- Владимир Иванович, расскажите о специфике рынка нефтепродуктов нашего региона, чем он отличается от тех, что сложились по соседству? Ведь не секрет, что цены на бензин отличаются по регионам.
- Рынки производства, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов в Российской Федерации в целом относятся к вертикально интегрированным. На них доминирующее положение занимают крупные вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), которые занимаются производством и реализацией нефтепродуктов по всей технологической цепочке: добыча нефти - переработка (производство бензинов, дизтоплива, мазута, машинных масел) - оптовая торговля - розничная торговля через систему фирменных АЗС. Вертикальная интеграция приводит к высокой экономической концентрации, отсутствию внутреннего конкурентного рынка нефтепродуктов, устранению объективных ценовых индикаторов, непрозрачности работы ВИНК и длинной цепочке перепродавцов нефтепродуктов.
Если переходить к региональному рынку, стоит отметить, что рынок нефтепродуктов в Псковской области весьма специфичен. Его отличия от аналогичных рынков других регионов России определяются многими факторами, среди которых наиболее существенными представляются два из них. Первый фактор - это географическое положение Псковской области, которая является единственным субъектом Российской Федерации, граничащим сразу с тремя государствами: на западе - с Эстонией и Латвией, на юге - с Белоруссией. Второй фактор - отсутствие на территории области собственных нефтеперерабатывающих заводов, вследствие чего местные оптовые поставщики вынуждены закупать бензин, дизельное топливо и другие нефтепродукты у нефтеперерабатывающих предприятий Киришей, Ухты, Москвы, Рязани, Ярославля и других городов.
Особенностью розничного рынка нефтепродуктов Псковской области является то, что хозяйствующие субъекты стараются разместить свои АЗС на автомагистралях, поближе к таможенным переходам границ Эстонии, Латвии и Белоруссии. Это связано с тем, что в соседних государствах цены на нефтепродукты в среднем примерно в полтора раза выше, чем у операторов Псковской области. Наша область служит звеном, соединяющим огромный российский рынок и рынки европейских стран. По причине приграничного географического положения Псковской области в регионе имеет место нелегальный вывоз в приграничные республики автобензина и дизельного топлива без оплаты таможенных пошлин.
- Какие компании являются основными операторами на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов Псковской области?
- В настоящее время на оптовом рынке нефтепродуктов Псковской области действует два основных оператора - ООО «Сбытовое объединение «Псковнефтепродукт», которое является дочерней компанией ВИНК «Сургутнефтегаз», и ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» (дочерняя компания ВИНК «ЛУКОЙЛ»). На долю первого приходится около двух третей оптовых поставок нефтепродуктов в Псковскую область, на долю второго - около четвёртой части рынка. Кроме перечисленных хозсубъектов на региональном рынке работают и независимые компании: ООО «Трейдер», ООО «ПАНОЙЛ», ООО «АРИС-Псков», ООО «Топливо-Стоматология», которые закупают нефтепродукты преимущественно у ВИНК. Цены на данную продукцию формируются производителями. Наиболее крупные хозяйствующие субъекты области имеют прочные хозяйственные связи с производителями нефтепродуктов, что дает им заметное преимущество перед потенциальными конкурентами, же
лающими войти на данный рынок.
На рынке по розничной реализации нефтепродуктов Псковской области осуществляют хозяйственную деятельность в общей сложности 7 хозяйствующих субъектов. Доминирующее положение занимает ООО «Псковнефтепродукт» (доля его реализации в последнее время колеблется в пределах 76-80%). Крупными продавцами в розницу (объемная доля реализации более 5% розничного рынка нефтепродуктов по любой товарной группе) являются также ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» (доля реализации от 5 до 12%), ООО «Трейдер» (доля реализации и-18%). На розничном рынке действует более 140 автозаправочных станций, принадлежащих различным операторам, при этом примерно половина АЗС (73 шт.) в области принадлежит «Псковнефтепродукту».
