Игорь Сечин предложил ужесточить режим экспорта нефтепродуктов из России

Минфин сегодня может продлить на месяц поиски компенсации бюджету 120 млрд руб. выпадающих доходов от льгот по экспортной пошлине на нефть Восточной Сибири — нулевую пошлину, как предполагается, введут с 1 марта на месяц. Вице-премьер Игорь Сечин, нашедший источник компенсации лишь на 70-80 млрд руб., предложил ужесточить режим экспорта нефтепродуктов из России, из-за которого теряет бюджет. Минфин же предупредил премьер-министра Владимира Путина о росте дефицита бюджета до 7,2% ВВП — в том числе из-за льготы.
Сегодня Минфин должен внести в правительство проект постановления, устанавливающего мартовские ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Предполагалось, что к этой дате все противоречия между вице-премьером Игорем Сечиным и главой Минфина Алексеем Кудриным по долгосрочному обнулению экспортной пошлины на нефть 22 месторождений Восточной Сибири будут сняты. Вопрос об экспортных пошлинах на восточносибирскую нефть, по данным, может быть решен в рабочем порядке и на временной основе. В аппарате Игоря Сечина подтвердили, что к сегодняшнему дню выработать постоянное решение не успевают (но напомнили, что крайним сроком является не 15 февраля, а 1 марта). А источник в Минфине сообщил, что проект постановления о мартовских пошлинах сохранит нулевую ставку на восточносибирскую нефть.
Напомним, что на совместном с Игорем Сечиным совещании 22 января Алексей Кудрин подверг сомнению целесообразность обнуления экспортной пошлины на нефть 22 месторождений Восточной Сибири. Льгота была введена с 1 января путем утверждения особого кода ТН ВЭД для нефти, физико-химические свойства которой соответствуют свойствам восточносибирской нефти. Глава Минфина полагал, что обнуление пошлины на выделенный "особый товар", который должны начать добывать в Восточной Сибири, не приведет к сокращению доходной части бюджета. Но когда выяснилось, что только в 2010 году льгота обойдется бюджету в 120 млрд руб., а в 2011 году эта сумма удвоится, Алексей Кудрин потребовал пересмотра условий льготы — в частности, дифференцирования льготы в зависимости от экономики месторождения, а также вывода из-под льготы до 60% нефти Ванкорского месторождения "Роснефти".
Стороны договорились создать специальную рабочую группу, которая должна до 1 марта 2010 года рассмотреть обоснованность предоставления льготы, источники компенсации выпадающих доходов бюджета и правовую основу администрирования льготы. Предполагалось, что с апреля льгота сохранится лишь в том случае, если Игорь Сечин найдет источник компенсации 120 млрд руб. выпадающих доходов. Господин Сечин обещал изыскать средства "в нефтегазовом секторе".
Частично обещание уже выполнено: соглашение о поставках нефти в Белоруссию, подписанное 27 января Игорем Сечиным и белорусским вице-премьером Владимиром Семашко, принесет в российский бюджет более 70 млрд руб. В четверг же Игорь Сечин заявил, что полностью нашел обещанные Минфину средства. "Мы готовы показать, где лежат 120 млрд руб. и, может, даже больше",— заявил Игорь Сечин, пообещав, что к 15 февраля "совместная рабочая группа представит доклад" на эту тему. Цена вопроса — 40-50 млрд руб. в год, но решения пока нет. Первое заседание рабочей группы Минэнерго, Минэкономики, Минфина и нефтяных компаний состоялось в пятницу, но на нем вопрос о компенсации не поднимался. Нефтяные компании лишь передали в Минфин расчеты, подтверждающие нерентабельность освоения Восточной Сибири без льгот по пошлине.
Ожидалось, что министр энергетики Сергей Шматко в пятницу в Омске на совещании у президента Дмитрия Медведева представит доклад о необходимости ужесточения госконтроля над экспортом нефти и нефтепродуктов. Глава Минэнерго, по данным, намеревался предложить Кремлю подумать о восстановлении системы балансовых заданий по поставке нефти и нефтепродуктов. Но в последний момент доклад был снят с рассмотрения, а вместо этого о создании информационной системы, контролирующей оборот нефти и нефтепродуктов в РФ, в своем докладе в Омске рассказал сам Игорь Сечин.
Новостью происходящее вряд ли является — законопроект "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" был опубликован 13 января. Но из доклада вице-премьера следовало, что ГИС ТЭК является эффективным способом решения проблемы, о которой в Омске рассказывал глава "Газпром нефти" Александр Дюков. По словам господина Дюкова, из 196 НПЗ, построенных за последние пять лет, официально сданы в эксплуатацию только 80, а остальные перерабатывают нефть в мазут, отправляя его на экспорт для дальнейшей переработки, пользуясь низкими экспортными пошлинами на нефтепродукты и нанося ущерб бюджету. Дмитрий Медведев согласился с тем, что резервы для получения доходов здесь есть, и дал поручение "правоохранительным органам встряхнуть эту всю систему". Однако вопрос о выравнивании экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, которое могло бы в том числе решить проблему мини-НПЗ, не обсуждался. Как не приводилось и расчетов по суммам, которые мог бы получить бюджет от "встряски системы",— даст ли она федеральному бюджету в 2010-2011 годах средства, позволяющие сохранить льготы "Роснефти", неясно.
Со своей стороны Минфин в вопросе "нулевой пошлины" апеллировал в пятницу к правительству и мировой общественности. В пятницу заместитель главы Минфина Татьяна Нестеренко объявила об увеличении Минфином прогнозного дефицита бюджета 2010 года на 0,4% ВВП. По ее словам, в уточненном прогнозе были учтены 100 млрд руб. выпадающих доходов от введения заявительного порядка возмещения НДС, а также 120 млрд руб. от обнуления экспортной пошлины на восточносибирскую нефть. "Если мы допустим рост расходов на 128 млрд руб. и не найдем доходов, то дефицит может составить 7,2% ВВП... Минфин здесь уже бьет тревогу, так как это не очень хорошо и для рейтинга России",— заявила госпожа Нестеренко. По словам госпожи Нестеренко, Минфин подготовил предложения председателю правительства не принимать решения по ряду расходных обязательств бюджета и "Владимир Путин согласился с данными предложениями".
Впрочем, по данным источников в правительстве, Игорь Сечин может предложить Минфину менее спорный источник доходов взамен льгот по пошлине, чем нелегальные мини-НПЗ. Речь может пойти об отмене для Белоруссии нулевой ставки экспортной пошлины на газ вслед за нефтью. Это принесло бы бюджету еще около 30 млрд руб. в 2011 году.
Комментарии
Конфереция