ЛУКОЙЛ представил 6 принципов формирования методики ценообразования на нефтепродукты

НК "ЛУКОЙЛ" считает, что методика ценообразования на нефтепродукты на российском рынке должна разрабатываться с учетом нескольких основных принципов. Ниже приводится позиция компании, изложенная вице-президентом Вадимом Воробьевым:

"30 ноября состоялось очередное совещание специалистов крупных нефтяных компаний и чиновников Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по согласованию методики ценообразования на российском рынке. По сравнению с предыдущими совещаниями достигнут прогресс. У нас складывается впечатление, что к профессиональному мнению нефтяников стали прислушиваться.

Участники совещания очередной раз подтвердили свое намерение использовать в качестве маркера цены крупнейших центров мировой торговли. На этом на сегодня, к сожалению, общее понимание проблемы сторонами заканчивается.

ФАС презентовал новый подход, который не был изложен в предыдущих документах и до этого не обсуждался. Суть его заключается в том, что для каждого нефтепродукта в России будет выбран маркерный НПЗ. Для этого маркерного НПЗ будет произведен расчет цены экспорта (так называемый netback). С учетом пошлин, налогов и дифференциала внутреннего рынка эта цена станет маркерной ценой для российского рынка. Цены всех других НПЗ России не должны будут превышать цену маркерного НПЗ более чем на величину железнодорожного тарифа до него. Изложить подход более точно, равно как и пояснить его рыночную и экономическую суть, представляется затруднительным, так как письменно участникам совещания никакие документы представлены не были. Однако уже сейчас есть основания полагать, что предложенный подход не соответствует тем принципам, которые изначально хотели донести до регулирующего органа представители нефтяного бизнеса.

Первый принцип
заключается в том, что методика ценообразования должна быть избавлена от субъективизма чиновников, ее применяющих. Сегодня нечеткость формулировок, заложенная в ФЗ "О Защите конкуренции", оставляет свободу для интерпретаций размера необходимой прибыли для производства и реализации нефтепродуктов. Завтра тот же субъективизм может проявиться уже в методике: в выборе маркерного НПЗ и маркерного направления экспорта, маркерной котировки и маркерного продукта, в расчете фрахта, стоимости перевалки, арендной ставки для вагоноцистерн, в определении степени влияния инерционности, волатильности и сезонности рынка. Поэтому нефтяные компании предлагают в своей методике прямое использование средних мировых котировок.

Второй принцип заключается в сохранении на территории России рыночных механизмов ценообразования на нефтепродукты. Методика не должна стать инструментом ручного и точечного управления нефтепродуктообеспечением страны, а служить справедливым и общепризнанным диапазоном цен, за пределами которого уже не срабатывают рыночные механизмы. Именно поэтому нефтяники в своем проекте методики предлагают достаточно широкий диапазон для учета всего спектра конъюнктурообразующих факторов. Мы настаиваем на факторах качества продукции, выпускаемой на российских НПЗ, удаленности российских НПЗ от рынков потребления их продукции, технологической оснащенности российских НПЗ, экономической эффективности производства, размера партии на локальных рынках по сравнению с мировыми, сезонных колебаний спроса и цен, инерционности внутреннего рынка относительно мирового. Следует также учитывать фактор высокой волатильности, резких изменений мировых цен, буквальное следование за которыми может привести к нежелательным потрясениям российского рынка.

При этом методика не должна стимулировать экспорт нефтепродуктов за счет одинаковых цен на экспорт и внутренний рынок, лишать нефтяные компании заинтересованности производить накопления в ожидании сезонного увеличения спроса. Методика также не должна задавать чрезмерный разброс цен различных НПЗ на одном региональном рынке, создавать тем самым ажиотажный спрос на дешевый ресурс, разогревая спекулянтов. К сожалению, в предложениях ФАС мы видим эти опасности.

Третий принцип состоит в том, что методика ценообразования должна быть понятна и специалистам, и широкой общественности. В противном случае для производителей нефтепродуктов, равно как и для органов власти сохраняются риски обвинения в непрозрачности и несправедливости ценообразования. В отличие от подхода ФАС, нефтяники предлагают более простую и понятную методику, основанную на прямом применении мировых оптовых цен, уменьшенных на величину экспортной пошлины.

В-четвертых, методика должна быть универсальной, исключая индивидуальные "настройки". Нефтяники, в отличие от ФАС, предлагают единый предельный уровень цен для всех НПЗ. Такой подход к тому же позволяет плавно интегрировать биржевые котировки в формулу ценообразования.

В-пятых, методика должна способствовать развитию конкуренции на рынке производства и оптовой продажи нефтепродуктов (иногда этот рынок называют мидстримом), а не служить удавкой для российской нефтепереработки. Жесткое административное ограничение доходности НПЗ, предлагаемое ФАС, может иметь негативные последствия. Среди них - лишение НПЗ источников инвестиций, замедление модернизации российской нефтеперерабатывающей промышленности, срыв сроков введения в действие технического регламента, задающего новые стандарты качества топлива, возврат к трансфертному ценообразованию на нефть, снижение инвестиционной привлекательности и кредитного рейтинга нефтяных компаний. Кроме этого, можно отметить сокращение производства продукции в РФ, необходимость квотирования экспорта нефти и нефтепродуктов, ухудшение за счет вышеизложенных факторов конкурентной среды в РФ, подрыв конкурентоспособности российской нефтепереработки на мировом рынке. В конечном счете, за такое разбалансирование экономики заплатит российский потребитель, будь он частным или юридическим лицом.

Мнение нефтяников заключается в том, что разумная привлекательность рынка способствует увеличению предложения продукции на нем и развитию конкурентной среды. При этом, наш подход гарантирует самые низкие в Европе цены, обеспечивая тем самым поддержку конкурентоспособности смежных отраслей.

И, наконец, шестой принцип. Методика, призванная конкретизировать основной закон о конкуренции, не должна дублировать государственные функции таможенной и налоговой политики. Пошлины и акцизы являются механизмами действенного регулирования внутренних цен и должны таковыми оставаться. Достаточно вольная корректировка их воздействия со стороны органа, не отвечающего за проведение таможенной и налоговой политики, может привести к снижению эффективности государственного управления.

Нефтяники, начиная с июля 2009 года, неоднократно представляли в ФАС свои варианты методики. В качестве документов в ФАС при этом представлялись: подробное описание методики, пояснение актуальности методики, обоснование применяемых подходов, графики, имитирующие применение методики за последние пять лет, обоснование отказа от метода экспортного netback, сравнение розничных и оптовых цен в РФ с ценами стран восточной Европы и сопредельных государств, расчет экономических последствий применения netback.

Несмотря на регулярные встречи и письменные обращения в ФАС по данному вопросу, нефтяные компании не получили от антимонопольного органа ни одного протокола совещания и ни одного письменного ответа на свои запросы.

На этот раз нефтяникам было обещано выпустить протокол в двухдневный срок и предоставить как саму предлагаемую ФАС методику, так и расчеты, подтверждающие ее применимость на примере авиакеросина.

После изучения этих документов у нас появится возможность дать к ней более аргументированные замечания и предложения в соответствии с теми принципами, которые были изложены выше.

В любом случае методика должна быть понятной потребителям, исключать субъективизм чиновников в проведении расчетов и оставлять место для рентабельности российской нефтепереработки. В противном случае, она не имеет никакого смысла. Учитывая общий настрой на достижение договоренностей, мы рассчитываем на продолжение конструктивного и профессионального диалога".

Комментарии
Конфереция