Попытки производителей нефтепродуктов запустить гонку цен не удались: оптовые цены на бензины снизились

На протяжении последних двух недель мы наблюдали тестирование более высокого уровня цен на автобензин в масштабах России; в течение последней недели октября производители, готовясь к контрактованию основных ноябрьских объемов, существенно повысили цены на все марки автобензина. Однако уже в начале минувшей недели стало очевидно, что уровень платежеспособного спроса ниже, и цены на бензины придется корректировать. В результате за минувшую неделю автобензин на спотовом рынке России подешевел на 38-220 руб./т в зависимости от марки. По всей видимости, прогнозы самих нефтяников, в соответствии с которыми бензин не будет дорожать до весны, близки к реалиям.

Цены на летнее дизельное топливо на минувшей неделе росли гораздо медленнее в сравнении с предыдущей неделей. Это является признаком скорой стабилизации цен на летнее дизтопливо, ведь все факторы роста цен на этот продукт уже отыграны, а снижающийся в связи с наступлением холодного времени года внутренний спрос, наоборот, «давит» на цены.

Спрос на зимнее дизельное топливо повышается, в связи с чем этот продукт дорожает быстрее летней марки. В особенности переход на зимнее дизтопливо на минувшей неделе был заметен по динамике цен в Сибирском и Дальневосточном ФО.

Топочный мазут на минувшей неделе на спотовом рынке России подорожал. Производители намерены увеличить объемы экспорта продукта в ноябре и приоритетно исполнять контрактные обязательства с энергетиками. Это может отразиться на объемах предложения на спотовый рынок. Тем не менее, сделки по мазуту на биржах на прошедшей неделе практически не заключались. В этой связи наблюдавшийся существенный рост цен на мазут впоследствии может оказаться очередным тестированием уровня платежеспособного спроса.

По данным мониторинга ИАЦ «КОРТЕС»,  средние по РФ цены спотового рынка на основные нефтепродукты на 09.11.2009 составили (вкл. все налоги):

  • автобензин марки А-76/80                22248 руб/т      (-220 руб/т)
  • автобензин марки А-92/93                23729 руб/т      (-180 руб/т)
  • автобензин марки Аи-95/96              26341 руб/т      (-38 руб/т)
  • дизельное топливо летнее               15950 руб/т      (+167 руб/т)
  • дизельное топливо зимнее               17908 руб/т      (+378 руб/т)
  • мазут топочный М-100                         10186 руб/т      (+289 руб/т)
  • авиационный керосин  ТС/РТ           16746 руб/т       (+900 руб/т)

Цены АЗС на минувшей неделе были стабильными, и в настоящее время практически нет явных предпосылок к их росту.

Средние по РФ цены АЗС на основные нефтепродукты на 09.11.2009 составили (вкл. все налоги):

  • автобензин марки А-76/80                19.37 руб/литр (-0.01 руб/л)
  • автобензин марки А-92/93                22.45 руб/литр (0.00 руб/л)
  • автобензин марки Аи-95/96              24.04 руб/литр (-0.02 руб/л)
  • дизельное топливо                            18.11 руб/литр (+0.04 руб/л)

Мировой рынок нефти

Нефть на биржах на минувшей неделе дорожала с понедельника по среду. Официальная цена декабрьского фьючерса Brent 4 ноября составила $78,89/bbl, WTI – $80,4/bbl.

В понедельник-вторник поддержку ценам на нефть оказывали позитивные макроэкономические данные. Так, индекс деловой активности в промышленности США в октябре по сравнению с пересмотренным сентябрьским значением вырос на 3,1 пункта и составил 55,7 пункта. Аналитики ожидали, что этот показатель составит 53 пункта. Способствовали росту цен на нефть и данные, в соответствии с которыми промпроизводство в Китае в октябре продемонстрировало наибольший прирост, зафиксированный за последние 18 месяцев.

В среду USD ослабел на рынке Forex, чему причиной стало решение ФРС США сохранить базовую процентную ставку в диапазоне 0-0,25% еще в течение «продолжительного периода». Кроме того, в еженедельном отчете Минэнергетики США сообщило о сокращении запасов сырой нефти в стране на 3,94 млн bbl за неделю, завершившуюся 30 октября, хотя аналитики, опрошенные Bloomberg, прогнозировали рост запасов на 1,5 млн bbl.

