Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша рассказал о причинах высоких цен на нефтепродукты

О том, какие проблемы существуют в российском ценообразовании на нефтепродукты, есть ли панацея от высоких цен на бензин и какими будут ценники на АЗС в следующем году, рассказал глава Российского топливного союза, президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Стоимость бензина, как и цена на хлеб, всегда будет волновать россиян. Многим до сих пор не понять, почему в стране, которая обеспечивает 12% мировой торговли нефтью и занимает 30% этого рынка Европы, моторное топливо стоит столько же, а порой и дороже, чем в Соединенных Штатах Америки - в стране, которая является главным мировым импортером "черного золота".

- Евгений Александрович, похоже, уходящий год очень красочно показал несостоятельность ценообразования на топливо в нашей стране. Ведь, несмотря на то что цены на нефть падали, оказать влияние на стоимость бензина могла только ФАС...

Не соглашусь с вами. Если посмотреть на динамику цен за последние пять лет, то мы увидим одну и ту же картину. В течение года мы наблюдаем как периоды роста цен, так и периоды падения. Зимой, как правило, цены падают, а летом растут. И длительность периода снижения больше, чем роста. Такая вот синусоида, и она от года к году нарастающая, если учитывать хотя бы ту же инфляцию. При этом, за исключением прошлого, 2008 года, темпы роста средних цен были меньше, чем уровень инфляции. В 2009 году цены оказались даже ниже, чем в 2008-м. Средняя розничная стоимость бензина марки АИ-92 упала на 10,7%, а дизеля - на 12,4%. Ну а то, что этого никто не заметил, - просто удивительно. Я давно понял: когда цены растут на несколько копеек - это замечают все. Когда же они падают на рубль - наоборот. Поэтому ничего такого сверхъестественного у нас с ценообразованием в стране не произошло.

 -  И тем не менее проблемы с ценообразованием в России на моторное топливо существуют?

 Есть ряд составляющих, которые влияют на стоимость топлива в стране. Это отсутствие конкуренции в добыче, переработке и оптовом секторе продаж нефтепродуктов. ФАС называет это коллективным доминированием. Можно назвать это монополизмом, олигополией - как угодно. Но у нас есть пять-шесть нефтяных компаний, причем их число уменьшается, и они занимают доминирующее положение в стране. А есть регионы, где просто одна компания держит весь рынок. Но, несмотря на то что, к примеру, в Москве присутствуют практически все компании, кроме "Сургутнефтегаза" и "Альянса", мы и здесь наблюдаем признаки коллективного доминирования.

 -  Но ведь ФАС заявляла: если у вас порог доминирования выше 35%, то компания не имеет права получать земельные участки под АЗС и прочее. Эта мера не возымела действие?

 По сути ничего не меняется. Такие же робкие заявления звучат о том, что нужно вывести розницу из состава нефтяных компаний. Но даже если и так, то розничные сети останутся под влиянием той или иной НК. Кстати, они и сейчас обособленные - это отдельные юридические лица. Это первая проблема.

 -  И что с этим можно поделать?

 Разве что теоретически. Но это даже произнести страшно. Нужно попросту раздробить нефтяные компании. Передать в разные физические руки добычу, переработку и сбыт. Но сделать это практически невозможно. С другой стороны, иного выхода нет. Если все пойдет через биржу, будет прозрачное ценообразование, не будет внутренних трансфертных цен. Вы понимаете, у нас в прошлом году цены на сырую нефть в течение года менялись в 6 раз — от 2300 руб. за тонну в январе до 13 000 руб. в августе, хотя себестоимость добычи за этот же период если и изменялась, то незначительно. При этом внутренние цены компании также остаются примерно на одном уровне. Что такое цена нефти? Это цена нефти свободного рынка. Раньше у нас независимыми считались уфимские заводы, тогда все ориентировались на них - по какой цене они покупали нефть. От этого в дальнейшем зависела и стоимость нефтепродуктов. Но сейчас и этого ориентира нет. Поэтому очень сложно сказать, какая в России внутренняя цена на нефть. Ведь продавали же по 2300 руб., и это было выгодно, а за 13 000 руб. — это супервыгодно. Поэтому внутреннее ценообразование не дает нам прозрачности.

 -  Это, как я понимаю, только первая проблема из четырех?

 Да. Вторая - большая величина налогов. У нас это около 60% (в розничной стоимости топлива. - "Финансовые Известия"), а в тех же Соединенных Штатах, где нефть покупная, - 20%. А цены на моторное топливо примерно одни и те же.

 -  Если я не ошибаюсь, цены в США примерно процентов на 25 ниже? Разве нет?

 Нет. Бывают, конечно, отдельные моменты. Когда резкий рост цен у них мгновенный, а в России чуть отстает. Но с учетом двух составляющих — низкие налоги и высокий уровень переработки - стоимость моторного топлива в Штатах находится в среднем на одном уровне с Россией. У нас уровень налоговой нагрузки очень высокий. Это, безусловно, выгодно государству. И, понятно, если вы хотите в абсолютном выражении снизить цены, то нужно снизить налоги. Но тогда будет страдать бюджет.

 -  Получается некий замкнутый круг?

 Да. Кроме того, есть еще третья и четвертая причины, влияющие на высокую стоимость моторного топлива в нашей стране. Наши цены привязаны к мировым. Во-первых, прямо через НДПИ, в формуле расчета которого заложен курс рубля относительно доллара и стоимость нефти на мировом рынке. Поэтому меняется мировая цена, меняется и НДПИ. Во-вторых, косвенно за счет использования в бизнес-процессах принципа обеспечения равнодоходности поставок на внешний и внутренний рынки. Если растет экспортная альтернатива, растут и внутренние цены. К тому же период мониторинга для расчета экспортной пошлины - месяц, в течение которого мировая цена может изменяться, оказывая при неизменной экспортной пошлине влияние на внутреннюю цену.

