Российский топливный союз совместно с Роспотребнадзором подготовит изменения в санитарные правила и нормы для АЗС

Российский топливный союз (РТС) совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) до декабря текущего года должны подготовить изменения и дополнения в санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН). Такое решение было принято после совещания в Москве в конце сентября руководства Роспотребнадзора с представителями топливных компаний.

На сегодняшний день требования санитарных правил и норм в части организации санитарно-защитных зон, проведения натурных исследований и измерений не дифференцированы и не учитывают мощность, месторасположения АЗС (крупная автомагистраль, шоссе и т.д.) и градостроительную ситуацию. А проведение необходимого объема лабораторных исследований для проведения процедуры установления санитарно-защитных зон объектов требует значительных финансовых затрат.
Как рассказала на заседании Нефтяного клуба Санкт-Петербурга представитель компании «Фаэтон» Юлия Кутовая, присутствовавшая на совещании в Москве, согласно существующим СанПиНам необходимо осуществлять 30 замеров воздуха в течение года. В одной точке топливные операторы должны мерить 3 ингредиента. Стоимость одного замера составляет примерно 1000 рублей. Если заправка расположена на территории жилой застройки, то там количество ингредиентов может доходить до 10 и более, на усмотрение санитарных врачей. По словам специалистов, для топливного оператора в год это колоссальные деньги. Как отмечает Юлия Кутовая, специалисты Роспотребнадзора согласились с тем, что нелогично предъявлять одинаковые требования к АЗС на трассе, где ближайшая жилая застройка расположена за несколько километров, и к АЗС, которая находится в центре города и ближайший жилой дом - на расстоянии 25 метров. К тому же, у заправок, которые размещены в относительном центре города, нет никакой целесообразности мерить воздух на наличие выбросов от автотранспорта, потому что фактически измеряются выбросы от того транспорта, который стоит в пробке рядом с этой АЗС. Все эти нюансы необходимо учитывать при разработке поправок в СанПиНы. По мнению Юлии Кутовой уменьшение количества замеров в год с 30 до, хотя бы, 20, умноженных на стоимость замеров и количество АЗС одной сети, уже сэкономит компании значительные средства.
Роспотребнадзор поручил Управлению санитарного надзора совместно с Управлением нормативно-правового обеспечения рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная   классификация   предприятий,   сооружений   и   иных   объектов.   Новая редакция» в срок до 15 декабря 2009 г.; Управлению санитарного надзора совместно с Российским Топливным Союзом разработать типовые программы производственного контроля на АЗС в зависимости от их мощности, расположения и градостроительной ситуации в срок до 01 декабря 2009 г.; Управлению   санитарного   надзора   подготовить   перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих требования к АЗС в срок до 01 декабря 2009 г.

Предложения РТС по внесению изменений в действующие санитарные правила и нормы:

САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ И САНИТАРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ
ИЗМЕНЕНИЕ N 2 К САНПИН 2.2.1./2.1.1.1200-03 НОВАЯ РЕДАКЦИЯ


Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

Внести изменения в СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 Новая редакция.

1. В пункт 2.1. внести следующие изменения: вместо второго абзаца читать:
«Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаете в соответствии с разделом 7 и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам.
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны; рекомендуемые разрывы, а также для объектов 1-1П классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны».
Из третьего абзаца исключить слова «по классификации».
2. Пункт 2.2 начать словами «Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны».
3. Из пунктов 2.10 и 2.11 исключить слово «расчетной».
4. Во второй абзац пункта 3.1. внести дополнение: "Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов 1-Ш класса опасности является обязательной».
5. Пункт 3.7 исключить.
6. Из пункта 3.12. исключить слово «классификации,».
7. Исключить пункты 3.17 , 3.18.
8. В разделе 7 после слов «объектов и производств» читать:
«сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:
- промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м;
- промышленные объекты и производства второго класса - 500 м;
- промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м;
- промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м;
- промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м.
9. В разделе 7.1.12, класс V - санитарно-защитная зона 50 м, пункт 8. читать: «Автозаправочные станции не более 3-х ТРК только для заправки легкового автотранспорта жидким топливом, в том числе с объектами обслуживания (магазины, кафе).

Примечание Российского топливного союза

Данный проект изменений появился в результате обсуждения в ходе нескольких совещаний проблем взаимоотношений Роспотребнадзора и владельцев АЗС.
По замыслу разработчиков после принятия данного проекта изменений СанПиН разработка проекта обоснования размера СЗЗ не будет требоваться для АЗС (объекты IV-V классов опасности), для которых выполняются требования по нормативным расстояниям (соответственно 100 и 50 м).
Кроме того, убирается обязательное требование оборудования системой закольцовки паров бензина АЗС для заправки легкового автотранспорта (при этом вводится ограничение по количеству ТРК - не более 3).

Комментарии
Конфереция