Спотовые цены на зимнее дизельное топливо за неделю подскочили до 17530 руб/т

На минувшей неделе на спотовом рынке России подорожали все основные нефтепродукты – и автобензин, и дизельное топливо, и мазут, и даже авиакеросин; причем, если дизтопливо и мазут дорожали на фоне планов компаний максимизировать экспорт обоих продуктов в ноябре, в результате чего объемы предложения на спотовый рынок России могут сократиться, то повышение цен на бензин стало своего рода «бонусом». Иными словами, возросшие цены на дизтопливо и мазут подтянули за собой цены на автобензин. Повышение цен произошло как нельзя кстати, ведь на текущей неделе будут законтрактованы крупные объемы нефтепродуктов с поставкой в ноябре.

Очередной виток роста цен, во-первых, происходит на фоне заявлений, что «цены еще немного снизятся и стабилизируются до начала весны», и, во-вторых, на фоне вступления в силу 178-й статьи УК РФ. Угроза применения топливного антимонопольного пакета не воспринимается производителями всерьез?

Цены АЗС на минувшей неделе были стабильными. Уровень прибыли независимых заправщиков пока не располагает к повсеместному росту розничных цен на топливо.

По данным мониторинга ИАЦ «КОРТЕС»,  средние по РФ цены спотового рынка на основные нефтепродукты на 02.11.2009 составили (вкл. все налоги):

  • автобензин марки А-76/80                22 468 руб/т      (+256 руб/т)
  • автобензин марки А-92/93                23 909 руб/т      (+407 руб/т)
  • автобензин марки Аи-95/96              26 379 руб/т      (+163 руб/т)
  • дизельное топливо летнее               15 783 руб/т      (+1 037 руб/т)
  • дизельное топливо зимнее               17 530 руб/т      (+857 руб/т)
  • мазут топочный М-100                         9 897 руб/т      (+625 руб/т)
  • авиационный керосин  ТС/РТ           15 846 руб/т       (+175 руб/т)

Средние по РФ цены АЗС на основные нефтепродукты на 02.11.2009 составили (вкл. все налоги):

  • автобензин марки А-76/80                19.38 руб/литр (+0.01 руб/л)
  • автобензин марки А-92/93                22.45 руб/литр (-0.01 руб/л)
  • автобензин марки Аи-95/96              24.06 руб/литр (+0.01 руб/л)
  • дизельное топливо                            18.07 руб/литр (+0.02 руб/л)

Мировой рынок нефти

Динамика цен на нефть на минувшей неделе характеризовалась волатильностью, при этом в целом по итогам недели нефть на биржах подешевела. Цена декабрьского фьючерса на нефть WTI снизилась с $78,63/bbl (официальная цена в понедельник, 26 октября) до $76,99/bbl (официальная цена 30 октября). Нефть Brent подешевела с $77,26/bbl до $75,2/bbl.

Одним из значимых факторов снижения цен на нефть было укрепление USD с понедельника по среду минувшей недели и в пятницу, которое привело к снижению привлекательности сырьевых товаров для инвесторов. Так, в понедельник на открытии пара EUR-USD на рынке Forex составляла 1,49945, а в среду на закрытии – 1,47065. В минувшую пятницу пара EUR-USD снизилась с 1,48305 до 1,47175.

К значительному снижению цен на нефть в среду привел еженедельный отчет Минэнергетики США, продемонстрировавший неожиданное увеличение запасов бензинов в стране на 1,7 млн bbl – до 208,6 млн bbl. Аналитики, опрошенные Bloomberg, ожидали сокращение запасов бензинов на 1 млн bbl.

«Фондовый рынок, по всей видимости, достиг предельного уровня, в связи с чем возникают вопросы, не произошло ли то же самое на рынке нефти, – заявил Michael Lynch, президент Strategic Energy & Economic Research. – Падение фондового рынка делает нефть уязвимой, так как ее котировки выросли больше фундаментально обоснованных уровней».