Причиной снижения запасов сырой нефти в США стало сокращение импорта с 8,890 до 8,136 млн bbl/день. Если бы загруженность американских НПЗ не снизилась с 81,8% до 80,6%, уменьшение запасов сырой нефти оказалось бы еще большим.

Как отметил Michael Lynch, президент Strategic Energy & Economic Research, «запасы снизились, потому что никто не желает закупать излишние объемы нефти. Наблюдаемое уменьшение запасов совершенно не означает напряженности на рынке».

В четверг и пятницу нефть подешевела, несмотря на позитивную динамику фондового рынка (DJIA составил соответственно 10005,96 и 10023,42 пунктов). Причиной стали беспокойства инвесторов в отношении уровня безработицы в США, крупнейшем в мире потребителе нефти, и перспектив восстановления спроса на энергоносители.

Аналитики прогнозировали, что в октябре уровень безработицы в США достиг 9,9%. Однако данные, опубликованные Минтруда США в пятницу, оказались хуже ожиданий. Уровень безработицы составил 10,2%, что соответствует 26-летнему максимуму.

Напомним, с начала рецессии в декабре 2007 года американская экономика потеряла 7,3 млн рабочих мест. Уровень безработицы в США в декабре 2007 года составлял 4,9%.

«Данные по безработице стали причиной опасений, что форма рецессии окажется W-образной, – сказал Michael Lynch. – А это не сулит ничего хорошего потреблению сырьевых товаров и нефти».

Рынок автобензина

В начале минувшей недели разница между средней ценой бензина Премиум-95 на внутреннем рынке и его приведенными котировками относительно NWE составляла 5785 руб./т в пользу внутреннего рынка, относительно Med – 6575 руб./т также в пользу внутреннего рынка. Реализация автобензина на внутреннем рынке была прибыльнее его экспорта в NWE и Med.

По данным «КОРТЕС», средние по РФ цены спотового рынка 9 ноября составили:

  • на автобензин Нормаль-80                                22248 руб./т (-220 руб./т);
  • на автобензин Регуляр-92                                  23729 руб./т (-180 руб./т);
  • на автобензин Премиум-95                                26341 руб./т (-38 руб./т).

Индекс «КОРТЕС-Округ» (оптовый) по автобензину 9 ноября составил:

 

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

ДФО

Нормаль-80

21662

-563

21533

-59

21691

-359

22262

-250

22775

+275

23508

+25

25675

-75

Регуляр-92

23988

-350

24150

+33

22928

-225

23162

+174

23150

+400

24683

-600

27200

-150

Премиум-95

26512

-126

25825

+158

25694

-40

26412

0

25300

-150

27683

-117

29600

-150

Неделей ранее производители повысили цены «по корзине нефтепродуктов», отыграв на рынке автобензина значительный рост цен на дизельное топливо, произошедший к тому моменту. Таким способом производители тестировали рынок: примет он или не примет существенно подорожавший автобензин. Рынок усиленно сопротивлялся и в результате тест был провален.

В начале минувшей недели «КОРТЕС» наблюдал неоднородную динамику цен на автобензин. Повышение котировок, в частности, было отмечено на некоторых НПЗ, закупающих нефть на спотовом рынке. Сырье с поставкой в ноябре, напомним, подорожало на 850-1000 руб./т.

Во второй половине прошедшей недели автобензин на российском рынке практически повсеместно дешевел.

Предпосылок к принятию рынком market-view производителей не было. Бензины на спотовом рынке РФ стоят существенно дороже в сравнении с экспортным эквивалентом, причем в последнее время разность между средней ценой на внутреннем рынке и экспортной альтернативой стабилизировалась на уровне 6000 руб./т в пользу российского рынка.

Новость о сокращении объема переработки нефти Уфимской группой НПЗ в ноябре была известна участникам рынка еще три недели назад и давно отыграна в цене автобензина.

Наконец, в настоящее время наблюдается сезонное снижение спроса на высокооктановый автобензин. На графике «Средние по России цены спотового рынка» видно, что разница между ценами на бензины Премиум-95 и Регуляр-92 существенно увеличилась.

