Спотовые цены на бензин Аи-92 в среднем по России за неделю выросли до 20 562 руб/т

Первая рабочая неделя 2010 года началась с роста цен на нефтепродукты на спотовом рынке России: пока в нашей стране продолжались длительные новогодние каникулы, европейские котировки автобензина выросли на $55/т, газойль подорожал на $50/т, топочный мазут – на $45/т. В результате в начале минувшей недели экспорт бензина Регуляр-92, летнего дизельного топлива и топочного мазута был привлекательнее их реализации на внутреннем рынке.

Значительный рост экспортного эквивалента – основная, но не единственная причина повышения цен на нефтепродукты в России. После праздников трейдеры начали пополнять запасы автобензина и дизельного топлива, что придало дополнительный импульс начавшемуся росту цен. По сравнению с 28 декабря бензин Регуляр-92 подорожал на рынке России на 8,8%, Премиум-95 – на 3,1%, зимнее дизельное топливо подорожало на 7,7%, а цена топочного мазута повысилась на 2,1%.

Розничная цена литра автобензина к концу минувшей недели в среднем по России снизилась на 24-38 копеек в зависимости от марки, причем в наибольшей степени подешевел бензин Регуляр-92. По расчетам «КОРТЕС», даже с учетом значительного роста оптовых цен, маржинальная доходность АЗС Центрального ФО в конце минувшей недели находилась на уровне 27,2%. При отраслевой норме в 15% это более чем комфортные условия работы для независимых сетей. Средняя маржа АЗС Центрального ФО по зимнему дизельному топливу на прошедшей неделе составила 14,5%, несколько снизившись относительно конца декабря из-за роста оптовых цен.

По данным мониторинга ИАЦ «КОРТЕС»,  средние по РФ цены спотового рынка на основные нефтепродукты на 18.01.2010 составили (вкл. все налоги):

  • автобензин марки А-76/80                18 581 руб/т         (+400 руб/т)
  • автобензин марки А-92/93                20 562 руб/т         (+1 668 руб/т)
  • автобензин марки Аи-95/96              22 828 руб/т         (+678 руб/т)
  • дизельное топливо летнее               14 963 руб/т         (+160 руб/т)
  • дизельное топливо зимнее               19 359 руб/т         (+1391 руб/т)
  • мазут топочный М-100                         9 290 руб/т         (+194 руб/т)
  • авиационный керосин  ТС/РТ           17 621 руб/т         (+523 руб/т)

Средние по РФ цены АЗС на основные нефтепродукты на 18.01.2010 составили (вкл. все налоги):

  • автобензин марки А-76/80                18,93 руб/литр (-0,24 руб/л)
  • автобензин марки А-92/93                21,47 руб/литр (-0,38 руб/л)
  • автобензин марки Аи-95/96              23,33 руб/литр (-0,28 руб/л)
  • дизельное топливо                            18,42 руб/литр (-0,03 руб/л)

 

Мировой рынок нефти

Официальные цены мартовских фьючерсов на нефть за минувшую неделю существенно снизились. 15 января фьючерс на нефть Brent стоил $77,11/bbl, WTI – $78,37/bbl. Баррель Brent подешевел на $4,43, WTI – на $4,64.

11 января на NYMEX февральский фьючерс на нефть WTI впервые с 14 октября 2008 года торговался на отметке $83,95/bbl, причиной чему стали ослабление USD относительно EUR, и значительный рост объемов импорта нефти Китаем. Затем интерес к покупкам фьючерсов снизился, формальным поводом к коррекции стал прогноз ослабления морозов в США, что равносильно снижению спроса на тяжелые дистилляты.