В четверг Минторговли США сообщило, что в III квартале реальный ВВП страны вырос на 3,5% (ожидалось повышение на 3,2%). Аналитики Barclays Capital отметили, что признаки увеличения активности наблюдаются во всех секторах американской экономики, и в соответствии с их прогнозом в IV квартале 2009 года ВВП США вырастет на 4%, а в I квартале 2010 года – на 5%. Аналитики Bank of Montreal заявили, что «рецессия, похоже, завершилась где-то в III квартале». На волне позитива USD 29 октября снизился до 1,48325 по паре EUR-USD. Результатом позитивных макроэкономических данных и снижения USD стал существенный рост цен нефтяных фьючерсов.

В пятницу Минторговли США опубликовало негативные данные, согласно которым объем потребительских доходов в сентябре по сравнению с августом практически не изменился, а объем потребительских расходов в сократился на 0,5%. Сокращение потребительских расходов зафиксировано впервые с апреля 2009 года.

«Еще вчера мы праздновали окончание рецессии, но теперь возникли беспокойства, будет ли достаточно позитивных экономических данных для того, чтобы поддерживать рост рынка, – заявил Phil Flynn, вице-президент PFGBest. – Похоже, ралли было однодневным, и сейчас мы опять присматриваемся к фондовому рынку, чтобы понять дальнейшее направление».

Российский рынок нефти

Торги ноябрьскими партиями нефти завершены. Переработчики обеспечены сырьем в необходимых объемах. Диапазон цен на западносибирскую нефть с поставкой в ноябре составил 7950-8400 руб./т (УУ Сургут). Основной объем сырья реализован по ценам 7950-8200 руб./т (УУ Сургут), что на 850 руб./т превысило цену основных партий западносибирской нефти с поставкой в октябре. Цена западносибирской нефти на УУ Уфимской группы НПЗ составила 8700 руб./т с учетом тарифа «Транснефти».

Цена на нефть поволжских производителей с поставкой в ноябре сложилась в диапазоне 8000-8500 руб./т (УУ Альметьевск), производителей Тимано-Печоры – 7800-8300 руб./т (УУ Уса). Поволжская и северная нефть подорожала на 1000-1200 руб./т, определяющую роль в этом сыграло увеличение объемов закупки сырья акционерами Московского НПЗ.

По состоянию на конец минувшей недели на Уфимской группе НПЗ в ноябре должны перерабатывать башкирскую нефть 3 давальца: «Селена-Нефтехим», «Тоталойл» и «Атэк». Квоты составляют по 40 тыс. т, нефть будет закупаться давальцами по формульной цене, что отнюдь не радует переработчиков. Так, участники рынка ожидают итоговую цену на октябрьские партии башкирской нефти на уровне 8200-8500 руб./т. Цены на башкирскую нефть с поставкой в ноябре могут оказаться еще выше, чему причины – рост мировых котировок сырья и уменьшение скидки на качество башкирской нефти.

Некоторые участники рынка уверены, что в декабре давальцев на Уфимской группе НПЗ вообще не останется. Квоту не получит даже ЛУКОЙЛ. «Единственная возможность для давальцев сохранить свое присутствие в Уфе – переквалифицироваться в разряд трейдеров», – добавляет источник в отрасли.

 

Рынок автобензина

К началу минувшей недели средняя приведенная цена бензина Премиум-95 относительно NWE повысилась до 19897 руб./т, а относительно Med снизилась до 19281 руб./т с учетом налогов. Разница между средними ценами внутреннего рынка и приведенными котировками 26 октября относительно NWE составила 5951 руб./т в пользу внутреннего рынка, а относительно Med – 6568 руб./т также в пользу внутреннего рынка. В начале прошедшей недели поставка автобензина на внутренний рынок была прибыльнее его экспорта в NWE и Med.

По данным «КОРТЕС», средние по РФ цены спотового рынка 2 ноября составили:

  • на автобензин Нормаль-80                                22468 руб./т (+256 руб./т);
  • на автобензин Регуляр-92                                  23909 руб./т (+407 руб./т);
  • на автобензин Премиум-95                                26379 руб./т (+163 руб./т).