- Псковский розничный рынок нефтепродуктов сложно назвать высококонкурентным, значит, он либо олигополистический, либо речь идет о монополистической конкуренции?
- Можно говорить о наличии в Псковской области олигополистического розничного топливного рынка, на котором действует небольшое количество продавцов, реализующих к тому же очень специфические продукты — бензин и дизельное топливо. Сами продукты не имеют заменителей, вследствие чего спрос на них крайне неэластичен. Это означает, что при росте цены, скажем, на 10 процентов, объем спроса у отдельного потребителя сокращается намного меньше (на 1-2 процента), а у многих потребителей даже н сокращается, а растет. К их числу относятся в первую очередь крупные грузовые и пассажирские автотранспортные предприятия, которые постоянно наращивают парк принадлежащих им транспортных средств и увеличивают объём пассажирских и грузовых перевозок.
Страна переживает автомобильный бум. Отсюда и кажущийся парадокс бензинового рынка: при росте цены совокупный спрос не сокращается, а растёт. Этим и пользуются нефтяные компании, поднимая цены.
- А можно ли говорить о согласованной ценовой политике?
- Особой чертой олигополистических рынков является постоянная «игра» его участников друг с другом. Все игроки на топливном рынке полностью взаимозависимы. Они зорко следят друг за другом. Если среди них найдется один наиболее «ушлый», который захочет резко снизить цену, чтобы за счет значительно возросшего объема продаж увеличить свой доход, то ему не поздоровится. Поэтому олигополистам легче между собой сговориться, чем конкурировать. Антимонопольные органы называют такие сговоры олигополистов согласованными действиями или картельными соглашениями.
Дело в том, что те хозяйствующие субъекты, которые сговариваются, об этом в антимонопольные органы не сообщают и совместных резолюций не принимают. Если они это делают, то тайно. Поэтому подобные олигополистические рынки представляют для экономики страны наибольшую опасность с точки зрения «разгона» инфляции. Именно на них в первую очередь и растут цены.
- Владимир Иванович, давайте вернемся к ценам на бензин. Можно ли их назвать относительно высокими?
- Конкуренция между операторами розничного рынка не настолько высока, чтобы противодействовать общей тенденции повышения цен, которая определяется в первую очередь динамикой мировых цен на нефть, а так же ценовой политикой крупнейших российских вертикально интегрированных нефтяных компаний. Другими причинами роста цен на нефтепродукты являются: сезонность, ремонты и реконструкция нефтеперегонных заводов, негибкая налоговая и таможенная политика, регионализация производства (добыча и переработка нефти ведутся в основном в Сибири, на Дальнем Востоке, а в нашем Северо-Западном федеральном округе имеется всего два нефтеперерабатывающих завода - в Киришах и Ухте).
Значительный рост цены на дизельное топливо можно объяснить только повышенным спросом на него именно в нашей Псковской области по сравнению с соседними областями. Ведь мы являемся приграничным регионом вследствие чего основными потребителями дизельного топлива являются не местные автотранспортные средства, а транзитные иностранные большегрузные автопоезда, поток которых составляет от 500 до 600 тысяч единиц в год. Вследствие этого объём реализации дизельного топлива в Псковской области более чем в два раза превышает соответствующий показатель соседней Новгородской области (168751 тыс. литров у нас и 81245 тыс. - у новгородцев) и практически равен потреблению ДТ в Ленинградской области - 171682 тыс. литров, хотя там парк своих грузовиков на порядок больше.
Эти цифры ещё раз подтверждают, что в нашей области в основном заправляются большегрузные дизельные автопоезда (иностранные и иногородние), тогда как в соседних областях - современные легковые иномарки, работающие на высокооктановых бензинах. В нашей же области, ориентируясь на повышенный спрос, псковские АЗС увеличивают цену дизельного топлива, поэтому она стала выше, чем в соседних регионах.
С руководителем Псковского УФАС России Владимиром Кобыжчей беседовали Сергей Александрович Яковлев, Максим Николаевич Голиков