«Роснефть» хочет стать поставщиком авиатоплива в международном аэропорту в Самаре

НК «Роснефть» может стать альтернативным поставщиком авиатоплива в международном аэропорту «Курумоч». О возможном начале строительства топливозаправочного комплекса (ТЗК) компании вчера рассказал министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислав Капустин. По оценкам экспертов, строительство ТЗК может занять два года и потребует инвестиций в размере не менее $10 млн. Если проект будет реализован, то конкурировать «Роснефти» придется с ЛУКОЙЛом. По оценкам экспертов, это приведет к снижению тарифов на авиакеросин в среднем на 15%.

О том, что НК «Роснефть» намерена построить топливозаправочный комплекс на территории самарского аэропорта «Курумоч», вчера во время пресс-конференции сообщил глава областного минпрома Владислав Капустин. По его словам, строительство начнется уже в 2010 году и под него уже выделен участок земли на территории аэропорта. «Это позволит уйти от монопольного поставщика в виде ЛУКОЙЛа, что в определенной мере будет сдерживать рост цен на билеты. Так мы выполним решение правительства РФ о том, что монопольные заправки в крупных аэропортах недопустимы», — пояснил цели проекта Владислав Капустин. По словам господина Капустина, проекто-сметная документация еще не готова. «Прорабатывается вопрос с «Роснефтью», чтобы был возведен комплекс трубопроводного транспорта (так называемая ЦЗС — централизованная заправочная система), чтобы обойтись без топливозаправочных автомобилей», — пояснил он. Предполагается, что топливо будет поставляться с самарских заводов НК.

В «Роснефти» вчера не стали комментировать информацию о проекте, лишь отметив, что он «в стадии проработки». Летом 2008 года НК создала дочернюю структуру «РН-Аэро» для обеспечения аэропортов нефтепродуктами. В настоящее время «РН-Аэро» обеспечивает поставки топлива на Иркутский авиаузел и Краснодарский край. За последние два года проекты по строительству ТЗК компании были заявлены в Москве («Шереметьево»), Санкт-Петербурге («Пулково») и Хабаровске. По оценкам участников рынка, строительство ТЗК в Самаре потребует не менее $10 млн и займет не менее двух лет.

ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» имеет две взлетно-посадочные полосы, располагает местами стоянки для одновременной парковки 50 воздушных судов, системой терминалов общей площадью 11,340 тыс. кв. м, а также грузовым комплексом с пропускной способностью до 200 тонн в сутки. Общее количество обслуженных самарским аэропортом «Курумоч» пассажиров с января по ноябрь 2009 г. составило 1,202 млн чел.

Участники рынка авиаперевозок разошлись в оценках самарского проекта. Сейчас в аэропорту Самары самолеты заправляет «дочка» ЛУКОЙЛа — ЗАО «ТЗК — Самара». По словам генерального директора международного аэропорта «Курумоч» Леонида Шварца, «от обострения конкуренции выигрывают все стороны». «Около 40 авиакомпаний летают в «Курумоч», и многие регулярно заправляются. Если тариф в Самаре будет ниже, то Boeing и Airbus, которые используют московские ТЗК, смогут заправляться в Самаре», — убежден господин Шварц. По данным на 10 декабря, у «ТЗК-Самара» одна тонна авиатоплива стоила 19,6 тыс. руб. (без НДС), причем в компании свои тарифы называют «одними из самых низких». Топливо для ЗАО «ТЗК-Самара» поставляет как волгоградский завод ЛУКОЙЛа, так и новокуйбышевский НПЗ «Роснефти». Причем на последний по итогам ноября пришлась почти половина поставок. О том, сохранятся ли поставки «Роснефти» авиазаправщику-конкуренту, участники рынка прогнозировать затрудняются. В ЗАО «ТЗК-Самара» не стали официально комментировать возможное появление конкурента, как, впрочем, не комментируют изменения. По данным источника   в аэропорту, действующий ТЗК загружен лишь на 15-20%. Ежедневно он заправляет около 20 самолетов, тогда как еще полтора года назад заправлял по 30 зимой и 50 летом.

«ЦЗС — это благородно и современно, но чудовищно дорого. И для «Курумоча» — избыточно. Строительство с нуля ТЗК полного цикла экономически будет неоправданно. Это не Франкфурт, где самолет взлетает каждые 20 секунд», — комментирует намерения «Роснефти» экс-директор ТД «Топливное обеспечение аэропортов», председатель подкомитета по моторным топливам ТПП России Евгений Островский (ТОАП сам пытался стать продавцом авиакеросина в Самаре, однако уступил ЛУКОЙЛу в борьбе за самарский ТЗК). По словам Евгения Островского, все нефтяники стремятся в заправочный бизнес потому, что выгоднее продавать топливо не по оптовым ценам (в среднем 15-16 тыс. руб. за 1 т), а «в крыло» (от 17 тыс. руб.).

В ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» (волгоградский НПЗ) заявили, что поставки топлива в самарский аэропорт «незначительны». Раскрыть объемы поставок на НПЗ отказались. По оценке бывшего заместителя генерального директора по поставкам ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» Руслана Шарифова, в среднем региональные российские аэропорты потребляют 2-2,5 тыс. тонн авиакеросина в месяц. В стоимости волгоградского авиакеросина до 15% приходится на тариф железнодорожных перевозок, отметил собеседник и предположил, что при использовании исключительно местного топлива авиатарифы действительно могут снизиться примерно на эту величину. «Однако надо понимать, что речь идет о специфическом рынке: летом есть дефицит авиакеросина из-за большого количества перевозок, а зимой его избыток, — подчеркнул господин Шарифов. — В связи с этим неясно, справится самарский НПЗ с летним объемом поставок или нет».

Комментарии
Конфереция