Индекс «КОРТЕС-Округ» (оптовый) по автобензину 2 ноября составил:

 

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

ДФО

Нормаль-80

22225

+487

21592

+392

22050

+150

22512

+250

22500

+250

23483

+375

25750

-125

Регуляр-92

24338

+300

24117

+675

23153

+294

22988

+250

22750

+600

25283

+716

27350

-100

Премиум-95

26638

-400

25667

+509

25734

+225

26412

0

25450

+175

27800

+292

29750

-325

Формальных оснований для практически повсеместного роста цен на автобензин не было. Все марки бензина до сих пор переоценены на внутреннем рынке в сравнении с уровнем экспортной альтернативы.

Фактор роста цен на ноябрьские партии нефти тоже, в общем-то, сомнителен. Во-первых, емкость российского рынка нефти не превышает 3 млн т в месяц при ежемесячном объеме переработки нефти на российских НПЗ примерно на уровне 19,5-20 млн т. Более того реальный объем рынка нефти существенно сократился, когда «Башнефть» заключила долгосрочные контракты на поставку западносибирского сырья с ЛУКОЙЛом, ТНК-ВР и Shell.

Во-вторых, в настоящее время «Башнефть» – единственный крупный производитель автобензина, закупающий нефть на спотовом рынке России. Остальные компании производят бензин из собственного сырья, следовательно, наблюдающийся повсеместный рост цен на бензин нельзя списать на увеличение издержек на закупку нефти.

Наконец, утверждать, что в такой огромной стране как Россия уфимский рынок нефтепродуктов может играть роль индикатора для всего рынка – неправильно. Более того, ретроспектива цен на рынке Уфы показывает, что уже длительное время давальцы точно так же ориентируются на мировой рынок, как и другие российские производители нефтепродуктов.

Произошедшее на минувшей неделе на рынке автобензина – это известная практика повышения цен «по корзине нефтепродуктов». Когда российский рынок дает производителям объективный повод для существенного повышения цен на одну из групп нефтепродуктов, цены на другие нефтепродукты автоматически корректируются вверх. В этот раз первым объективно среагировало на рост мировых цен не нефть и нефтепродукты дизельное топливо, следом из-за роста экспортной альтернативы начали дорожать авиакеросин и мазут. Таким образом, рост цен на автобензин оказался бонусом, приятным довеском к и так ставшей более увесистой корзине.

Основная странность же заключается в том, что очередной виток рост цен на бензин начался на фоне двух событий. 27 октября глава «Роснефти» С.Богданчиков заявил: «Мы не ожидаем серьезного увеличения цен ни до конца текущего года, ни до начала следующего. Видимо, цены еще немного снизятся и стабилизируются до начала весны». По данным «КОРТЕС», бензина Регуляр-92 производства Самарской группы НПЗ за минувшую неделю подорожал на спотовом рынке России на 800 руб./т – до 23800 руб./т. Несколько меньший рост цен на высокооктановые бензины «КОРТЕС» наблюдал на Ачинском НПЗ и Ангарской НХК.

В пятницу 30 октября 2009 года вступила в силу 178-я статья УК РФ, ужесточающая наказание за нарушение антимонопольного законодательства (до 7 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет). Но, как видим, искушение распродать основные партии нефтепродуктов с поставкой в ноябре по более высоким ценам оказалось сильнее 178-й статьи.

Индекс «КОРТЕС-Володарка» по бензину Нормаль-80 на прошедшей неделе вырос на 4,1% – до 23600 пунктов, по Регуляр-92 – увеличился на 2,4% – до 26100 пунктов, и по Премиум-95 – повысился на 1,8% – до 27700 пунктов.

Индекс «КОРТЕС-Санкт-Петербург» по бензину Нормаль-80 за неделю не изменился, оставшись на отметке 22600 пунктов, по бензину Регуляр-92 – с понедельника по четверг составлял 24800 пунктов. В пятницу индекс не рассчитывался в связи с отсутствием предложения продукта на рынок.

Цены АЗС на автобензин на прошедшей неделе были стабильными. По расчетам «КОРТЕС», на минувшей неделе валовая маржа АЗС Москвы по 92-му бензину составляла 13%, валовая маржа АЗС Санкт-Петербурга по 92-му бензину – 10,8%.