12 января новости из Китая, наоборот, стали одной из основных причин снижения цен на нефть. «Черное золото» подешевело на сообщении, что Центробанк КНР увеличил долю резервных требований к банкам на 0,5 процентного пункта, до 15%. Это первое с июня 2008 года повышение минимального объема средств, которые банки обязаны хранить в резерве. При помощи этой меры правительство Китая стремится сдержать кредитный бум и предотвратить «перегрев» экономики страны. Добавили негатива в минувший вторник и данные API, в соответствии с которыми запасы тяжелых дистиллятов в США повысились на 3,6 млн bbl, а запасы бензинов увеличились на 6,8 млн bbl.

Оказался «медвежьим» опубликованный в минувшую среду отчет Минэнергетики США. Аналитики, опрошенные Bloomberg, ожидали увеличение запасов сырой нефти в США на 1,5 млн bbl, однако запасы выросли на 3,7 млн bbl. Запасы бензинов увеличились на 3,79 млн bbl при прогнозе повышения лишь на 1,7 млн bbl. Наконец, аналитиками прогнозировалось снижение запасов тяжелых дистиллятов в США на 1,3 млн bbl, однако статистика продемонстрировала их рост на 1,35 млн bbl. 13 января USD на рынке Forex подешевел относительно EUR, что в некоторой степени удержало котировки нефти от более существенного падения.

В четверг снижение цен на нефть продолжилось на фоне негативных новостей из США: данные о безработице и розничных продажах в декабре оказались хуже ожиданий. В то же время, поддержку рынку нефти 14 января оказал рост фондовых индексов.

15 января USD существенно укрепился относительно EUR, что привело к снижению инвестиционной привлекательности сырьевых товаров, номинированных в американской валюте. МЭА в ежемесячном докладе не стало повышать прогноз спроса на нефть в 2010 году и оставило его на уровне 86,3 млн bbl/день.

 

Российский рынок нефти

По мнению трейдеров, торги нефтью с поставкой в феврале начнутся уже на текущей неделе. Отправной точной в формировании цен традиционно станут котировки нефти на мировом рынке.

Экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 февраля должна составить 270,7 $/т (повышение на 3,7 $/т по сравнению с январской пошлиной). Если торги январскими партиями нефти проходили на фоне снижения цен на нефтепродукты на мировом рынке и в России, то сейчас обстановка кардинальным образом изменилась. В начале года мировые котировки нефти росли, а на протяжении минувшей недели нефтепродукты на спотовом рынке России дорожали. Ситуация на рынке нефтепродуктов РФ, по все видимости, окажет влияние на предстоящие торги февральскими партиями нефти.

В конце минувшей недели участники рынка не были готовы озвучить цены спроса и предложения. Некоторые НПЗ еще не определились с объемами переработки сырья в феврале, но, по предварительным оценкам «КОРТЕС», значительное их снижение не ожидается. «Башнефть» в феврале намерена переработать на Уфимской группе НПЗ 1,5 млн т сырья. Московский НПЗ в следующем месяце переработает 780 тыс. т нефти, что несколько меньше запланированного объема переработки в январе.

 

Рынок автобензина

В начале минувшей недели разница между средней ценой бензина Премиум-95 на внутреннем рынке и его приведенными котировками относительно NWE составляла 1499 руб./т в пользу внутреннего рынка, относительно Med – 2000 руб./т также в пользу внутреннего рынка. Тем временем разница между средней ценой бензина Регуляр-92 на рынке Европейской части России и его приведенными котировками относительно NWE составляла 1766 руб./т в пользу экспорта. Таким образом, в начале минувшей недели экспорт автобензина Регуляр-92 был привлекательнее его реализации на внутреннем рынке.

По данным «КОРТЕС», средние по РФ цены спотового рынка 18 января составили:

  • на автобензин Нормаль-80                                18581 руб./т (+400 руб./т);
  • на автобензин Регуляр-92                                  20562 руб./т (+1668 руб./т);
  • на автобензин Премиум-95                                22828 руб./т (+678 руб./т).

