Питер О’Брайен рассказал о планах «Роснефти» по нефтедобыче, инвестициям и о работе с иностранными партнерами

Председатель совета директоров «Роснефти» и вице-премьер Игорь Сечин встал на защиту нефтяных компаний, работающих в Восточной Сибири. Он намерен за два месяца убедить Минфин в необходимости продления действия нулевой экспортной пошлины на месторождения в этом регионе. В «Роснефти», чей крупнейший проект — Ванкор — может лишиться этих привилегий, уверены, что даже в условиях действия налоговых льгот для нефтяников российский бюджет не пострадает. О том, как госкомпания намерена отстаивать свою точку зрения в данном вопросе, планах по добыче, инвестициям и о работе с иностранными партнерами рассказал вице-президент «Роснефти» ПИТЕР О’БРАЙЕН.

В ПЛАНАХ КОМПАНИИ ДОБИТЬСЯ ХОРОШЕГО РОСТА

— Каким будет бизнес-план «Роснефти»?

— Согласно аудированной отчетности за 2009 год, капвложения в прошлом году составили 7,25 млрд долл. Ожидаем, что в 2010 году сумма будет от 9 до 10 млрд долл. Почему такой диапазон? Во-первых, мы работаем над оптимизацией стоимости приобретаемых материалов и строительных работ. Во-вторых, очень сильно влияет валютный курс. В бизнес-план «Роснефти» заложен курс 30 руб. за доллар. В-третьих, это денежный поток, который мы получим в этом году. Все эти факторы мы будем учитывать.

— Сколько компания намерена потратить на геологоразведочные работы?

— Финансирование геологоразведочных работ будет увеличиваться. Основное внимание компании сосредоточено на Восточной Сибири и шельфовых проектах, в частности это Черное, Азовское и Каспийское моря. Вопросы финансирования работ на шельфовых месторождениях будут уточняться вместе с нашими партнерами, но уже сейчас можно говорить о том, что в 2010 году на этих участках будут в основном вестись геологоразведочные работы — сейсмика 2D и 3D.

— Какие финансовые показатели ожидает «Роснефть» в этом году и какие факторы будут влиять на результаты?

— В прошлом году EBITDA составила 13,6 млрд долл., а чистая прибыль — 6,5 млрд долл. В этом году мы планируем рост добычи нефти не менее чем на 4,5%. На финансовые показатели, конечно, будет влиять целый ряд факторов, в частности рост стоимости электроэнергии, инфляция и нулевая пошлина для месторождений Восточной Сибири. Но тем не менее в планах компании добиться хорошего роста и EBITDA, и чистой прибыли.

САМОЕ ВАЖНОЕ — ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

— Минфин считает, что Ванкорское месторождение нужно исключить из списка месторождений, где действует нулевая экспортная пошлина. Ваша позиция по этому вопросу? Если льготный режим в отношении Ванкора все-таки будет отменен, как изменятся планы «Роснефти» по разработке проекта?

— Компания довольна тем, что в пятницу вышло постановление правительства о вводе нулевой пошлины с учетом нового Таможенного союза. Этот документ дает нам возможность использовать льготы и на Ванкоре. При этом такое положение соответствует пониманию компании и поручению премьер-министра Владимира Путина, которое он дал на совещании около года назад в Киришах. Кроме того, в бизнес-плане на текущий год и в некоторых проектах, в том числе Юрубчено-Тохомском, есть понимание того, что нулевая пошлина будет действовать три года, как заявлялось ранее различными высокопоставленными лицами государства.

Конечно, мы понимаем, что министр финансов со своей командой хотел бы еще раз проанализировать и изучить вопрос применения нулевой пошлины. Мы это приветствуем и готовы предоставить все необходимые материалы. При этом нам кажется, что очевиден мультипликативный эффект от инвестиций со стороны «Роснефти» для экономики страны в целом, а также дополнительные доходы от добычи нефти в рамках проекта. В этом случае логика введения нулевой пошлины становится понятной для всех.

Одновременно, как нам кажется, конечная цель обсуждений по изменению налогового режима есть начало работы введения системы налогообложения от прибыли, а не с выручки. И если будет прогресс в этом направлении, мы сможем быть уверены, что доходность наших проектов при эффективном использовании денег будет обеспечена.

Более того, в последние годы вклад нефтяной отрасли в части поступлений в госбюджет всегда был выше ожиданий. Так, например, в прошлом году казна получила на 40% больше, чем планировалось. В результате дефицит бюджета был существенно ниже. Возможно, что такая же ситуация повторится и в этом году, поскольку и цена на нефть, и курс доллара выше показателей, заложенных в бюджете. Конечно, есть риск, что цена на нефть будет ниже, но в таком случае курс, наверно, будет слабее, то есть доходы бюджета в рублях будут больше. Здесь важно соотношение между стоимостью нефти и курсом рубля: если цена сырья будет падать, тогда рубль начнет слабеть.