Средние по России цены АЗС 2 ноября составили:

  • на автобензин Нормаль-80                                19.38 руб./л (+0.01 руб./л)
  • на автобензин Регуляр-92                                 22.45 руб./л (0.00 руб./л)
  • на автобензин Премиум-95                               24.06 руб./л (+0.01 руб./л)

Рынок дизтоплива

К началу минувшей недели средняя приведенная цена дизтоплива относительно NWE понизилась до 14785 руб./т, а относительно Med уменьшилась до 14301 руб./т с учетом налогов. Разница между средними ценами внутреннего рынка и приведенными котировками 26 октября относительно NWE составила 175 руб./т в пользу внутреннего рынка, а относительно Med – 659 руб./т также в пользу внутреннего рынка.

По данным «КОРТЕС», средние по РФ цены спотового рынка 2 ноября составили:

  • на летнее дизельное топливо                           15783 руб./т (+1037 руб./т)
  • на зимнее дизельное топливо                           17530 руб./т (+857 руб./т)

Индекс «КОРТЕС-Округ» (оптовый) по дизтопливу 2 ноября составил:

 

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

ДФО

дизтопливо летнее

16362

+824

15667

+1117

15556

+1131

15562

+1674

15400

+767

18375

0

дизтопливо зимнее

17950

+488

17650

16392

+825

16950

+1100

18450

+1008

21100

+850

К началу прошедшей недели цены на дизельное топливо на спотовом рынке России вновь превысили экспортный эквивалент. Продолжавшееся всю неделю удорожание дизельного топлива лишь закрепила более высокую прибыльность внутреннего рынка.

Одна из важных составляющих резкого роста цен – планы компаний максимизировать экспорт дизельного топлива в ноябре и обеспечить ресурсами собственные сбытовые подразделения на приоритетной основе. Остатки ресурсов будут предложены на спотовый рынок России, в связи с чем можно прогнозировать некоторую напряженность на внутреннем рынке дизтоплива в ноябре, в особенности, если мировые цены на нефть и газойль не снизятся.

Индекс «КОРТЕС-Володарка» по летнему дизтопливу за минувшую неделю вырос на 4,7% – до 18250 пунктов, по дизтопливу EN 590 – подскочил на 6,8% – до 18900 пунктов. Индекс «КОРТЕС-Санкт-Петербург» по летнему дизтопливу вырос на 5,6% – до 17465 пунктов.

В большинстве российских городов розничная цена дизельного топлива на прошедшей неделе не менялась. По расчетам «КОРТЕС», валовая маржа АЗС Москвы по дизельному топливу EN 590 на минувшей неделе составляла 25,7%, валовая маржа АЗС Санкт-Петербурга по дизтопливу – 30,2%.

Средние по РФ цены АЗС на дизтопливо 2 ноября составили 18.07 руб./л (+0.02 руб./л).

 

Рынок мазута

К началу прошедшей недели средняя приведенная цена топочного мазута относительно NWE уменьшилась до 8819 руб./т, а относительно Med понизилась до 8898 руб./т с учетом налогов. Разница между средними ценами внутреннего рынка и приведенными котировками 26 октября относительно NWE составила 385 руб./т в пользу внутреннего рынка, а относительно Med – 406 руб./т также в пользу внутреннего рынка. В начале прошедшей недели реализация топочного мазута на внутреннем рынке была выгоднее его экспорта в NWE и Med.

По данным «КОРТЕС», 2 ноября средние по РФ цены спотового рынка на топочный мазут М-100 составили 9897 руб./т (+625 руб./т).

Индекс «КОРТЕС-Округ» (оптовый) по топочному мазуту 2 ноября составил:

 

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

топочный мазут

11038

+700

10033

+866

9588

+507

9738

+650

9933

+633

 

Топочный мазут на минувшей неделе ощутимо подорожал на большинстве НПЗ. Производители в ноябре намерены максимизировать экспорт мазута, а также в полной мере обеспечить спрос со стороны генерирующих компаний. В этой связи предложение мазута на спотовый рынок России, вероятно, будет осуществляться по остаточному принципу. Влияние на цены в таком случае предугадать нетрудно.

 

Комментарии
Конфереция