Дмитрий Медведев: «Нефтянка у нас - священная корова»

«Нефтянка у нас - священная корова», - напомнил президент Дмитрий Медведев: ее нужно контролировать, чем и займется вице-премьер Игорь Сечин. Сам президент взял под контроль два гигантских газовых проекта - Штокман и Ковыкту В пятницу Дмитрий Медведев провел совещание в Омске, тема которого была самая общая - вопросы развития энергетики. Но обсуждали в основном проблемы контроля нефтегазовой отрасли.
Идея «навести порядок в отрасли» была в докладе Сечина, заметил Медведев и поручил вице-премьеру заняться этим: как минимум нужно создать единую систему учета и контроля за перемещением нефтепродуктов, а также их единый перечень для таможенного оформления. Нужна «декриминализация» отрасли, резюмировал президент: «Нефтянка у нас - священная корова, за счет нее существует бюджет. Но это не значит, что она должна быть вне контроля правоохранительных органов».
Из криминала Медведев упомянул незаконные врезки в нефтепроводы и «манипуляции с переработкой нефти». Почти случайно всплыла и тема мини-НПЗ: гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков стал объяснять президенту, что нужно скорее выравнять экспортную пошлину на темные и светлые нефтепродукты, иначе мини-заводы будут «расти как грибы». Только за пять лет появилось 196 таких производств, 116 «не сданы по правилам», но отгружают топливо на экспорт. «Надо разобраться, что это такое <...> Может, они финансируют терроризм? - заинтересовался Медведев. - Разберитесь! Доложите мне, кто их начальники и хозяева». Работа правительству предстоит непростая: в России около 200 мини-НПЗ, но перед Минэнерго отчитываются только самые крупные, которые работают вбелую, отмечает аналитик ИАЦ «Кортес» Михаил Турукалов. По итогам 2008 г. это 42 предприятия, переработавшие 6,3 млн т нефти (меньше 3% от общероссийских объемов).
От нефтянки Медведев неожиданно перешел к одному из крупнейших проектов «Газпрома» - гигантскому Штокмановскому месторождению на шельфе Баренцева моря: президент захотел понять его перспективы. На днях оператор проекта - Shtokman Development сообщила о задержке добычи на три года (до 2016 г.): предложение на мировом рынке газа превышает спрос. «Может, и хорошо отложить его разработку на будущее, но никто не знает, что дальше будет в этом будущем. Альтернативные источники развиваются, и мы не должны уши закрывать, - заметил Медведев. - Я жду доклада от правительства <...> Контрольное управление президента, разберитесь».
Могут ли теперь Штокман запустить раньше (или еще позже), не ясно: представитель «Газпрома» от комментариев отказался. Но до совещания концерн признавал: рынок переполнен, особенно из-за бума добычи газа на сланцевых месторождениях в США. В России тоже есть подобные проекты: «Газпром» много лет говорит о перспективах добычи газа из угольных пластов, а в пятницу в присутствии Медведева запустил первый такой проект - на Талдинском месторождении в Кузбассе. Добыча газа на пике здесь будет 4 млрд куб. м в год, меньше 1% общей добычи «Газпрома». Но предправления концерна Алексей Миллер попросил Медведева о новых льготах - в том числе для угольного метана, сообщил на совещании президент. Он поручил чиновникам «озаботиться» этим, однако деталей не уточнил (как и представители монополии).
Разобраться с другим газовым проектом - Ковыктинским президента попросил совладелец ТНК-BP Виктор Вексельберг («пользуясь моментом», как отметил бизнесмен). «Возобновлена внеплановая проверка [Ковыкты] Минприроды, - сообщил Вексельберг Медведеву. - Мне кажется, она явно не способствует ни поддержанию инвестиционного климата у нас в стране, ни решению проблемы в целом». Начать проверку поручил министр природных ресурсов Юрий Трутнев, Росприроднадзор должен успеть к четвергу, как раз к комиссии по досрочному отзыву лицензий, говорит сотрудник одной из служб министерства.
Чиновники много лет грозят отозвать лицензию на Ковыкту. В 2007 г. ТНК-BP договорилась продать контроль над проектом «Газпрому», оценив актив примерно в $900 млн. Переговоры с концерном ничем не закончились. И теперь претендент на покупку - государственный «Роснефтегаз», а новая проверка понадобилась, чтобы подтолкнуть ТНК-BP к продаже актива по более приемлемой цене, допускают источник, близкий к Минприроды, а также менеджер «Газпрома».
На совещании Ковыкта не обсуждалась, уверяют два его участника. Но в конце встречи Медведев заявил, что ждет Трутнева на доклад «по различным проблемам».
Прогнозные ресурсы метана в угольных пластах - около 84 трлн куб. м, треть всех газовых ресурсов России. «Это новая, как было сказано “Газпромом”, подотрасль нашего ТЭКа», - отметил на совещании Дмитрий Медведев. Пока не известно даже, когда пилотный проект «Газпрома» в Кузбассе выйдет на пик добычи в 4 млрд куб. м. Впрочем, важны не только объемы газа, но и «обеспечение безопасности на шахтах», напомнил президент. Оценка «Газпрома» по инвестициям в кузбасский проект - $2,7 млрд до 2030 г., заявил его представитель Сергей Куприянов. Для сравнения: прогноз концерна по общим капвложениям до 2030 г. - свыше $400 млрд. Владелец лицензии на Талдинское метаноугольное месторождение - «дочка» концерна «Газпром добыча Кузнецк» (Талдинский угольный разрез - у «Кузбассразрезугля»).
Чиновники грозят отозвать лицензию на Ковыкту с 2000 г. (владелец лицензии - «Русиа петролеум», 62% которой у ТНК-BP). Но в 2007 г. вопрос встал ребром: лицензионное соглашение, подписанное в 1997 г., предусматривает поставку с 2006 г. 9 млрд куб. м газа ежегодно. А на месторождении добывается лишь около 30 млн куб. м в год. ТНК-BP просила Минприроды изменить условия лицензии: при ее выдаче предполагалась экспортная труба на Китай и Корею. Но «Газпром» ее не строит (его прогноз по запуску Ковыкты - 2017-2021 годы). Чиновники навстречу не пошли. В июне 2007 г. комиссия Роснедр была готова вынести решение об отзыве лицензии и в последний момент - перед сделкой с «Газпромом» - сняла вопрос с повестки. Что Трутнев будет докладывать президенту теперь, представитель Минприроды не говорит.
Комментарии
Конфереция