Спотовые цены на зимнее дизельное топливо в России выросли до 16673 руб/т

Рост мировых цен на нефть и нефтепродукты на минувшей неделе все еще не переломил тенденцию снижения цен на автобензин в России, чему причина – переоцененность продукта на внутреннем рынке. Тем не менее, автобензин на минувшей неделе дешевел медленнее, чем неделей ранее, а отдельные продавцы цены повышали.

Напротив, значительный рост цен спотового рынка отмечен по дизельному топливу. К началу прошедшей недели, по расчетам «Кортес», эффективность экспорта дизтоплива в Европу существенно превышала прибыльность реализации продукта на внутреннем рынке, что и стало основным фактором резкого роста цен в оптовом и мелкооптовом сегментах рынка дизтоплива.

Розничные цены на автобензин и дизельное топливо в среднем по России на минувшей неделе были стабильными, но в нескольких городах «Кортес» наблюдал рост цен на заправках. Объяснить этот феномен объективными факторами не представляется возможным: валовая маржа независимой розницы на минувшей неделе и по бензину, и по дизтопливу находилась на приемлемых уровнях и не предполагала роста цен на АЗС.

По-видимому, владельцев АЗС вдохновила на повышение цен не иначе как динамика нефтяных фьючерсов на ICE и NYMEX. Интересно, сколько времени потребуется ФАС на рассылку писем-предостережений всем розничным торговцам моторным топливом?

 По данным мониторинга ИАЦ «КОРТЕС»,  средние по РФ цены спотового рынка на основные нефтепродукты на 26.10.2009 составили (вкл. все налоги):

  • автобензин марки А-76/80                22 212 руб/т      (-288 руб/т)
  • автобензин марки А-92/93                23 502 руб/т      (-180 руб/т)
  • автобензин марки Аи-95/96              26 216 руб/т      (-134 руб/т)
  • дизельное топливо летнее               14 746 руб/т      (+492 руб/т)
  • дизельное топливо зимнее               16 673 руб/т     (+556 руб/т)
  • мазут топочный М-100                         9 272 руб/т        (-12 руб/т)
  • авиационный керосин  ТС/РТ           15 671 руб/т        (+51 руб/т)

Средние по РФ цены АЗС на основные нефтепродукты на 26.10.2009 составили (вкл. все налоги):

  • автобензин марки А-76/80                19.37 руб/литр (+0.02 руб/л)
  • автобензин марки А-92/93                22.46 руб/литр (-0.01 руб/л)
  • автобензин марки Аи-95/96              24.05 руб/литр (+0.01 руб/л)
  • дизельное топливо                            18.05 руб/литр (+0.04 руб/л)

Мировой рынок нефти

За минувшую неделю цена на нефть на мировом рынке повысилась до $78,92/bbl, причем 21 октября максимальная цена декабрьского фьючерса на нефть Brent впервые за год превысила $80/bbl.

В понедельник, среду и четверг USD дешевел относительно EUR, что повышало привлекательность сырьевых товаров для инвесторов и оказывало поддержку ценам на нефть.

Снижение цен на нефть 20 октября наблюдалось на фоне незначительного укрепления USD на рынке Forex и представляло собой фиксацию прибыли, образовавшейся за предшествующие 8 дней непрерывного роста цен. Напомним, рост цен на ICE Futures Europe начался 8 октября, и по состоянию на 19 октября непрерывный фьючерс на нефть Brent подорожал на 15,7% к официальной цене по состоянию на 7 октября, составлявшей $67,2/bbl.

Эксперты, опрошенные Bloomberg, прогнозировали снижение запасов бензинов в США на 850 тыс. bbl за неделю, завершившуюся 16 октября. Между тем, данные Минэнергетики США оказались значительно лучше прогнозов: запасы бензинов в стране снизились на 2,21 млн bbl. Поддержку ценам на нефть в тот день оказывало также существенное ослабление USD на рынке Forex.