Но в любом случае доходы для государства в рублях будут больше до определенного уровня цены на нефть. Все эти вещи должны быть учтены правительством. Для нас самое важное — определенность, потому что мы, рассматривая решения о вкладывании огромных сумм инвестиций, должны обеспечивать приемлемый уровень доходности для всех наших акционеров. Должно быть понимание системы налогообложения, в которой мы работаем.

— Одной из претензий Минфина было то, что нефть, добываемая на Ванкорском месторождении, по качественным характеристикам не соответствует параметрам обнуления таможенных пошлин при экспорте сырья.

— Действительно, был такой вопрос, но он уже снят. Дело в том, что на Ванкорском месторождении есть две залежи нефти. Они одновременно, но в разных объемах и в разных стадиях разработки дают нефть.

— «Роснефть» обсуждает с Минфином вопрос о льготах на восточносибирские месторождения или все решается на уровне правительства?

— На уровне правительства. Но повторюсь: мы готовы предоставить всю необходимую информацию по проекту.

— Каким будет объем финансирования Ванкорского месторождения в текущем году?

— На этот проект будет потрачено около 2,5 млрд долл. Инвестиции уже составили 6 млрд долл. с 2003 по 2009 год. Этот проект будет одним из самых эффективных за последние несколько лет в нефтяной отрасли мира. Ожидаем суммарную добычу более 3 млрд барр., капвложения составят около 5 долл. на баррель, операционные затраты будут на уровне 3 долл. на баррель. Однако, несмотря на хорошие уровни эффективности и затрат, остаются проблемы в сфере налогового режима, роста транспортных расходов и инфляции. В результате этих трех факторов вместе с разумным, но достаточно длинным сроком реализации проекта и получения положительного денежного потока Ванкор не даст необходимый уровень доходности для акционеров «Роснефти» без нулевой пошлины.

— На днях компания сообщила об открытии нового крупного месторождения в Восточной Сибири — имени Савостьянова. Расскажите о планах по его освоению: когда начнется добыча и каким будет финансирование этого проекта?

— Компания на этом месторождении сейчас ведет геологоразведочные работы. Там хорошие запасы по категории С2, но остаются вопросы с продуктивностью месторождения, транспортной инфраструктурой. Поэтому пока рано говорить о конкретных планах.

— Будете ли вы предлагать правительству включить Савостьянова в список месторождений с нулевой экспортной пошлиной?

— Я думаю, что да.

— Какие планы на Приобском месторождении?

— «Роснефть» приобрела «Юганскнефтегаз» пять лет назад. Месторождения этой компании, и в том числе Приобское, за этот период дали хороший рост добычи. Объем инвестиций в «Юганскнефтегаз» в этом году мы планируем примерно на том же уровне, что и в Ванкор, то есть около 2,5 млрд долл. Если говорить конкретно о Приобском месторождении, то этот проект очень эффективно работал и работает. Но, как и с любым месторождением, при постоянном увеличении добычи в течение пяти-шести лет рост когда-нибудь останавливается, а эффективность новых скважин падает. Мы это видим на Приобском месторождении. Тем не менее другие месторождения «Юганскнефтегаза» — Малобалыкское и Приразломное с точки зрения дебитов скважин и эффективности лучше выглядят, поэтому размер их финансирования будет больше, чем раньше.

НА РЫНКЕ ЕСТЬ МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ ДЛЯ КОМПАНИИ АКТИВОВ

— В аукционах на право разработки каких месторождений «Роснефть» намерена участвовать в этом году? В этот список входят месторождения Требса и Титова?

— Конечно, будем принимать участие в аукционах на участки, которые будут интересны компании. Могу сказать, что месторождения Требса и Титова тоже нас интересуют. Посмотрим, на каких условиях и когда будут выставляться месторождения. Планы такие есть, и средства, чтобы конкурировать в торгах, у «Роснефти» тоже есть.

Интересны ли компании бывшие активы Urals Energy, переданные Сбербанку Дулисьминское месторождение и 35% «Таас-Юрях нефтегазодобыча»? Ведете ли переговоры с банком?

— Теоретически они могут быть для компании интересны, но, насколько нам известно, процесс продажи — кому, за сколько и в какой форме — еще не решен Сбербанком.

— Президент компании Сергей Богданчиков в прошлом году говорил, что для разработки своих проектов на Черном море «Роснефть» может привлечь иностранного партнера. С кем ведутся и на какой стадии находятся переговоры? Какие компании вошли в short list?

— На Черном море у «Роснеф­ти» есть два лицензионных участка — Туапсинский прогиб и Вал Шатского. Оба эти проекта могут иметь существенные запасы. Что же касается переговоров, то они ведутся. Могу лишь сказать, что есть немало хороших международных компаний в списке.