Общая закономерность такова. В периоды высокого внутреннего спроса на преимущественно потребляемый российским автотранспортом высокооктановый бензин, ценовой спрэд между марками Премиум-95 и Регуляр-92 сокращается. Напротив, если потребление высокооктанового бензина начинает снижаться под действием сезонных факторов, либо уменьшается платежеспособный спрос, цена на производимую/потребляемую в наибольших объемах марку Регуляр-92 падает быстрее, чем на бензин Премиум-95, тем самым расширяя спрэд. Таким образом, цена наиболее востребованного внутренним рынком бензина Регуляр-92 точнее всего отражает состояние спроса на высокооктановый автобензин.

Индекс «КОРТЕС-Володарка» по бензину Нормаль-80 на прошедшей неделе вырос на 2,5% – до 24200 пунктов, по Регуляр-92 – увеличился на 0,8% – до 26300 пунктов, и по бензину Премиум-95 – повысился на 0,5% – до 27835 пунктов.

Индекс «КОРТЕС-Санкт-Петербург» по бензину Нормаль-80 за неделю вырос на 1,3% – до 22900 пунктов, по бензину Регуляр-92 в среднем на прошедшей неделе составлял 25600 пунктов.

Цены АЗС на автобензин на прошедшей неделе были стабильными. По расчетам «КОРТЕС», на минувшей неделе валовая маржа АЗС Москвы по бензину Регуляр-92 составляла 10,5%, валовая маржа АЗС Санкт-Петербурга по бензину Регуляр-92 – 7,1%.

Средние по России цены АЗС 9 ноября составили:

  • на автобензин Нормаль-80                                19.37 руб./л (-0.01 руб./л)
  • на автобензин Регуляр-92                                 22.45 руб./л (0.00 руб./л)
  • на автобензин Премиум-95                               24.04 руб./л (-0.02 руб./л)

Рынок дизтоплива

В начале минувшей недели разница между средней ценой летнего дизтоплива на внутреннем рынке и его приведенными котировками относительно NWE составила 723 руб./т в пользу внутреннего рынка, а относительно Med – 1121 руб./т также в пользу внутреннего рынка. Реализация дизтоплива на внутреннем рынке была прибыльнее его экспорта в NWE и Med.

По данным «КОРТЕС», средние по РФ цены спотового рынка 9 ноября составили:

  • на летнее дизельное топливо                           15950 руб./т (+167 руб./т)
  • на зимнее дизельное топливо                           17908 руб./т (+378 руб./т)

Индекс «КОРТЕС-Округ» (оптовый) по дизтопливу 9 ноября составил:

 

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

ДФО

дизтопливо летнее

16638

+276

15833

+166

15881

+325

15862

+300

15117

-283

18150

-225

дизтопливо зимнее

18162

+212

17533

-117

17150

+758

16950

0

18783

+333

21400

+300

Темпы роста цен на дизельное топливо на минувшей неделе замедлились, в особенности это касается летней марки. Так, если неделей ранее летнее дизтопливо подорожало на 1037 руб./т, то прирост цены за минувшую неделю оказался в 6 раз меньше.

Всего же за 4 недели роста цен летнее дизельное топливо в среднем по России подорожало на 1697 руб./т. Скорее всего, дизельное «ралли» на этом завершится, ведь все поводы к росту цен уже отыграны рынком. Так, летнее дизтопливо на спотовом рынке России уже стоит дороже в сравнении с экспортной альтернативой, при этом вероятность движения мировых цен на нефть к $85/bbl и их стабилизации на этом уровне в ближайший месяц невысока. Кроме того, спрос на летнее дизтопливо с наступлением холодного времени года снижается, и этот фактор оказывает давление на цены.

Темпы роста цен на зимнее дизтопливо на минувшей неделе оказались примерно в два раза выше в сравнении с летним ДТ. Причина – в сезонном увеличении спроса на зимнее дизельное топливо. За последние 4 недели продукт в среднем по России подорожал на 1929 руб./т.

Переход на потребление зимнего дизтоплива четко прослеживается в изменении индексов «КОРТЕС-Округ». Так, в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах летнее дизельное топливо подешевело на фоне снижения спроса, а цены на более востребованное зимнее ДТ, наоборот, выросли.

