В Москве автобусные парки начали переводить на альтернативные виды топлива

Приятно вдруг оказаться в другом мире, где на парковке стоят чистенькие «газели» и ликинские автобусы, на заправочных колонках нет масляно-бензиновых подтеков, а около выхлопных труб автомобилей можно дышать чистым воздухом и спокойно, вполголоса, разговаривать. На этой неделе Департамент транспорта и связи Москвы устроил журналистам экскурсию в недалекое, надеемся, будущее мегаполиса.
16 февраля московское правительство рассмотрит внешне вполне будничный и туманный для непосвященных вопрос «О ходе работ и дальнейших мерах по расширению использования компримированного (сжатого) природного газа (КПГ) в качестве моторного топлива на городском автотранспорте». Однако от решений, вынесенных на заседании (а точнее, от скорейшего их воплощения в реальность), могут выиграть все москвичи: экологически чистый транспорт позволит если и не забыть полностью о смоге, отравляющем наше здоровье, то значительно повысить качество жизни.
Преувеличение? Отнюдь нет. «По данным экологических служб, — утверждает в беседе с “Пятницей” Игорь Чурсин, начальник отдела Департамента транспорта и связи столицы, — от 80 до 90% всех загрязнений в Москве исходит от автомобильного транспорта, а вовсе не от заводов и фабрик. При этом вредные выбросы грузовиков и автобусов — а их в столице около 300 тысяч, — в полтора раза превышают выбросы легковушек, которых ровно в десять раз больше. Поэтому если нам удастся на порядок увеличить использование автомобилей на газовом топливе и электричестве, это будет важнейшим шагом вперед для улучшения экологической обстановки в городе».
Что же собираются предпринять московские власти? Во-первых, объявить социальные объекты (больницы, школы, детские сады и т.д.) территорией повышенной экологической ответственности и обслуживать их только экологически безопасным транспортом — идет ли речь об обычном подвозе продуктов или о выпуске на линию муниципального транспорта, работающего на газе.
Депутат Мосгордумы, председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов уверен в том, что рано или поздно «все у нас получится». «Начать надо с простейших мер: повысить экологические требования к муниципальному и грузовому парку, — заявил Орлов “Пятнице”. — Мы сейчас бьемся за переход ряда столичных предприятий на топливо класса “Евро-3”, а машины на газе уже соответствуют “Евро-4” и выше. А вместе с “ужесточениями” будем стимулировать переход на газ или электричество, построение соответствующей инфраструктуры: снизим транспортные налоги, арендную плату за землю предприятиям, идущим навстречу современным требованиям к окружающей среде, или вновь возводимым АЗС, где будет предусмотрена и заправка газом».
В прошлом году на западе Москвы открыли автокомбинат ГУП «Мосавтохолод» — высокотехнологичное предприятие, первое не только в столице, но и в России, которое обслуживает социальную сферу и городское хозяйство автотранспортом, работающим на альтернативных экологически чистых видах топлива и источниках энергии. Корреспонденту «Пятницы» не разрешили здесь затянуться электронной, экологически чистой, сигаретой: даже «альтернативное» курение запрещено, не говоря уже об обычном. Санитарные нормы тут жестче обычных — это касается и мойки, и санобработки кузовов, и медконтроля водителей и персонала. Есть и собственная заправка — метаном, где под высоким давлением с помощью хитроумных переходников в «бензобак» закачивается газ. «При общей нехватке водителей в Москве, — говорит директор “Мосавтохолода” Игорь Лазарев, — в наш комбинат стоит очередь желающих ездить на новой технике. У нас есть класс безопасности движения и техники безопасности, даже медцентр. А для диагностики, техобслуживания и ремонта имеется полный комплекс современного оборудования. Так что наш автопарк абсолютно безопасен и с точки зрения экологии, и с точки зрения эксплуатации. Подобного предприятия нет и в Европе».
Уже сегодня Мосгортранс переводит на газ автобусные парки, например, 11-й парк на севере столицы. Сейчас здесь на линию выходят 130 автобусов, где баллоны с топливом размещены на крыше, при этом пассажиры в безопасности: при производстве баллонов используются композитные материалы последнего поколения. «Знаете, как народ на остановке радуется, увидев мой “экологический” автобус! — говорит водитель Борис Щепелев. — Во-первых, никого не обдаст жутким выхлопом, во-вторых, в салоне чисто, никакого шума, люди могут прекрасно общаться. У меня даже печка в салоне работает на газе. Полный кайф!» На заправке у въезда в Химки (очередном объекте нашей экскурсии) скопилась автобусная очередь — заправок пока единицы. У колонки для легкового транспорта очереди почти нет, так что особенно хорошо виден переоборудованный «под газ» Porsche Cayenne. Цена литра метана 9 рублей (притом что расход топлива на газе всего на 20% выше обычного). Экология и экономия — в одном баллоне.
Комментарии
Конфереция