Нефтяной клуб Петербурга предложил продавать части добываемой в России нефти через специальные биржи

Нефтяной клуб Петербурга выступил с инициативой о продаже части добываемой в России нефти через специальные биржи. Соответствующий законопроект вскоре будет рассматриваться Госдумой. Поддержку нововведению, судя по всему, окажет и ФАС. А вот владельцы вертикально интегрированных нефтяных компаний — против. Что, в общем-то, неудивительно.

Причиной озабоченности нефтяных ритейлеров стал неконтролируемый рост цен на топливо, который фиксируется последние месяцы. По мнению руководителя Нефтяного клуба Олега Ашихмина, сегодня на этом рынке минимум самого рынка, зато слишком много монополизма. «При нормальных рыночных отношениях, если продаётся много нефти, то цены идут вниз. Но у нас эти законы не действуют. Считаю, что для возникновения таких отношений нужно заставить нефтедобывающие компании продавать часть продукции через биржи. Их не нужно создавать: они и так существуют», - подчёркивает он.

По словам Ашихмина, достаточно обязать продавать на данных площадках 10% добываемой нефти, поскольку именно столько реализуется внутри страны (90% идёт на экспорт). В то же время попытки привлечь нефтяные компании на биржевые площадки на добровольной основе до сих пор оказывались малоудачными. Например, через биржу «Санкт-Петербург» в 2008 году было продано нефтепродуктов столько же, сколько реализует средняя петербургская заправка. Учитывая, что в России в год добывается около 500 млн тонн, то в случае принятия закона через петербургскую биржу могут проходить не менее 20 млн тонн в год (остальные 30 млн, видимо, придутся на две площадки в других городах), считают эксперты.

Характерно, что инициатива петербургских нефтетрейдеров возникла спустя несколько дней после того, как идею о структурных изменениях в российских нефтяных компаниях и отделении от них бизнеса АЗС высказал заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин. Поводом для этого стали, видимо, многочисленные сигналы о картельном сговоре  в отрасли со стороны региональных властей.

После этого руководитель петербургского УФАС Олег Коломийченко подтвердил, что вертикально интегрированные нефтяные компании устанавливают разную цену для собственных «дочек» и независимых продавцов, таких как, например, «Фаэтон» и ПТК. Впрочем, совладелец «Фаэтона» Михаил Снопок данный факт комментировать отказался.

А вот президент нефтяной компании (она относится именно к вертикально интегрированным) «Лукойл» Вагит Алекперов с доводами надзорного органа и независимых торговцев не согласился. По его данным, подобный опыт в зарубежных странах ни к чему хорошему не привёл. «Разделение добычи, производства и сбыта может негативно отразиться на качестве, поскольку в вертикально интегрированной компании покупатель бензина может дойти со своими жалобами и предложениями до высшего руководства. К тому же нынешняя система позволяет проводить более гибкую ценовую политику в условиях кризиса», - заявил он в начале недели на пресс-конференции в Екатеринбурге.

Аналитик агентства Digital Net Trader Артём Мкртычян считает, что за счёт преобладания на рынке вертикально интегрированных компаний стоимость топлива в Петербурге завышена на 5-6 рублей. «Таких компаний сейчас никак не меньше 60-70%, при этом доля независимых АЗС постоянно сокращается. Соответственно, цены формируют именно нефтедобывающие гиганты, что неправильно», - полагает он. По его прогнозам, государство может отказаться от разделения добычи от реализации нефтепродуктов (или отложить её) в случае, если розничные цены на бензин не будут расти в течение ближайших нескольких месяцев.

По данным мониторинга Аu92, средние розничные цены на бензины в Санкт-Петербурге и Ленобласти (расчет производится по ценам на более чем 650 АЗС) за сентябрь повысились в среднем на 2,5% или 54 копейки. В августе цены на бензины и дизельное топливо повысились в среднем на 0,7% или 14 копеек. В июле цены выросли почти на 1 рубль или на 5%. В июне - на 1 руб. 10 коп. или на 6%. В мае цены не менялись.

Комментарии
Конфереция