Средние по России цены спотового рынка на бензин Регуляр-92 к 27 июля снизились до 24888 руб./т, на Премиум-95 - до 26242 руб./т

Минувшая неделя ознаменовалась резким ростом мировых цен на нефть, а также началом и практически окончанием внутрироссийских торгов нефтью с поставкой в августе. Главные новости, как обычно, пришли из Уфы. Объем прокачки западносибирского сырья опять под вопросом, кроме того, львиную долю в структуре башкирской нефтепереработки в августе займет «Башнефть». Вполне логичный шаг «Системы», строящей на базе 6 разрозненных активов БашТЭКа полноценную ВИНК.

На минувшей неделе «Кортес» зафиксировал неоднородную динамику спотовых цен на автобензины: одни нефтяные компании и НПЗ цены снижали, другие, напротив, их повышали. Наконец, третьи производители цены не меняли, словно находясь в ожидании более весомых поводов к корректировке цен. Точно такая же картина сложилась на спотовом рынке дизельного топлива. Мазут в основном дорожал – рост мировых котировок нефти, очевидно, вдохновил производителей на повышение спотовых цен.

Повышения-понижения спотовых цен на автобензин и дизтопливо, зафиксированные «Кортес» в течение минувшей недели, свидетельствуют о желании производителей сохранить текущий высокий уровень цен на рынке моторного топлива на период заключения крупных контрактов на поставку продукции в августе. Следовательно, поводами к росту спотовых цен на нефтепродукты в ближайшее время могут послужить практически любые «благоприятные» новости – начиная с конъюнктуры мирового рынка нефти и увеличения объемов экспорта, и заканчивая плановыми ремонтами на НПЗ.

С началом активной фазы контрактования августовских объемов продукции, ждать ощутимого снижения цен не приходится. Мировые котировки нефти по итогам недели продемонстрировали уверенный рост, и если баррель закрепится выше отметки в $70, спотовые цены на нефтепродукты в России начнут уверенно расти практически повсеместно. Прямое следствие такого сценария: на АЗС бензин в течение августа продолжит дорожать.

Мировые цены на нефть за минувшую неделю ощутимо повысились. Фьючерсный контракт на баррель нефти сорта Brent на открытии торгов в понедельник стоил $65,15/bbl, а на закрытии в пятницу его цена составляла $70,26/bbl.

Пара EUR-USD на рынке Forex в течение недели демонстрировала существенную волатильность, тем не менее, она держалась на достаточно высоких уровнях, что технически способствовало покупкам нефтяных фьючерсов.

По данным API, коммерческие запасы сырой нефти в США с 10 по 17 июля выросли на 3,098 млн bbl, запасы бензинов увеличились на 1,333 млн bbl, и запасы тяжелых дистиллятов повысились на 147 тыс. bbl. Импорт сырой нефти снизился на 563 тыс. bbl/день – до 8,924 млн bbl/день.

По данным Минэнергетики США, коммерческие запасы сырой нефти в стране с 10 по 17 июля снизились на 1,8 млн bbl и достигли 342,7 млн bbl, что выше показателя на аналогичную дату предыдущего года на 16%; запасы бензинов увеличились на 0,8 млн bbl и достигли 215,4 млн bbl, что на 3,2% выше показателя на аналогичную дату 2008 года; запасы тяжелых дистиллятов возросли на 1,2 млн bbl и достигли 160,5 млн bbl, что оказалось на 26,9% выше показателя на аналогичную дату 2008 года. Переработка нефти снизилась с 15,105 млн bbl/день до 14,779 млн bbl/день, а загруженность НПЗ уменьшилась с 87,9% до 85,8%. Импорт нефти снизился с 9,549 млн bbl/день до 9,203 млн bbl/день.

Отраслевые эксперты прогнозировали сокращение запасов сырой нефти в США на 2,0-2,2 млн bbl, увеличение запасов бензинов на 650-700 тыс. bbl и рост запасов тяжелых дистиллятов на 1,5-1,7 млн bbl. Таким образом, запасы сырой нефти сократились в несколько меньшей степени, а запасы бензинов увеличились чуть больше по сравнению с прогнозами экспертов. Рост запасов тяжелых дистиллятов оказался существенно ниже ожиданий участников рынка.

Удорожание нефтяных фьючерсов в течение недели поддерживал стабильный рост на фондовых площадках. Промышленный индекс DJIA к 23 июля повысился до 9069,3 пунктов (с 8848,1 пунктов по состоянию на 20 июля). При этом индекс DJIA впервые за 6 месяцев превысил по итогам дня значение 9000 пунктов. В пятницу DJIA достиг 9093,2 пунктов. Тем временем, по состоянию на четверг повышение индекса высоких технологий NASDAQ продолжалось на протяжении 12 сессий – это самый длительный период непрерывного роста за последние 17 лет.

Поддержку нефтяному рынку оказало заявление главы ФРС США Бена Бернанке, по словам которого в последние несколько месяцев в экономике США наметились «значительные улучшения», несмотря на то, что финансовые условия все еще остаются тяжелыми.

Во второй половине недели способствовала росту цен на нефть макроэкономическая статистика из США, свидетельствующая о росте продаж жилья третий месяц подряд. В июне продажи жилья в США увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 3,6% и составили 4,89 млн объектов, что оказалось самым высоким показателем с октября 2008 года.

Сводки о безработице были менее оптимистичными. Число первоначальных требований по выплате пособия по безработице в США за неделю, завершившуюся 18 июля, повысилось по сравнению с аналогичным показателем предшествующей недели на 30 тыс. и составило 554 тыс. Тем не менее, опубликованные данные оказались лучше прогнозов аналитиков, которые ожидали 560 тыс. новых обращений за пособием.