21 октября на рынке нефти продолжилась коррекция, начавшаяся во вторник. Поводом к ее продолжению, в частности, стали худшие, чем прогнозировалось, данные о состоянии рынка труда в США. Так, по итогам недели, завершившейся 17 октября, количество первичных обращений за получением пособия по безработице в США увеличилось на 11 тыс. и составило 531 тыс. обращений, при этом эксперты ожидали не более 519 тыс. обращений за пособием.

В минувшую пятницу снижение цен на нефть ускорилось. Давление на цену в тот день оказывали укрепление USD, снижение фондовых индексов в США (DJIA снизился более чем на 100 пунктов – до 9972,18, S&P 500 потерял 1,2%, снизившись до 1079,60 пунктов), а также негативные данные о состоянии экономики Великобритании. ВВП Соединенного Королевства в III квартале текущего года снизился на 0,4% в квартальном исчислении по отношению ко II кварталу 2009 года, сообщило 23 октября Национальное бюро статистики. Экономисты, опрошенные Bloomberg, прогнозировали рост ВВП на 0,2%. «Удручающие данные о ВВП Великобритании – повод усомниться в росте экономики в других странах ОЭСР», – заявил 23 октября Bill O’Grady, ведущий стратег Confluence Investment Management.

 

Российский рынок нефти

Торги ноябрьскими партиями нефти открыл «Сургутнефтегаз», реализовавший 600 тыс. т сырья по цене 8200 руб./т (УУ Сургут), что на 850 руб./т превысило стоимость октябрьских партий западносибирской нефти. Между тем, цена нефти оказалась почти на 700 руб. ниже экспортной альтернативы, составлявшей в день заключения сделок 8880 руб./т. Другие западносибирские производители реализовывали ноябрьские партии нефти по ценам, соответствовавшим уровню 7950-8150 руб./т на УУ Сургут.

Уфимская группа НПЗ в ноябре намерена сократить переработку сырья до 1,7 млн тонн, причем западносибирскую нефть давальцы перерабатывать не будут.

Повышение цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке уже отыгрывается на спотовом рынке нефтепродуктов России. В частности, это наглядно прослеживается в динамике цен на дизельное топливо Уфимской группы НПЗ, основной переработчик которой – «Башнефть» – закупает западносибирское сырье по формульной цене. Этот фактор обеспечивает привязку ценообразования «Башнефти» к экспортной альтернативе.

 

Рынок автобензина

К началу минувшей недели средняя приведенная цена бензина Премиум-95 относительно NWE повысилась до 18891 руб./т, а относительно Med увеличилась до 18526 руб./т с учетом налогов. Разница между средними ценами внутреннего рынка и приведенными котировками 19 октября относительно NWE составила 6786 руб./т в пользу внутреннего рынка, а относительно Med – 7151 руб./т также в пользу внутреннего рынка. В начале прошедшей недели поставка автобензина на внутренний рынок была прибыльнее его экспорта в NWE и Med.

По данным «Кортес», средние по РФ цены спотового рынка 26 октября составили:

  • на автобензин Нормаль-80                                22212 руб./т (-288 руб./т);
  • на автобензин Регуляр-92                                  23502 руб./т (-180 руб./т);
  • на автобензин Премиум-95                                26216 руб./т (-134 руб./т).

Индекс «Кортес-Округ» (оптовый) по автобензину 26 октября составил:

 

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

ДФО

Нормаль-80

21738

+26

21200

-283

21900

-262

22262

-476

22250

-675

23108

-342

25875

-200

Регуляр-92

24038

0

23442

+42

22859

-272

22738

-500

22150

0

24567

+117

27450

-900

Премиум-95

27038

-274

25158

-125

25509

+3

26412

-388

25275

-100

27508

-242

30075

-175

Темпы снижения цен на автобензин на прошедшей неделе значительно снизились. Так российский рынок отреагировал на продолжавшееся нефтяное «ралли».

