Санитарные нормы и проблемы деятельности АЗС, ТЭЦ, АТС

Деятельность АЗС, ТЭЦ, АТС, а также электроподстанций, дизель-генераторов и прочих автосервисных и инженерных сооружений нельзя назвать улучшающей состояние окружающей среды. Санитарные нормы, которые должны учитывать при выборе места их установки, разработаны. Нарушителей периодически привлекают к ответственности. На этом все обычно и заканчивается — уплатив штраф, предприятия продолжают работать, а жителям приходится либо писать все новые и новые жалобы, либо терпеть.
В Учебном переулке у дома 2 установлен дизель-генератор размером 4х1,5х2 метра, который снабжает электроэнергией новый бизнес-центр и работает и днем, и ночью. Расстояние от этого агрегата до окон жилого дома составляет 5 метров, в 20 метрах расположен детский сад. Жители квартала жалуются на круглосуточный шум под своими окнами, а также на резкие запахи выхлопных газов и разлитого дизельного топлива.
Жалоба жителей квартала, направленная на имя губернатора города, была услышана. Управление Роспотребнадзора по Калининскому и Выборгскому району провело внеплановую проверку и 14 июля 2009 года установило: уровень шума в дневное время превышает установленные нормы. Владельцам бизнес-центра было «выдано предписание об устранении нарушений законодательства», говорится в письме администрации Выборгского района. С тех пор прошел уже месяц, но генератор остается на прежнем месте и продолжает работать.
Бороться с подобными нарушениями практически невозможно. «По результатам проверки, при неисполнении предписания юридические лица-нарушители и их должностные лица могут быть привлечены к различным видам административной ответственности (в некоторых случаях, и к уголовной), вплоть до «административного приостановления деятельности», - объясняет старший юрист юридической компании Pen&Paper. Пока о приостановке деятельности предприятий и жилых зданий, подключенных к временным схемам электроснабжения, неизвестно.
По действующему законодательству появлению под своим окном шумящего или загрязняющего воздух предприятия можно противостоять на начальном этапе — во время общественных слушаний при проектировании этих объектов. Как объясняют юристы, нормы действующего законодательства устанавливают, что каждое действующее предприятие должно иметь проект организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ), включающий в себя обоснование ее предлагаемой границы, мероприятия по охране атмосферного воздуха, предложения по озеленению и благоустройству территории объекта и санитарно-защитной зоны, а также предложения по обеспечению уменьшения отрицательного воздействия (до установленных нормативов) на близко расположенную жилую застройку. Но представить компанию, которая будет разрабатывать подобный пакет документов для того, чтобы установить дизель-генератор, воображение отказывается.
К слову, без всяких проектов обходятся и более крупные предприятия. На Васильевском острове в доме 9 по 20-й линии уже больше года работает станция техобслуживания. Шиномонтаж и кузовные работы выполняются во дворе — замкнутом по периметру. Интересно, что в том же доме, рядом с СТО, расположено и предприятие общепита — каким образом Роспотребнадзор и СЭС согласовали такое соседство, остается только догадываться.
Но даже в тех случаях, когда проект разработан и выносится на публичное обсуждение, остановить процесс обычно не удается. Напомним, против строительства АЗС в Ломоносове на пересечении улиц Победы и Федюнинского проспекта (участок приобрело в аренду ООО «Сибнефть-Санкт-Петербург») местные жители возражали больше трех лет. Проект единогласно отклоняли на общественных слушаниях в 2006, в 2007 и в 2008 годах, жители города были настроены категорически против будущей заправки. Однако в конце 2008 года ее все-таки начали возводить — прямо под окнами жилых зданий и на территории, обозначенной в Генплане 2005 года как «рекреационная зона». Хотелось бы знать, будет ли в этом случае «административно прекращена деятельность предприятия», если Роспотребнадзор обнаружит негативное влияние на окружающую среду?
Комментарии
Конфереция