— Работы на Вале Шатского должны начаться в этом году?

— Есть определенные лицензионные требования. Мы в текущем году должны начать вкладывать существенные деньги в геологоразведочные работы. Возможно, в этом году после одобрения советом директоров компания зафиксирует отношения с иностранным партнером.

— Ранее компания не исключала возможность покупки активов в секторе downstream. Есть уже какие-либо решения по этому вопросу?

— На рынке есть много активов, и мы их постоянно изучаем. В основном рассматриваем активы в Восточной Европе и в странах, которые имеют хорошую логистику с возможностью экспорта нефти из России. Но окончательного решения пока нет.

— Планы по строительству НПЗ в Приморье не изменились? Кто будет партнером «Роснефти» в этом проекте? Ранее называлась китайская Sinopec.

— Проект для компании стратегический и достаточно крупный. Есть разные варианты его реализации, но сейчас очень важно понять, какие объемы продукции и куда мы будем продавать. Кроме того, сумма инвестиций в этот проект может быть большой, поэтому его изучение пока продолжается, в том числе с точки зрения привлечения партнеров.

— На какой стадии находится реализация совместного проекта «Роснефти» и CNPC по строительству НПЗ и сети АЗС в Китае?

— Уже есть неплохое ТЭО, но некоторые детали еще обсуждаются между нами и китайской стороной.

ПОЛИТИКА РОСТА ДИВИДЕНДОВ БУДЕТ ПРОДОЛЖЕНА

— Сейчас в ФАС рассматривается дело между «Роснеф­тью» и «Газпромом» о доступе к ГТС монополии. С «Газпромом» ведутся какие-либо переговоры, чтобы уладить этот вопрос? В частности, по подключению Харампурского месторождения?

— Положительного решения по подключению Харампурского месторождения до сих пор нет, к сожалению. Там сосредоточены огромные запасы газа, и участок находится недалеко от существующей магистральной системы «Газпрома». Компания достаточно быстро и дешево могла бы дать дополнительные объемы газа на рынок. Более того, переговоры с «Газпромом» и «Сибуром» о доступе месторождений «Роснефти» к ГТС и реализации этих объемов газа ведутся постоянно. В этом году госкомпания планирует добыть около 12 млрд куб. м товарного газа.

— Каким будет размер дивидендов за 2009 год?

— Решение о размере дивидендов принимает совет директоров. Этот вопрос, как обычно, будет обсуждаться в апреле.

— Дивидендную политику компания будет менять?

— Во время проведения IPO «Роснефти» принято решение, что дивиденды будут выплачиваться в размере не менее 10% чистой прибыли по РСБУ. Компания несколько лет подряд этот порог превышает, поднимая дивиденды на 20%. Тем не менее мы пока отстаем от международных нефтегазовых компаний по уровню выплат акционерам по сравнению с капитализацией. Как было сказано председателем совета директоров «Роснефти» Игорем Сечиным на прошлогоднем собрании акционеров, компания намерена продолжать политику постепенного роста дивидендов.

— Есть уже какое-то решение о том, как будут использоваться казначейские акции компании?

— На сегодняшний день у «Роснефти» есть хороший денежный баланс. При этом компания может привлечь последний транш китайского кредита. Все это покрывает наши нужды по рефинансированию кредитов на четыре года вперед, поэтому смысла продавать акции сейчас нет. Однако некоторые инвесторы говорят нам, что это повысило бы ликвидность акций «Роснефти» на рынке. Согласен, что это, наверное, единственная возможная причина к продаже, но недостаточная для принятия такого решения сегодня.

— «Роснефть» окончательно отказалась от работы в Ираке?

— Мы следим за аукционами, которые проводятся в Ираке. Но пока не нашли там проекта, который дал бы гарантированно хороший уровень добычи с учетом наших способностей и инвестиций.

— Правительство рассчитывает, что нефтяные компании через два года доведут объем утилизации попутного нефтяного газа до 95%. «Роснефть» укладывается в эти сроки?

— В 2009 году этот показатель был на уровне 65% и год из года растет. Компания будет вкладывать большие инвестиции для выполнения этого требования. Достичь планки в 95% рассчитываем в срок.

Питер О’Брайен в 1991 году получил степень бакалавра в Университете Дьюк, в 2000 году — степень магистра делового администрирования (MBA) в Колумбийском университете. С 2002 по 2005 год был вице-президентом Morgan Stanley (Москва), затем исполнительным директором, соруководителем инвестиционно-банковского подразделения в России, главой группы по сектору ТЭК в СНГ Morgan Stanley (Москва). С 2006 года является вице-президентом «Роснефти», отвечает за проекты стратегического инвестирования, привлечение финансирования путем выпуска долговых обязательств и акций.

 

Комментарии
Конфереция