Будет ли в России к 2014 году спрос на топливо стандарта "Евро-5"?

Российские НПЗ не успеют пройти модернизацию и обеспечить рынок моторным топливом стандарта "Евро". При этом, как заявил замминистра энергетики России Сергей Кудряшов, заводы, которые не уложатся в срок, должны уйти с рынка. Нефтяники, в свою очередь, отмечают, что в данном направлении они действуют согласно намеченным планам и вовсе не настроены на пессимистический лад.

Больше всего нефтянников волнует другой вопрос - будет ли спрос к 2014 году на топливо стандарта "Евро-5"?

С 2009 года в России начал действовать технический регламент моторных видов топлива. Согласно ему, автомобильный бензин и дизельное топливо стандарта "Евро-2" должны выпускаться только до 31 декабря 2010 года, "Евро-3" - до аналогичного периода 2011 года, "Евро-4" - до 2014 года. После этого моторные топлива должны будут соответствовать только "Евро-5". При этом стоит отметить, что на сегодняшний день в России перерабатывается чуть менее 50% добываемой нефти.

Этих мощностей вполне хватает на то, чтобы полностью обеспечивать внутренние потребности в автобензине, а также в дизельном топливе. Более того, около 14-15% произведенного автобензина направляется на экспорт, дизельного топлива экспортируется приблизительно 60%. Учитывая, что глубина переработки нефти на российских НПЗ очень невысока (индекс Нельсона в среднем по России составлял в 2006 году 4,5, тогда как в Европе - 7,5), становится очевидным, что нефтепереработка в России имеет огромный потенциал для развития.

В период кризиса из-за сокращения инвестпрограмм многих НК эксперты опасались, что компании не смогут модернизировать заводы. Так, по подсчетам аналитиков, до 2014 года на это нефтяники должны были потратить $30-40 млрд. При этом для осуществления первичной модернизации и создания определенного количества вторичных процессов на НПЗ отрасль должна вложить $10,5 млрд. На сегодняшний же день ситуация выглядит уже иначе. НПЗ не уйдут с рынка в ближайшие годы. Мощности нефтепереработки в России и так ограничены, поэтому спрос будет и в будущем. Возможно, некоторые независимые заводы не смогут вовремя провести модернизацию и либо будут вынуждены продавать свою продукцию по заниженным ценам для вторичной переработки на других НПЗ, либо перейдут под контроль крупных нефтегазовых компаний, которые в состоянии провести модернизацию заводов.

Крупные компании уже заложили в инвестпрограммы суммы на модернизацию своих заводов для выпуска продукции стандарта "Евро-3", "Евро-4" и "Евро-5". "Но при этом не стоит исключать того, что сроки и условия техрегламента будут вновь пересмотрены. Основной проблемой модернизации НПЗ, конечно, является необходимость в крупных инвестициях, а в текущих условиях нефтегазовые компании предпочитают не вкладывать в переработку, а поставлять на экспорт сырую нефть и продукты первичной переработки. Более половины российского экспорта нефтепродуктов составляет мазут.

Нефтяники, в свою очередь, заявляют о своей готовности следовать строго по плану правительственного документа. "Компания действительно работает в соответствии со сроками, предусмотренными требованиями техрегламента", - отмечает пресс-секретарь компании "Газпром нефть" Алла Сапун. Точно такие же комментарии  получили в "ЛУКОЙЛе" и "Роснефти". Пресс-секретарь ТНК-ВР Николай Горелов напомнил, что недавно совет директоров одобрил программу модернизации НПЗ на сумму $1,3 млрд, более того, она уже реализуется. Если говорить о независимых НПЗ, коими сегодня считаются заводы башкирского ТЭКа, принадлежащие АФК "Система", то они и вовсе уже могут приступить к выпуску топлива заявленных стандартов. "Единственное, что нас смущает, - будет ли к 2014 году спрос на "Евро-5" в России", - отметил представитель ТНК-ВР Николай Горелов.

На самом деле пока наш автомобильный парк не готов к увеличению выпуска нефтепродуктов с улучшенными экологическими свойствами. "На сегодняшний день подавляющее большинство россиян ездит на отечественных авто. А в них лить топливо "Евро"-5 просто бессмысленно, в некоторых случаях и небезопасно", - говорит аналитик компании "Велес Капитал" Дмитрий Лютягин. Эксперт отмечает: в случае если ситуация не изменится, нефтяники вынуждены будут отправлять моторное топливо на экспорт. И тогда обладатели отечественных автомобилей попросту останутся без бензина.

Комментарии
Конфереция