Индекс «КОРТЕС-Округ» (оптовый) по автобензину 18 января составил:

 

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

ДФО

Нормаль-80

19788

+450

18367

+800

17969

+360

19062

+1024

18500

+900

18338

-145

21350

0

Регуляр-92

21288

+526

20733

+2233

20056

+1700

19538

+1000

18817

+2567

20662

+1445

21900

+25

Премиум-95

24338

+1250

22000

+667

22488

+726

22938

+850

21875

+1392

22512

-88

24550

-600

Пока в России продолжались длительные новогодние каникулы, тонна высокооктанового автобензина на рынке Европы подорожала примерно на $55. Более того, к началу первой рабочей недели 2010 года сложилась «парадоксальная» для российского рынка автобензина ситуация, когда эффективность экспорта бензина Регуляр-92 в Европу оказалась выше по сравнению с реализацией продукта внутри страны. Именно резкий рост net-back для автобензина Регуляр-92 стал основной причиной опережающего роста цен на него относительно других марок бензина.

По данным «КОРТЕС», все российские производители нефтепродуктов на минувшей неделе успели повысить цены, как минимум, один раз. Так, некоторые компании скорректировали цены на бензины однократно, у других же производителей автобензин дорожал в течение всей минувшей недели. В результате за первую рабочую неделю 2010 года бензин Нормаль-80 в среднем по России подорожал на 2,2%, Регуляр-92 – на 8,8% и Премиум-95 – 3,1%.

Автобензин подорожал во всех федеральных округах. Исключением стал Дальневосточный ФО, где цены на автобензин существенно выше по сравнению с остальными регионами страны. В частности, этот фактор обусловил продолжение снижения цен на автобензин Премиум-95 в Дальневосточном ФО. Кроме того, незначительно подешевели 80-й и 95-й бензины в Сибирском ФО.

Закономерным следствием новогодних каникул стал отложенный спрос на нефтепродукты. После праздников трейдеры в массовом порядке пополняли запасы нефтепродуктов, и всплеск спроса внес свою лепту в повышение цен.

«Роснефть» на бирже МБНК на минувшей неделе реализовала 3,42 тыс. т автобензина Регуляр-92 – весь предложенный объем. При этом покупатели в ходе торгов подали заявки на 22,56 тыс. т продукта, следовательно, спрос на самарский бензин превысил предложение в 6,6 раз. Отчасти такая ситуация объяснялась привлекательным уровнем цен относительно конкурирующей Уфимской группы НПЗ. «Во вторник мне удалось купить 1,2 тыс. т самарского 92-го бензина по 18140 руб./т, это настоящий подарок судьбы, ведь с Уфимской группы НПЗ аналогичный продукт предлагали по 19500 руб./т», – похвалился трейдер.

С 1 января 2010 ставки акцизов на автобензин изменились и составляют для бензина с октановым числом «80» 2923 руб./т (ранее 2657 руб./т), для бензинов с иным октановым числом – 3992 руб./т (ранее 3629 руб./т). Напомним, акцизы на топливо являются косвенными налогами и уплачиваются потребителями подакцизных товаров, то есть, владельцами автотранспорта.

Индекс «КОРТЕС-Володарка» по бензину Нормаль-80 за прошедшую неделю вырос на 6,7%, до 20435 пунктов, по Регуляр-92 – увеличился на 5,6%, до 21800 пунктов, по бензину Премиум-95 подрос на 1,9%, до 23550 пунктов.

Розничные цены на автобензин существенно снизились в большинстве городов России. По расчетам «КОРТЕС», средняя торговая наценка АЗС Центрального ФО по бензину Регуляр-92 на минувшей неделе составляла 37,4%, маржинальная доходность – 27,2%.

Средние по России цены АЗС 18 января составили:

  • на автобензин Нормаль-80                                18.93 руб./л (-0.24 руб./л)
  • на автобензин Регуляр-92                                 21.47 руб./л (-0.38 руб./л)
  • на автобензин Премиум-95                               23.33 руб./л (-0.28 руб./л)

 

Рынок дизтоплива

В начале минувшей недели разница между средней ценой летнего дизтоплива на внутреннем рынке и его приведенными котировками относительно NWE составила 316 руб./т в пользу экспорта, а относительно Med – 147 руб./т в пользу внутреннего рынка. Экспорт дизельного топлива в NWE был привлекательнее его реализации на внутреннем рынке.