По данным «Кортес», в наибольшей степени подешевел бензин Нормаль-80, что вероятно, связано с сезонным снижением спроса на этот продукт на фоне скорого завершения осенних полевых работ. Высокооктановый автобензин на спотовом рынке России подешевел в меньшей степени, причем в отдельных федеральных округах «Кортес» наблюдал небольшое повышение цен спотового рынка на Регуляр-92.

Если в начале минувшей недели бензины на рынке России практически повсеместно дешевели, то в конце недели цены в основном не менялись, а на некоторых НПЗ «Кортес» зафиксировал коррекцию в сторону повышения. С одной стороны, письма, разосланные ФАС нефтяным компаниям 2 октября продолжают «давить» на цену бензина. С другой, разность между ценами внутреннего рынка и экспортной альтернативой по бензину снизилась примерно до 7000 руб./т с более чем 10000 руб./т, и все четче прослеживаются попытки производителей стабилизировать цены на автобензин на спотовом рынке России.

На прошедшей неделе биржевые торги по бензинам протекали довольно активно: реализовано 16,92 тыс. т, ряд сделок заключены по более высоким ценам. В то же время, разница между ценами спроса и предложения на бензин Уфимской группы НПЗ в ходе торгов на МБНК на минувшей неделе была слишком велика и сделки не заключались.

По мнению «Кортес», ощущение стабильного роста цен на автобензин на российский рынок пока не вернулось. Продукт по-прежнему переоценен, не располагает к росту цен и сезонное уменьшение потребления автобензина, поэтому в случае сохранения цен на нефть на мировом рынке вблизи $78-80/bbl, вероятно, можно ожидать лишь стабилизацию цен на бензины в России.

Индекс «Кортес-Володарка» на бензин Нормаль-80 на прошедшей неделе повысился на 2,4% до 22535 пунктов, на Регуляр-92 – увеличился на 1,2% – до 25500 пунктов, и на Премиум-95 – не изменился, оставшись на отметке 27000 пунктов.

Индекс «Кортес-Санкт-Петербург» по бензину Нормаль-80 за неделю понизился на 0,6% – до 22600 пунктов, по бензину Регуляр-92 – снизился на 4,2% – до 24800 пунктов.

В Архангельске, Санкт-Петербурге, Владимире, Оренбурге, Ульяновске и Саратове «Кортес» на минувшей неделе наблюдал рост цен АЗС на бензины, причем повышение в большей степени коснулось марок Нормаль-80 и Премиум-95. Формальных оснований для этого нет: реализация автобензина независимыми АЗС сейчас вполне рентабельна и уровень розничной наценки не предполагает роста цен. Так, по расчетам «Кортес», на минувшей неделе средняя валовая маржа АЗС Москвы по 92-му бензину составляла 15,6%. Вероятно, позитивный настрой трейдеров на ICE Futures Europe и NYMEX вдохновил некоторых владельцев АЗС на повышение цен на бензин. Вот уж где есть работа для ФАС!

Средние по России цены АЗС 26 октября составили:

  • на автобензин Нормаль-80                                19.37 руб./л (+0.02 руб./л)
  • на автобензин Регуляр-92                                 22.46 руб./л (-0.01 руб./л)
  • на автобензин Премиум-95                               24.05 руб./л (+0.01 руб./л)

 

Рынок дизтоплива

К началу минувшей недели средняя приведенная цена дизтоплива относительно NWE выросла до 15087 руб./т, а относительно Med увеличилась до 14565 руб./т с учетом налогов. Разница между средними ценами внутреннего рынка и приведенными котировками 19 октября относительно NWE составила 1056 руб./т в пользу экспорта, а относительно Med – 534 руб./т также в пользу экспорта. В начале прошедшей недели экспорт дизтоплива в Европу был прибыльнее его реализации на внутреннем рынке.

