Возможно ли одновременно снизить цены на бензин и повысить налоги с нефтяных компаний?

Следующий год для российских нефтяных компаний может начаться неудачно. Вместо дальнейшего снижения налогового бремени российские чиновники планируют с 2010 года повысить ставки акцизов на нефтепродукты на 10% по сравнению с акцизами текущего года. Об этом журналистам сообщил источник в правительстве. Ранее акцизы на нефтепродукты не планировалось повышать до 2011 года, а с 2011 года предполагалось ввести дифференцированные ставки акцизов в зависимости от класса топлива.

В 2005-2009 г.г. ставка акциза на Аи-80 составляет 2 тыс. 657 руб. за тонну, на автомобильный бензин с иными октановыми числами - 3 тыс. 629 руб. за тонну, на дизельное топливо - 1 тыс. 80 руб. за тонну, на моторные масла - 2 тыс. 951 руб. за тонну. Единственное изменение - акцизы на нефтепродукты с 2009 года полностью зачисляются в бюджеты регионов. По приблизительным расчетам, повышение акцизов на 10% привет к увеличению налоговой составляющей в 1 литре бензина на 4%.

В своих интервью чиновники не один раз напоминали о том, что уже четвертый год не индексируют акцизы на нефтепродукты. По их словам - это была социальная мера, направленная на сдерживание инфляции. Получается, что в следующем году инфляция отходит на второй план, приоритетом станет дефицитный бюджет.

Но было бы ошибкой полагать, что приоритеты в правительственных ведомствах одинаковые. В последние месяцы Федеральная антимонопольная служба (ФАС) усиливает нажим на нефтяников, выдвигая все новые иски по поводу цен на бензин. Антимонопольное ведомство особенно волнует проблема "слишком медленного" снижения цен на бензин в начале года, после обрушения мировых цен на нефть. Как видно из графиков, замедленные по сравнению с мировыми ценами на нефть скачки цен на бензин происходят каждый год. И каждый раз представителям нефтяных компаний приходится объяснять, что наша налоговая система устроена таким образом, что цена на бензин хотя и зависит от мировых цен на нефть, но не может также быстро и резко изменяться в ту или другую сторону.

Многие знают, что сегодня в России цена бензина на 60% состоит из налогов (налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и разного рода сборы). Другая составляющая стоимости бензина - расходы на добычу сырья, транспортировка, обслуживание АЗС - порядка 30%. И только 10% можно условно отнести к прибыли.

Если сравнивать российские налоги с налогами в США, то налог на добычу и прочие сборы составляет там всего 20-30%. Если бы в России был такой же налог, то сегодня стоимость одного литра Аи-95 составляла около 15 рублей. При этом цены на многие товары стали бы немного ниже из-за снижения стоимости транспортировки.

Напомним, что в октябре прошлого года глава ФАС Игорь Артемьев в интервью телеканалу "Вести" сказал буквально следующее: "….у нас доля налогов в себестоимости производства нефти в 2,5 раза больше, чем в Соединенных Штатах". "Поэтому государство и так забирает в казну соответствующие налоги, которые потом идут на те же социальные программы через бюджет. Среди наших предложений - снизить акцизы и налог на добычу полезных ископаемых, это приведет к еще большему снижению цен на внутреннем рынке".

На стоимость топлива в РФ заметно влияет цена на нефть на международных биржах. Это происходит в частности потому, что многие налоги в нефтяной отрасли прямо или косвенно привязаны к мировым ценам. Так, при расчете ставки НДПИ, в соответствии со статьей Налогового кодекса РФ, есть коэффициент, учитывающий динамику мировых цен на нефть. Стоит отметить, наличие ставки НДПИ, "привязанной" к мировой цене на нефть, в свое время позволило заметно увеличить суммы налоговых поступлений в бюджет в условиях высоких мировых цен на нефть.

Вообще динамику цен на бензин в России вполне можно предвидеть. Для этого достаточно лишь следить за ценой на нефть. При этом стоит знать о некоторых важных деталях. Как считают эксперты, кривая цен на бензин на 3-4 месяца отстает от нефтяной (см. графики). Также отстают и темпы роста/падения цен на бензин от нефтяных котировок.

Так, с января по июль 2008 года цена на российскую нефть марки Urals выросла на 44%, а во второй половине года упала почти на 70%. В это же время цена на наиболее ходовой у нас 92-й бензин в первой половине 2008 года выросла менее чем на 20% и к концу года упала также на 20%, а к середине июня 2009 года снизилась еще на 11%, несмотря на то, что нефть стала дорожать с начала текущего года и к середине июня выросла на 63%. Бензин же, начав дорожать только в середине июня, вырос всего лишь на 11,5%. Кстати, с 10 июля нефть поползла вверх и уже превысила отметку в 70 долларов за баррель. Но, действующая система налогообложения не дает возможности нефтяным компаниям оперативно менять ценники на АЗС.

Если же мы хотим, чтобы цена на бензин также резко и быстро реагировала на падение цен на нефть, необходимо внести серьезные изменения в систему налогообложения нефтяной отрасли. Только тогда не стоит возмущаться, если бензин будет также быстро и резко дорожать вслед за нефтью. Государство, в лице ФАС, наверное, может заставить нефтяников снова снизить цены на бензин. Но в этом случае бюджет недосчитается значительных поступлений. Очевидно, поэтому правительство не только не спешит заметно снижать налоги на нефтяную отрасль, но и не устанавливает цены на топливо административными методами.

Комментарии
Конфереция