Арбитражные суды не признают информационные стелы на АЗС рекламой, а чиновники с этим не соглашаются

Общественная организация «Опора России» направила очередное обращение в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) о неправомерности отнесения к рекламе информационных конструкций (стел) с ценами на АЗС, и возможности внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты. Об этом в рамках недавнего заседания рассказал президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин.
В частности, в Москве, на сегодняшний день сложилась следующая ситуация. В соответствии с п. 2.4.4.5 «Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы информации в городе Москве», утверждённых постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2006 года № 908-ПП, («Правила»), на отведенной территории зданиях, сооружениях автозаправочных станций, моечных постов допускается установка и эксплуатация конструкций для размещения информации о ценах на топливо и ценах на услуги мойки автомобили. Одновременно допускается установка и эксплуатация отдельно стоящей рекламной конструкции АЗС или моечного поста в полосе отвода дороги в попутном направлении на расстоянии от границ) отведенной территории не более 100 м. Указанная информация применительно к АЗС размещается на ценовых табло (стелах). Причем с учетом специфики деятельности АЗС и в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», изготовитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Для АЗС такую информацию автомобилистам можно заблаговременно предоставить только используя выносные стелы. Согласно статьи 9 вышеуказанного закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование организации, место ее нахождения и режим ее работы. Продавец размещает указанную информацию на вывеске. Таким образом, отдельно стоящая от АЗС стела, содержащая информацию для потребителей, является вывеской.
Однако в соответствии с вышеприведенным пунктом «Правил» при размещение стелы вне территории АЗС за предоставляемую информацию взимается плата уже как за рекламу, что приводит к необоснованным издержкам при ведении топливозаправочного бизнеса, отмечают в Российском топливном союзе (РТС). В Москве оплата за одно ценовое табло доходит до 60 тыс. рублей в месяц. В Санкт-Петербурге, по словам Олега Ашихмина, стоимость за каждую стелу доходит до 40 тыс. рублей в месяц.
Вопрос об отнесении к информационной или рекламной конструкции ценового табло АЗС, расположенного на подъезде к АЗС вне ее территории, стал предметом судебных разбирательств в арбитражных судах. Так, определением Высшего Арбитражного суда от 19.09.2008 г. № 9249/08, решением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 27.03.2008 г. по делу № А12-11643/07-С16, постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2007 г. по делу № А12-11643/07-С16 и решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.10.2007 г. (копии решений имеются в распоряжении редакции Au92) установлено, что информационные тумбы и короба (стелы) с указанием ассортимента и цен на отпускаемые нефтепродукты, размещенные при подъезде к АЗС, не могут рассматриваться как наружная реклама, а являются вывеской. Указанная информация с учетом специфики деятельности АЗС соответствует требованиям законодательства и является обязательной информацией о товарах, предлагаемых потребителю. К схожему решению о том, что информационные стелы, установленные при въезде на территорию АЗС, не являются рекламными конструкциями, летом с.г. пришел и арбитражный суд Новосибирской области.
Однако, ни Федеральная антимонопольная служба РФ, ни Министерство транспорта РФ, к которым обращались Московская топливная ассоциация и Российский топливный союз для урегулирования данного вопроса, не усматривают противоречий в законодательстве и оснований для выдачи соответствующего предписания Правительству Москвы об изменении «Правил». А на основании решений арбитражных судов в пользу операторов АЗС, чиновники считают преждевременным делать выводы о сложившейся судебной практике правоприменения по данному вопросу.
Общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» в очередной раз обратилась в антимонопольную службу с просьбой рассмотреть возможность по внесению изменений в постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2006 года № 908-ПП в части отмены положения п. 2.4.4.5 «Правил», приравнивающее конструкцию с информацией о ценах на топливо к рекламе. Ожидается, что данный вопрос будет рассмотрен на заседании Общественно-консультативного совета при ФАС России.
Комментарии
Конфереция