В Северо-Западном ФО дорожало как летнее, так и зимнее дизтопливо. Отметим, в этом округе цены изменялись только на «Киришинефтеоргсинтезе», а Ухтинский НПЗ ЛУКОЙЛа на минувшей неделе цены на дизтопливо не корректировал. Повышение цен на летнее дизтопливо в Северо-Западном ФО могло быть связано с экспортом крупных объемов продукта «Сургутнефтегазом» с Киришского НПЗ.

Индекс «КОРТЕС-Володарка» по летнему дизтопливу за минувшую неделю снизился на 6,3% – до 17100 пунктов, по дизтопливу EN 590 – упал на 8,2% – до 17350 пунктов. Снижение цен на дизтопливо в Московском регионе во многом стало результатом увеличения предложения продукта на рынок. В ноябре Московский НПЗ планирует переработать 860 тыс. т нефти, следовательно, напряженности на региональном рынке дизельного топлива быть не должно.

Индекс «КОРТЕС-Санкт-Петербург» по летнему дизтопливу вырос на 3,5% – до 18075 пунктов.

В большинстве российских городов розничная цена дизельного топлива на прошедшей неделе не менялась. По расчетам «КОРТЕС», валовая маржа АЗС Москвы по дизельному топливу EN 590 на минувшей неделе составляла 27,8%, валовая маржа АЗС Санкт-Петербурга по дизтопливу – 23,0%.

Средние по РФ цены АЗС на дизтопливо 9 ноября составили 18.11 руб./л (+0.04 руб./л).

 

Рынок мазута

В начале прошедшей недели разница между средней ценой топочного мазута на внутреннем рынке и приведенными котировками относительно NWE составила 362 руб./т в пользу внутреннего рынка, а относительно Med – 192 руб./т также в пользу внутреннего рынка. Реализация мазута на внутреннем рынке была выгоднее его экспорта в NWE и Med.

По данным «КОРТЕС», 9 ноября средние по РФ цены спотового рынка на топочный мазут М-100 составили 10186 руб./т (+289 руб./т).

Индекс «КОРТЕС-Округ» (оптовый) по топочному мазуту 9 ноября составил:

 

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

топочный мазут

11062

+24

10083

+50

10025

+437

9988

+250

10267

+334

Топочный мазут на прошедшей неделе значительно подорожал на большинстве российских НПЗ. Производители планируют увеличить экспорт продукта в ноябре и сосредоточиться на исполнении контрактных обязательств с энергетиками. В результате предложение на спотовый рынок может сократиться.

На минувшей неделе производители были уверены в справедливости более высокого уровня цен на мазут. Согласится ли с такими ценами рынок, или мы увидим очередной неудавшийся тест по аналогии с автобензином, покажет уже текущая неделя.

Отметим, что на НП МБНК на минувшей неделе покупатели подавали заявки на 10,44 тыс. т мазута, однако ни одной сделки не заключено из-за слишком высокого уровня цен предложения.

 

ИНДЕКС "КОРТЕС-ОКРУГ" (оптовый)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на 05.10.2009

изм.

на 12.10.2009

изм.

на 19.10.2009

изм.

на 26.10.2009

изм.

на 02.11.2009

изм.

