Нелегальную торговлю топливом берут под контроль на высшем уровне

На недавнем совещании в Омске по вопросам развития энергетики президент России Дмитрий Медведев потребовал разобраться с деятельностью мини-нефтеперерабатывающих заводов (мини-НПЗ) в стране. Внимание президента на эту проблему обратил глава ОАО «Газпром нефть» Александр Дюков. По его словам за последние пять лет в стране образовалось 196 мини-НПЗ, 116 из которых не сданы по правилам, не сертифицированы и не зарегистрированы, но отгружают топливо. Дмитрий Медведев назвал это преступлением и потребовал разобраться с деятельностью этих заводов, в частности, главе федеральной антимонопольной службе (ФАС) Игорю Артемьеву было указано представить доклад о том, в чьей собственности находятся мини-НПЗ, а вице-премьеру Игорю Сечину президент поручил наладить контроль над поставками нефтепродуктов и провести декриминализацию отрасли.

«Если из 196 большая часть гонит контрабандный продукт, то надо дать поручение правоохранительным органам, чтобы тряхнули! - призвал президент - «Большие компании законы соблюдают, хотя коррупции у вас тоже много внутри. Приходят какие-то люди, создают свой «самовар»... Мы не знаем, куда эти деньги идут, может, на поддержку терроризма!»

Вместе с тем, проблема, которой озадачена не только компания «Газпром», но и другие участники топливного рынка – это пути реализации нефтепродуктов, произведенных нелегальным способом. По оценкам экспертов топливных компаний, нелегальный рынок нефтепродуктообеспечения в России по объемам и доходности сопоставим с наркобизнесом. Однако, если при наркоторговле преступники несут серьезную уголовную ответственность, то при нелегальной реализации топлива контролирующие и силовые ведомства по факту оказываются бессильны что-либо доказать и применить к правонарушителям какие-либо меры ответственности.

Эта проблема обсуждалась на недавнем специальном заседании Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, на котором присутствовали представители компаний «Газпромнефть-Северо-Запад», «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», Петербургской топливной компании, «ТНК-ВР Северная столица» и «Роснефть».

Президент Нефтяного клуба Олег Ашихмин напомнил, как весной 2009 года в прокуратуру был передан список из двенадцати точек нелегальной торговли, преимущественно, дизельным топливом, выявленный участниками рынка. Тогда же, в мае 2009 года, рабочая группа в составе представителей Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, сотрудников управления по борьбе с экономическими преступлениями, центра противодействия коррупции в органах государственной власти и представителей Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, провела выездные мероприятия по определению местонахождения и степени законности реализации моторного топлива на территории Ленобласти. Во Всеволожском районе на Мурманском шоссе на стоянке большегрузного транспорта сотрудники правоохранительных органов обнаружили бензовоз, с которого незаконно реализовывалось дизельное топливо. Другой нарушитель был обнаружен выездной рабочей группой в Сертолово. Он заправлял большегрузные машины непосредственно из двух цистерн, установленных прямо на земле, нарушая элементарные правила пожарной и экологической безопасности.

Однако, как резюмировали участники рынка на заседании, этот рейд ни к каким положительным результатам не привел. К их удивлению, обращения в МЧС, в налоговую инспекцию, в антимонопольную службу, и даже в правоохранительные органы, законодательство которых нарушают нелегальные торговцы топливом, не вызвали какой-либо серьезной реакции этих ведомств. Так, в МЧС ответили, что лишь готовы оказать содействие в проведении консультаций по выполнению требований пожарной безопасности; а в отделах внутренних дел по Лодейнопольскому районам вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовных дел по фактам нелегальной розничной торговли топливом, не обнаружив уголовно-наказуемых деяний.

Масштабы нелегальной торговли топливом наиболее ярко проявились в холода. С наступлением сильных морозов, в декабре-январе, реализация топлива с контейнерных АЗС, установленных на территории предприятий резко сократилась, поскольку их владельцы ощутили дефицит зимнего дизельного топлива с температурой застывания -35. А обычное топливо в сильные морозы сразу замерзало. К тому же водители фур и грузовиков, которые нередко в целях экономии заправляются с бензовозов, в морозы, опасаясь проблем с двигателем из-за топлива сомнительного происхождения, вернулись на АЗС. «С наступлением морозов мы заметили рост объемов реализации топлива. По нашей компании это составило от 150 до 200 тысяч литров в сутки, в основном дизельного топлива», - отметил генеральный директор ЗАО «ПТК» Андрей Михеев. В топливных компаниях опасаются, что с приходом весны и оттепели, нелегальная торговля дизелем развернется с новой силой.

