельного топлива в Псковской обла­сти более чем в два раза превышает соответствующий показатель соседней Новгородской области (168751 тыс. ли­тров у нас и 81245 тыс. - у новгородцев) и практически равен потреблению ДТ в Ленинградской области - 171682 тыс. литров, хотя там парк своих грузовиков на порядок больше.

Эти цифры ещё раз подтверждают, что в нашей области в основном за­правляются большегрузные дизельные автопоезда (иностранные и иногород­ние), тогда как в соседних областях - современные легковые иномарки, работающие на высокооктановых бен­зинах. В нашей же области, ориентиру­ясь на повышенный спрос, псковские АЗС увеличивают цену дизельного то­плива, поэтому она стала выше, чем в соседних регионах.

С руководителем Псковского УФАС России Владимиром Кобыжчей беседовали Сергей Александрович Яковлев, Максим Николаевич Голиков

Комментарии
Конфереция