на 09.11.2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ОКРУГ

22 112

-374

21 738

-26

21 712

26

21 738

487

22 225

-563

21 662

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

22 283

-616

21 667

-184

21 483

-283

21 200

392

21 592

-59

21 533

ПРИВОЛЖСКИЙ ОКРУГ

22 709

-290

22 419

-257

22 162

-262

21 900

150

22 050

-359

21 691

ЮЖНЫЙ ОКРУГ

23 412

-524

22 888

-150

22 738

-476

22 262

250

22 512

-250

22 262

УРАЛЬСКИЙ ОКРУГ

23 150

-300

22 850

75

22 925

-675

22 250

250

22 500

275

22 775

СИБИРСКИЙ ОКРУГ

24 758

-500

24 258

-808

23 450

-342

23 108

375

23 483

25

23 508

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ОКРУГ

27 350

-1 125

26 225

-150

26 075

-200

25 875

-125

25 750

-75

25 675

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

92

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ОКРУГ

24 800

-238

24 562

-524

24 038

0

24 038

300

24 338

-350

23 988

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

24 500

-983

23 517

-117

23 400

42

23 442

675

24 117

33

24 150

ПРИВОЛЖСКИЙ ОКРУГ

24 022

-550

23 472

-341

23 131

-272

22 859

294

23 153

-225

22 928

ЮЖНЫЙ ОКРУГ

24 275

-587

23 688

-450

23 238

-500

22 738

250

22 988

174

23 162

УРАЛЬСКИЙ ОКРУГ

22 850

-900

21 950

200

22 150

0

22 150

600

22 750

400

23 150

СИБИРСКИЙ ОКРУГ

26 392

-325

26 067

-1 617

24 450

117

24 567

716

25 283

-600

24 683

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ОКРУГ

31 050

-2 375

28 675

-325

28 350

-900

27 450

-100

27 350

-150

27 200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

95

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ОКРУГ

27 662

-250

27 412

-100

27 312

-274

27 038

-400

26 638

-126

26 512

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

26 567

-1 067

25 500

-217

25 283

-125

25 158

509

25 667

158

25 825

ПРИВОЛЖСКИЙ ОКРУГ

26 284

-572

25 712

-206

25 506

3

25 509

225

25 734

-40

25 694

ЮЖНЫЙ ОКРУГ

27 062

-162

26 900

-100

26 800

-388

26 412

0

26 412

0

26 412

УРАЛЬСКИЙ ОКРУГ

25 800

-900

24 900

475

25 375

-100

25 275

175

25 450

-150

25 300

СИБИРСКИЙ ОКРУГ

28 150

-33

28 117

-367

27 750

-242

27 508

292

27 800

-117

27 683

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ОКРУГ

31 450

-1 000

30 450

-200

30 250

-175

30 075

-325

29 750

-150

29 600

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДТЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ОКРУГ

15 512

-250

15 262

76

15 338

200

15 538

824

16 362

276

16 638

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

14 308

-591

13 717

-100

13 617

933

14 550

1 117

15 667

166

15 833

ПРИВОЛЖСКИЙ ОКРУГ

13 931

-343

13 588

218

13 806

619

14 425

1 131

15 556

325

15 881

ЮЖНЫЙ ОКРУГ

14 212

-624

13 588

0

13 588

300

13 888

1 674

15 562

300

15 862

СИБИРСКИЙ ОКРУГ

15 292

-459

14 833

-450

14 383

250

14 633

767

15 400

-283

15 117

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ОКРУГ

19 775

-1 025

18 750

-225

18 525

-150

18 375

0

18 375

-225

18 150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДТЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ОКРУГ

16 225

363

16 588

324

16 912

550

17 462

488

17 950

212

18 162

ПРИВОЛЖСКИЙ ОКРУГ

15 020

-395

14 625

108

14 733

834

15 567

825

16 392

758

17 150

УРАЛЬСКИЙ ОКРУГ

15 600

200

15 800

50

15 850

0

15 850

1 100

16 950

0

16 950

СИБИРСКИЙ ОКРУГ

17 208

-91

17 117

83

17 200

242

17 442

1 008

18 450

333

18 783

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ОКРУГ

21 225

-1 575

19 650

200

19 850

400

20 250

850

21 100

300

21 400

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

 

 

 

 

 

 

 

17 650

17 650

-117

17 533

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М-100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ОКРУГ

10 788

-450

10 338

0

10 338

0

10 338

700

11 038

24

11 062

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

9 100

-283

8 817

108

8 925

242

9 167

866

10 033

50

10 083

ПРИВОЛЖСКИЙ ОКРУГ

9 056

-368

8 688

134

8 822

259

9 081

507

9 588

437

10 025

ЮЖНЫЙ ОКРУГ

9 812

-724

9 088

0

9 088

0

9 088

650

9 738

250

9 988

СИБИРСКИЙ ОКРУГ

9 767

-392

9 375

-125

9 250

50

9 300

633

9 933

334

10 267

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ОКРУГ

12 450

0

12 450

0

12 450

-12 450

 

0

 

0

 

 

Комментарии
Конфереция