По данным «КОРТЕС», средние по РФ цены спотового рынка 18 января составили:

  • на летнее дизельное топливо                           14963 руб./т (+160 руб./т)
  • на зимнее дизельное топливо                           19359 руб./т (+1391 руб./т)

Индекс «КОРТЕС-Округ» (оптовый) по дизтопливу 18 января составил:

 

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

ДФО

дизтопливо летнее

15700

-238

15350

+433

14819

+281

14450

-788

14475

+675

16450

0

дизтопливо зимнее

19725

+887

18667

+1367

18525

+1143

19800

+3950

19325

+458

22200

+200

На российский рынок дизельного топлива оказывали влияние те же факторы, что и на рынок автобензина: рост мировых котировок и отложенный спрос. К 11 января газойль на спотовом рынке Европы подорожал на $50/т в сравнении с последними числами декабря. В условиях благоприятной конъюнктуры мирового рынка производители постарались максимизировать экспорт летнего дизельного топлива, однако из-за сезонно низкого внутреннего спроса цены на продукт за минувшую неделю практически не изменились.

Напротив, зимнее дизельное топливо пользовалось высоким спросом на рынке РФ, и именно на этом продукте был отыгран рост мировых котировок газойля. В Уральском ФО зимнее дизельное топливо подорожало почти на 4000 руб./т. Столь резкий рост объясняется тем, что в течение длительного периода времени цены на зимнее дизтопливо производства Сургутского ЗСК находились ниже среднерыночного уровня.

Индекс «КОРТЕС-Володарка» по летнему дизтопливу за минувшую неделю увеличился на 0,4%, до 16035 пунктов, по ДЗп снизился на 2,6%, до 19100 пунктов.

Цены АЗС на дизельное топливо на минувшей неделе в целом были стабильными, в отдельных регионах «КОРТЕС» наблюдал как рост, так и снижение розничных цен. По расчетам «КОРТЕС», средняя торговая наценка АЗС Центрального ФО по зимнему дизельному топливу на прошедшей неделе составила 16,9%, маржинальная доходность – 14,5%. Средние по РФ цены АЗС на дизтопливо 18 января составили 18.43 руб./л (-0.03 руб./л).

 

Рынок мазута

В начале прошедшей недели разница между средней ценой топочного мазута на внутреннем рынке и приведенными котировками относительно NWE составила 1813 руб./т в пользу экспорта, а относительно Med – 938 руб./т также в пользу экспорта. Таким образом, экспорт мазута в NWE и Med был привлекательнее его реализации на внутреннем рынке.

По данным «КОРТЕС», 18 января средние по РФ цены спотового рынка на топочный мазут М-100 составили 9290 руб./т (+194 руб./т).

Индекс «КОРТЕС-Округ» (оптовый) по топочному мазуту 18 января составил:

 

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

топочный мазут

10388

-24

9367

+350

8769

+294

9388

+163

10425

+558

Причиной удорожания топочного мазута на спотовом рынке РФ стал значительный рост net-back. Некоторые производители Европейской части России приняли решение увеличить экспорт мазута, а в качестве цены реализации на внутреннем рынке объявили уровень экспортного эквивалента. В Сибирском ФО топочный мазут подорожал на Омском НПЗ, в то время как цены на мазут Ачинского НПЗ и Ангарской НХК были близки к котировкам конца декабря.

Ажиотажного спроса на топочный мазут на рынке РФ не было. Сравнительно невысокий интерес к мазуту трейдеры объясняли ростом цен предложения и достаточными запасами резервного топлива у энергетиков с одной стороны, и трудностями со сливом-наливом мазута в холодное время года с другой.

Комментарии
Конфереция