Правительство Украины готовится ввести государственное регулирование цен на нефтепродукты

Правительство Украины готовится ввести государственное регулирование цен на нефтепродукты. Соответствующее предложение на вчерашнем заседании Кабмина внесло Министерство экономики. Как сообщил министр экономики Богдан Данилишин, правительство вынуждено прибегнуть к кардинальным мерам, поскольку нефтетрейдеры не соблюдают условий меморандума о партнёрстве с Кабмином. В частности, они выходят за рамки ценового коридора, рассчитываемого специальной экспертно-аналитической группой. Также цены на АЗС не соответствуют расчётным цифрам Государственной ценовой инспекции.
На вторую декаду сентября экспертно-аналитическая группа установила коридор на уровне 7,65-7,89 грн за литр бензина А-95. На некоторых АЗС его стоимость в определённые моменты достигала 7,98 грн (снизившись за последние дни).
Резкий рост стоимости топлива наблюдался в первой половине августа. За две недели литр бензина А-95 подорожал почти на 1 грн, после чего цены продолжили расти. Это привлекло внимание правительства, давшего ряд указаний министерствам и ведомствам по контролю над действиями нефтетрейдеров.
В частности, Антимонопольному комитету было поручено проверить цены на АЗС. По состоянию на 14 сентября государственный орган проинспектировал 132 субъекта хозяйствования. У 52 компаний стоимость бензина превышала расчётные цифры экспертно-аналитической группы. 67 проверенных нефтетрейдеров вышли за рамки расчётов Государственной ценовой инспекции. При этом большинство собственников АЗС отказали в проведении проверок по формированию цены на их заправках.
Как будут определяться цены на нефтепродукты, в Минэкономики пока не сообщают. "Мы будем принимать решение о порядке расчёта (граничных цен) и порядке регулирования с учетом ситуации, сложившейся на розничном рынке", — сказал министр экономики Богдан Данилишин. Другие участники вчерашнего заседания Кабмина утверждают, что даже не располагают копией проекта постановления о госрегулировании. Этот вопрос не был предусмотрен повесткой дня, его представитель Минэкономики внёс "с голоса".
Тем не менее собеседник в Кабмине предположил, что, скорее всего, граничные цены на бензин будут устанавливаться на основании расчётов, которые уже проводит Государственная ценовая инспекция. В то же время министр Кабинета министров Пётр Крупко сообщил, что до следующего заседания Кабмина министерства и ведомства еще будут готовить свои предложения относительно стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов.
Участники рынка нефтепродуктов традиционно выступают против госрегулирования цен на автомобильное топливо. Они утверждают, что на данный момент цены формируются объективно — исходя из стоимости нефти и нефтепродуктов на мировых рынках. В то же время на недавнее резкое подорожание бензина повлияла девальвация гривни.
"Если правительство начнёт диктовать, какие цены должны быть в рознице, не учитывая мировую конъюнктуру и цены на оптовых рынках, это только повредит рынку", — считает председатель правления компании "Кристина" (владеет АЗС в Запорожской области) Владислав Петров.
Коммерческий директор сети АЗС "КЛО" Вячеслав Стешенко утверждает, что введение госрегулирования цен на бензин противоречит требованиям ВТО. Он также напомнил, что в 2005-м правительство уже пыталось ввести государственное регулирование. Вскоре после этого многие автозаправочные станции перестали реализовать топливо.
Стоит отметить, что ранее Антимонопольный комитет возложил часть ответственности за резкое подорожание бензина на Минтопэнерго. И.о. главы комитета Александр Мельниченко намекнул, что значительное влияние на стоимость топлива оказали так называемые ценовые коридоры, которые разрабатывает экспертно-аналитическая группа при энергетическом ведомстве.
Эти расчёты могут дать основания нефтетрейдерам для повышения расценок. Мельниченко пообещал, что комитет в ближайшее время направит свои рекомендации о деятельности экспертно-аналитической группы в Кабмин.
Комментарии
Конфереция