Как правило, бензовозы размещаются недалеко от автозаправочных станций, оттягивая у нее клиентов, и предлагают меньший - на 2-3 рубля за литр – ценник, чем на заправке. Заместитель генерального директора по режиму и защите информации ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад» Сергей Голованов подтвердил факты падения продаж на АЗС в связи с появлением торговли с бензовозов, особенно в Шушарах. «Это отработанная система реализации топлива в обход законных путей без достаточных оснований, которые могли бы использовать надзирающие органы для привлечения к ответственности», - отметил Сергей Голованов.

Случаи продажи дизельного топлива с передвижных АЗС (бензовозов), на транзитных стоянках большегрузного автотранспорта («отстойниках» КАД, федеральных автотрассах проходящих по территории Ленинградской области), и реализация топлива посредством модульных АЗС, установленных на внутренней территории автотранспортных предприятий без необходимых согласований, носят массовый характер, и, как отмечают участники рынка, возможны только в рамках организованной преступной деятельности. По оценкам участников заседания, объем топлива, реализуемого нелегально по Северо-западному региону колоссальный. Он составляет от 10 до 20 млн литров в месяц, что составляет 200-400 млн. рублей. Поэтому безразличие ответственных за проблему ведомств тем более удивляет.

Участники рынка не скрывают, что уход корпоративных клиентов с АЗС может привести к тому, что частный клиент будет платить дороже, поскольку остаются постоянные издержки и норма рентабельности, которая необходима компании для поддержания бизнеса, зависит от объема реализации.

Единственным способом борьбы с нелегальной торговлей топливом, который на сегодняшний день видят участники заседания, являются прямые, без посредников, обращения в прокуратуру. Олег Ашихмин входит в Общественный совет при прокуратуре Санкт-Петербурга, и, по его словам, прокуратура намерена серьезно разобраться с проблемой. В частности, по предоставленной Нефтяным клубом информации, она проверит как сами точки подпольной торговли, так и выяснит, какие интересы у проверяющих органов, сознательно не решающих эту проблему.

Когда начнутся разбирательства, неприятности могут возникнуть у собственников участков, на которых без всяких согласований установлены контейнерные станции, предупреждают участники топливного рынка. Потребителями топлива с контейнерных АЗС, установленных на территории предприятий, являются преимущественно транспортные компании, пытающиеся сэкономить. При этом поставщики оборудования, контейнерных станций, в данном случае никакой ответственности не несут. Поставщики нефтепродуктов, как правило, тоже, поскольку это топливо вполне может быть легального происхождения. А вот собственники земельного участка, подписывая договор аренды с арендатором, считают, что освобождают себя от какой-либо ответственности. Однако, в случае непредвиденной ситуации, предписания будут выписываться именно им. Руководители транспортных предприятий не всегда помнят о том, что если случится какая-то авария с модульной станцией, установленной без всяких согласований, это повлечет за собой уголовную ответственность и неприятности, не сопоставимые ни с какой экономией.

Яркий пример, подтверждающий это – пожар в клубе «Хромая лошадь» в Перми, повлекший за собой возбуждение уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 219 («Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»). В частности, арестованный соучредитель клуба Анатолий Зак на допросе отверг свою причастность к произошедшей трагедии, заявив, что сдал клуб в аренду, что в итоге не освободило его от ответственности.

По итогам заседания, состоявшегося в Нефтяном клубе, его участники приняли решение до конца февраля-начала марта подготовить письмо в прокуратуру с указанием всех известных адресов объектов нелегальной торговли топливом и представить юридические аспекты нарушений при нелегальной торговле. Нефтяной клуб будет добиваться того, чтобы проверки как нелегальных объектов торговли, подобные выездам на Мурманское шоссе и в Сертолово, так и самих контролирующих структур, проводились на постоянной основе.
Дмитрий Филиппов

Au92 приводит копии обращений по проблеме в различные ведомства, а также полученные ответы.

Ответ из ГУВД от 15.06.2009

Ответ из ГУВД от 13.10.09

Ответ из МЧС

Комментарии
Конфереция