Вчера крупнейшая частная нефтяная компания ЛУКОЙЛ объявила о снижении с 1 октября отпускных цен на автомобильный бензин на 400—500 руб. за тонну. Сложившийся уровень наценки составляет сейчас 3,5—4 тыс. руб. на тонну и не предполагает роста розничных цен, отметили в компании. Кроме того, с целью недопущения возникновения дефицита на рынке нефтепродуктов и руководствуясь интересами потребителей, ЛУКОЙЛ перенес плановые ремонты своих НПЗ с сентября на ноябрь.
Действия компании Вагита Алекперова, очевидно, стали ответом на давление со стороны ФАС: 2 октября ведомство направило нефтяникам письма, попросив разъяснений по факту «поддержания и неснижения цен оптовой реализации нефтепродуктов в августе—сентябре, а также о мерах, предпринимаемых компаниями для приведения их к рыночному уровню». Причиной запроса стали более 430 разгневанных обращений в госорганы об установлении необоснованно высоких цен на бензин. В ФАС согласны, что на рынке существуют все условия для их снижения.
ЛУКОЙЛ стал второй компанией, отреагировавшей на претензии антимонопольщиков. Как рассказала начальник управления контроля ТЭК ФАС Елена Котелкина, о снижении цен в третьей декаде сентября (с примерно месячным лагом к мировой конъюнктуре) в своем ответе сообщила и ТНК-ВР. «Газпром нефть» проинформировала ведомство, что цены в августе—сентябре формировались на рыночных условиях с учетом повышенного сезонного спроса и дополнительных социальных обязательств перед аграриями и сектором ЖКХ. В ТНК-ВР не смогли прокомментировать ситуацию, в «Газпром нефти» лишь подтвердили отправку всех документов 5 октября. В этот день срок подачи ответов истек, но ЛУКОЙЛ и «Роснефть» попросили отсрочку.
Анализ документов будет завершен не ранее конца следующей недели, пояснила Елена Котелкина. После этого ФАС может принять решение о новом, уже третьем витке взысканий. Осенью 2008 года все четыре компании были признаны в установлении монопольно высоких цен. Размер штрафов составил 1,1—1,5 млрд руб. для каждой из компаний. В этом году ТНК-ВР, «Газпром нефть», «Роснефть» и ЛУКОЙЛ оказались вторично обвиненными в тех же нарушениях. Суммы взысканий для первых двух компаний составили 4,2 млрд и 4,7 млрд руб. соответственно, для «Роснефти» и ЛУКОЙЛа их размер пока не определен. Впрочем, все санкции ФАС оспариваются компаниями в судах.
Сейчас нефтяники активно демонстрируют готовность к диалогу с антимонопольщиками, в частности, пытаясь договориться о критериях рыночных и монопольно высоких цен. В ближайшие дни сторонам, возможно, удастся прийти к единому мнению о методике расчета стартовых цен на биржевых торгах. Однако нынешнее снижение нельзя рассматривать как добровольные шаги компаний: откат цен менее чем на 2% — это лишь «следование за полурыночным механизмом ценового регулирования» вслед за мировыми котировками, отмечает аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров. Но сейчас он реализуется лишь под давлением ФАС. В случае роста стоимости «черного золота» на мировых рынках бензин в России, очевидно, опять подорожает и без «помощи» антимонопольщиков.
Средние цены на нефтепродукты в России на 5 октября
|
Марка |
Цена, руб./т |
Изменение за неделю, руб. |
А-76/80 |
23218 |
-523 |
А-92/93 |
24845 |
-716 |
Аи-95/96 |
27056 |
-522 |
Д/Т летнее |
14709 |
-521 |
Д/Т зимнее |
16343 |
-437 |
Мазут топочный М-100 |
9616 |
-176 |
Авиационный керосин ТС/РТ |
15650 |
-485 |
Цены на АЗС |
Марка |
Цена, руб./л |
Изменение за неделю, руб. |
А-76/80 |
19,38 |
-0,01 |
А-92/93 |
22,53 |
-0,02 |
Аи-95/96 |
24,08 |
0 |
Д/Т |
18,12 |
-0,01 |
Источник: ИАЦ «Кортес» |