По данным «Кортес», средние по РФ цены спотового рынка 26 октября составили:

  • на летнее дизельное топливо                           14746 руб./т (+492 руб./т)
  • на зимнее дизельное топливо                           16673 руб./т (+556 руб./т)

На минувшей неделе на спотовом рынке России дизельное топливо дорожало, рост цен «Кортес» наблюдал как по зимним, так и по летним сортам. Опережающее повышение цен на зимнее дизтопливо было связано с сезонным ростом потребления этого продукта. В целом основным фактором роста цен на дизтопливо стало существенное повышение эффективности экспортных поставок.

Индекс «Кортес-Володарка» по дизельному топливу, соответствующему нормам EN 590, в минувший четверг составил 17750 пунктов, а в пятницу он повысился до 17900 пунктов. До этого почти на протяжении недели дизтоплива по EN 590 физически не было в наличии на Володарской ЛПДС. Как сообщили «Кортес» участники рынка, производители из Европейской части России при первой же возможности отправили на экспорт крупные партии летнего дизельного топлива. Результатом стали напряженность на рынке дизтоплива и повсеместный рост цен.

Индекс «Кортес-Володарка» по летнему дизтопливу S 0,2% 23 октября составлял 17565 пунктов, увеличившись за неделю на 0,9%. На рынке Санкт-Петербурга летнее дизельное топливо также подорожало: индекс «Кортес-Санкт-Петербург» за неделю повысился на 3,0% – до 16550 пунктов.

Настрой участников рынка на рост цен на дизтопливо подтверждают результаты биржевых торгов: несмотря на повышение цен предложения за неделю на биржах МБНК и СПбМТСБ реализовано 24,4 тыс. т летнего и зимнего дизельного топлива.

Индекс «Кортес-Округ» (оптовый) по дизтопливу 26 октября составил:

 

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

ДФО

дизтопливо летнее

15538

+200

14550

+933

14425

+619

13888

+300

14633

+250

18375

-150

дизтопливо зимнее

17462

+550

15567

+834

15850

0

17442

+242

20250

+400

В Санкт-Петербурге, Владимире, Москве, Саранске, Ульяновске и Новосибирске «Кортес» на прошедшей неделе наблюдал рост цен АЗС на дизельное топливо. Как и в случае автобензина, никаких объективных причин для этого не было. По расчетам «Кортес», в среднем по России валовая маржа независимых АЗС по дизельному топливу сейчас находится на уровне 42-43%. Валовая маржа АЗС Москвы по дизельному топливу EN 590 на минувшей неделе составляла 28,2%.

Средние по РФ цены АЗС на дизтопливо 26 октября составили 18.05 руб./л (+0.04 руб./л).

 

Рынок мазута

К началу прошедшей недели средняя приведенная цена топочного мазута относительно NWE выросла до 8882 руб./т, а относительно Med увеличилась до 8847 руб./т с учетом налогов. Разница между средними ценами внутреннего рынка и приведенными котировками 19 октября относительно NWE составила 32 руб./т в пользу внутреннего рынка, а относительно Med – 67 руб./т также в пользу внутреннего рынка. В начале прошедшей недели экспорт топочного мазута в Европу и его реализация на внутреннем рынке практически сравнялись по доходности.

По данным «Кортес», 26 октября средние по РФ цены спотового рынка на топочный мазут М-100 составили 9272 руб./т.

Индекс «Кортес-Округ» (оптовый) по топочному мазуту 26 октября составил:

 

С-ЗФО

ЦФО

ПФО

ЮФО

УФО

СФО

топочный мазут

10338

0

9167

+242

9081

+259

9088

0

9300

+50

Повышение цен на мазут на прошедшей неделе, по данным «Кортес», оказалось менее выраженным в сравнении с дизельным топливом. В основном рост цен отмечался в Центральном и Приволжском федеральных округах. В Северо-Западном ФО цена на мазут на минувшей неделе не менялась, но, скорее всего, это связано с очень высокой стоимостью продукта на заводах округа в сравнении со средним по России уровнем. Тем не менее, сближение по прибыльности экспорта и внутреннего рынка может стать сигналом к дальнейшему повышению цен на мазут на спотовом рынке России.

 

Комментарии
Конфереция