Кстати, надо отдельное спасибо сказать кризису. Когда цены на нефть стали резко падать, нефтяные компании пролоббировали уменьшение периода мониторинга с двух месяцев до одного. Если бы осталось два месяца, то сегодня цены на моторное топливо были бы еще выше. Ведь при росте цен отставание экспортной пошлины увеличивает прибыльность экспорта. Автоматически он становится более выгодным, и нефтяные компании стараются увеличить и прибыльность внутреннего рынка. Теоретически надо, чтобы пошлина менялась день в день с изменением мировых цен. Ведь НДПИ у нас именно так меняется. Но применительно к пошлине это невыгодно нефтяным компаниям. ФАС регулярно выступает с предложениями о дальнейшем уменьшении периода мониторинга, но пока спасибо нужно сказать, что он не два, как было, а один месяц. Поэтому вот эти четыре фактора сказываются на том, что в России цены на бензин выше, чем они могли бы быть.

 -  Разве формула цены, которую сейчас предлагает ФАС, не исправит ситуацию?

 Да, действительно, ФАС предложила формулу, с которой в общем виде все согласны. Ведь в нее заложены те принципы, которыми компании и так пользуются. В первую очередь - принцип равнодоходности. Внутренняя цена считается, как net back от внешней. Берется цена мирового рынка, вычитаются логистика, экспортная пошлина. Прибавляются акциз, НДС и получается внутренняя цена. И, в принципе, против этого никто и не возражает. Но если обратить внимание на нюансы, то возникают проблемы. Кстати, в 2009 году этот принцип был нарушен. Премия внутреннего рынка к внешнему в отдельные периоды составляла 9 000—10 000 рублей за тонну, практически 50%. Это и вызвало у ФАС такую острую реакцию. А все почему? Потому что нефтяникам нужны деньги - введен новый технический регламент, нужно модернизировать заводы. К тому же из-за его введения сократились объемы производимого топлива. Сейчас нельзя выпускать ниже Евро-2. А заменить недостающие объемы без проведения реконструкции многих заводов нечем. Поэтому общая формула устраивает многих, не устраивают детали. С моей точки зрения, и у ФАС, и тем более у нефтяников нет полной ясности, как можно работать по этой формуле. Идет притирка. Антимонопольщики хотят, чтобы в формуле были прописаны все нюансы работы, но это нереально.

 -  У вас есть свое видение этой формулы?

 Я думаю, что по формуле должен определяться индикатор отпускных цен на нефтепродукты на НПЗ и контроль должен носить интегральный характер, не опускаясь до мониторинга любой точки страны. Отпускная цена любого завода должна определяться экспортной альтернативой, рассчитанной для нескольких маркерных НПЗ, с допуском "плюс-минус", величина которого зависит от огромного числа параметров, учесть которые просто нереально. Это и удаленность НПЗ от месторождений, структура и номенклатура нефтепродуктов на выходе НПЗ, объем поставляемой партии, вид оплаты, отсрочка платежа, качество топлива и т.п. Все это в формулу вложить невозможно.

В любом случае к какой-то формуле все равно придут. Антимонопольной службе нужны более четкие критерии для оценки действий нефтяных компаний, поскольку при существующих размытых формулировках закона "О конкуренции", на основании которых они выносят штрафы нефтяным компаниям, дела проигрываются. В более четких критериях заинтересованы и нефтяные компании.

 -  Разве дела ими проигрываются?

 ФАС выигрывает дела в регионах, но проигрывает в целом по стране. К примеру, взять Иркутск. Там цены выше, чем в соседних регионах. Но есть хотя бы сопоставимый рынок. А в масштабах страны такого рынка нет. Вот ФАС и пытается найти его в виде европейского, азиатского или же другого зарубежного рынка.

 -  Но есть же еще два способа влияния на стоимость моторного топлива - биржевая торговля и наличие независимых НПЗ.

 Это глубокое заблуждение, что биржевая торговля сможет снизить цены. Биржевая торговля нужна прежде всего для получения ценовых индикаторов на те или иные нефтепродукты. Но каким образом биржевая торговля при отсутствии конкурентной среды, без изменения структуры нефтепереработки, налоговой системы и т.п. может повлиять на снижение цен? Непонятно...

 -  А независимые НПЗ?

 Хорошо, будут независимые НПЗ. И что изменится? Во-первых, кто-то должен их построить. Во-вторых, нужно будет купить нефть, а покупать ее придется у тех же ВИНКов, потому как независимых добытчиков в нашей стране практически нет. Поэтому высокая цена на нефть будет оказывать влияние на высокую стоимость нефтепродуктов.

 -  У вас в каждом слове звучит безнадежность...

 Да нет, если все же построить хорошие заводы с высокой глубиной переработки, когда из одной тонны можно получать не 200 литров бензина, как сейчас, а 500, тогда, безусловно, это будет оказывать серьезное влияние на рынок. Строительство таких новых заводов, в конце концов, приведет к снижению цены.

 -  Чего же нам ждать от ценообразования в следующем году?

 Пока не изменятся экономические условия ведения бизнеса, цены в среднем будут расти. Хорошо, что средний рост цен ниже, чем уровень инфляции.

Комментарии
Конфереция