Ценовая политика властей Казахстана ведет к выдавливанию мелких игроков с розничного рынка бензина

Всегда неспокойный рынок горюче-смазочных материалов (ГСМ) в последнее время просто лихорадит. 4 февраля мелкие предприниматели из Южного Казахстана обратились к премьер-министру Кариму Масимову и главе Агентства по защите конкуренции (АЗК) с просьбой отменить операторское обслуживание — то есть упразднить перечень компаний, которым дано исключительное право распределения бензина на АЗС. Их услуги обходятся ретейлерам в четыре-пять тенге с литра топлива. Но после недавних решений (МЭМР) отказ от системы операторства не поможет небольшим игрокам — они оказались в заведомо проигрышных условиях конкуренции по сравнению с крупными компаниями.
Не все цены одинаково полезны Конфликты вокруг цен на ГСМ традиционны для Казахстана. Осенние скандалы, вызванные тем, что ретейлеры предпочитали отправлять ГСМ на экспорт из-за того, что цены за рубежом были выше внутренних, завершился 26 января этого года, когда АЗК обвинило ТОО «Гелиос», ТОО «ТД “Петро Казахстан”», ТОО «Sinooil», АО «КазМунайГаз Онимдери» и АО «Тургай Петролиум» в нарушении антимонопольного законодательства. А месяцем раньше Минэнерго установило фиксированную цену на розничную продажу бензина марки Аи-92/93 на отметке 82 тенге.
Надо сказать, что фиксирование розничной цены само по себе неприятный факт для всех ретейлеров. Своим постановлением от 2 февраля министерство нанесло удар по мелким игрокам, установив максимальную розничную цену на бензин марки Аи-80 — 62 тенге за литр, дизельное топливо — 67 тенге за литр. На бензин марок Аи-92/93 цена сохранена на прежнем уровне (прошлой фиксированной цены). При этом оптовая цена не регламентируется.
Последствия не заставили себя долго ждать. Уже на следующий день Торговый дом «Петро Казахстан», обеспечивающий весь юг Казахстана горючим, повысил отпускные цены. По данным Ассоциации южноказахстанских владельцев АЗС «Жангар Жанармай, если раньше отпускные цены на Аи-80 составляли 36 тенге, то уже с 4 февраля — 55,07; Аи-92 стоил 69 тенге, стал 75,10 тенге; ДТ с 42 тенге выросло до 60,69 тенге за литр.
Неудобства теперь могут почувствовать все игроки. «Даже если вы от скважины до бензоколонки владелец, а у вас ограничена итоговая розничная цена сбыта, то можете попасть в низкую рентабельность. Вы, естественно, более устойчивы, но все равно ограничены», — считает глава отдела аналитических исследований инвестиционной группы «Универ» Дмитрий Александров. Но по небольшим компаниям решения МЭМР ударили с особой силой.
«В ситуации, когда лимит на розничные цены установлен, а на оптовые нет, владельцы АЗС, не имеющие никакого отношения к нефтедобыче и нефтепереработке, а таковых большинство, окажутся в сложном положении», — считает аналитик «Ренессанс Капитал» Татьяна Калачева. «По сути, будет наблюдаться выдавливание мелких игроков и теоретически останется три крупных монополиста — ТОО «Гелиос», ТОО «ТД “Петро Казахстан”» и АО «НК “КазМунайГаз”», — соглашается Дмитрий Александров.
«Нас просто изживают!», — полагает директор АЗС ТОО «Ризат и К» Дюсембай Колтаев. Если с декабря прошлого года маржа уменьшилась только при продажах Аи-92/93, то с февраля этого года разница оптовой и розничной цены практически на все виды топлива составляет семь тенге. «А из этих денег я должен заплатить один тенге с литра за транспортные расходы, из них же зарплату 10 сотрудникам, налог на землю, НДС, электроэнергию оплатить. От силы я продам за месяц 60—70 тысяч литров бензина, получается 420 тысяч — моя выручка. Из них едва ли все расходы можно покрыть. Месяц еще подожду, посмотрю, что будет, и, наверное, закроюсь», — говорит предприниматель.
Последние постановления МЭМР ударили и по транспортным фирмам. «Мы уже продаем бензовозы, отказываемся от хранения. Если раньше за транспортировку с литра мы получали более трех тенге, то сегодня перепродаем старым клиентам, накручивая максимум два тенге за литр, — рассказывает директор ТОО “2BRich” Наталья Пикуль. — Для нас это просто катастрофа».
Ситуация непростая. С одной стороны, государство теперь может сдерживать цены на бензин, и население будет довольно, но с другой — этот шаг реально грозит закрытию мелких ретейлеров, а это тысячи рабочих мест и сотни самозанятых бизнесменов.
«Если же запасов по марже не хватит, а они в нефтетрейдинге в рознице есть и очень большие, тогда придется либо быстро выкупать станции крупным игрокам, либо пытаться вводить какие-то льготы», — считает г-н Александров.
Однако велика вероятность, что выкупать у предпринимателей АЗС будут по цене ниже себестоимости. К тому же, если с рынка уйдут все частные фирмы, то ни о какой конкурентной среде говорить не придется — в стране всего две полноценные вертикальные компании — «НК “КазМунайГаз”» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC).
Частным компаниям остается только надеяться, что ограничение по розничной цене — явление временное, и те, кто имеет полноценную ретейлинговую сеть, выживут.
Комментарии
Конфереция