В России торги нефтью с поставкой в августе начались в понедельник. Котировки нефти на мировом рынке в то время уже уверенно росли, поэтому надежды покупателей на уровень цен в пределах 7000-7200 руб./т не оправдались. «Сургутнефтегаз» предложил сырье с поставкой в августе по цене 8200 руб./т (УУ Сургут), что оказалось на 700 руб./т ниже средних котировок нефти в июле.

В конце недели на российском рынке нефти сохранялась сложная обстановка. Все внимание участников было сосредоточено на Уфимской группе НПЗ. «Транснефть» согласовала прокачку на Уфимские заводы в августе лишь 900 тыс. тонн западносибирской нефти, поэтому продажа ранее согласованных 300 тыс. тонн нефти оставалась под вопросом.

Крупнейшим переработчиком нефти, закупаемой на спотовом рынке РФ, в августе станет «Башнефть». Компания заключила долгосрочные контракты на поставку сырья по формульной цене с ЛУКОЙЛом (ежемесячный объем поставок 400 тыс. тонн нефти) и ТНК-ВР (200 тыс. тонн).

Таким образом, в течение короткого периода времени после консолидации «Системой» примерно 2/3-3/4 акций каждого из 6 предприятий БашТЭКа мы стали свидетелями начала формирования на базе этих активов полноценной ВИНК и сокращения совокупной доли давальцев в структуре нефтепереработки на Уфимской группе НПЗ.

Строительство крупной сети АЗС с целью занятия существенной доли в российском нефтепродуктовом ритейле – сложная задача, которая не может быть решена в одночасье. Тем не менее, производимое «Башнефтью» моторное топливо, несомненно, будет пользоваться высоким спросом, и проблем с его продажей оптовыми и мелкооптовыми партиями не возникнет. В России в настоящее время действует топливный техрегламент, в котором установлены жесткие требования к качеству автобензина и дизтоплива. В то же время, Уфимская группа НПЗ представлена высокотехнологичными предприятиями, которые способны производить моторное топливо по нормам Евро-3 и Евро-4.

Рынок автобензина

К началу минувшей недели средняя приведенная цена на автобензин марки Премиум-95 относительно NWE увеличилась до 18373 руб./т, а относительно Med выросла до 17747 руб./т с учетом налогов. Разница между средними ценами внутреннего рынка и приведенными котировками к 20 июля относительно NWE составила 7397 руб./т в пользу внутреннего рынка, а относительно Med – 8023 руб./т также в пользу внутреннего рынка.

Таким образом, в начале прошедшей недели сохранялась очень высокая премия при поставке автобензина на внутренний рынок РФ по сравнению с его экспортом в NWE и Med. Существенное превышение доходности от продаж автобензина на внутреннем рынке отчасти определило продолжение снижения спотовых цен, зафиксированное «Кортес» на некоторых НПЗ.

В начале недели ситуация на спотовом рынке автобензина в целом была противоречивой. С одной стороны, предложений объемов на свободном рынке было немного, но с другой, трейдеры предоставляли «скидки на объем», следовательно, физического дефицита бензинов не ощущалось.

Позицию участников рынка в начале недели можно было охарактеризовать словом «выжидательная», однако не все компании могли себе позволить придерживать продукцию. После 20 июля давальцы Уфимской группы НПЗ обязаны предоставить отгрузочные реквизиты на весь объем продукции до конца текущего месяца. Фактически это означает необходимость законтрактовать все остающиеся объемы нефтепродуктов. Кроме этого, увеличению количества предложений нефтепродуктов на рынке способствовали начало торгов нефтью с поставкой в августе и потребность давальцев в оборотных средствах.

В первой половине недели ОрскНОС существенно скорректировал (понизил) спотовые цены на автобензин «к уровню рынка». Напротив, ТНК-ВР в начале недели корректировала спотовые цены на автобензины Саратовского НПЗ и Рязанской НПК в противоположных направлениях.

Автобензины у «Роснефти» в дефиците уже в течение месяца. Этот фактор обеспечил повышение спотовых цен на автобензин, зафиксированное «Кортес» в начале и в конце недели на Ачинском, Ангарском и Комсомольском НПЗ. Приближающийся плановый ремонт Ачинского НПЗ – причина для сохранения дефицита бензинов и продолжения роста, либо стабилизации на высоком уровне спотовых цен на автобензины у «Роснефти».

К концу недели внутренние факторы, а также рост мировых цен на нефть привели к заметному увеличению торговой активности на спотовом рынке нефтепродуктов. Производители во второй половине недели намекали на рост объемов экспорта нефтепродуктов в следующем месяце и предлагали не медлить с контрактованием объемов. Покупатели этому «совету» следовали и активно подавали заявки на августовские объемы.

В целом за минувшую неделю ощутимо подешевели все марки автобензина на КиришиНОС. В частности, поясняют корреспонденты «Кортес», во второй половине недели КиришиНОС выпустил на свободный рынок крупную партию бензина Регуляр-92, в связи с чем спотовая цена на этот продукт существенно понизилась.

На Московском НПЗ и ЯрославНОС «Газпром нефть» во второй половине недели скорректировала спотовую цену на бензин Регуляр-92 к одному уровню. Это могло быть связано с выпуском на рынок остававшихся нереализованными июльских объемов автобензинов и желанием производителя дополнительно заработать за счет высокой премии внутреннего рынка.

В свою очередь, снижение спотовых цен на все марки автобензинов на Уфимской группе НПЗ и СалаватНОС, зафиксированное «Кортес» во второй половине недели, стало результатом пересмотра давальцами цен на продукцию с учетом снизившейся стоимости сырья с поставкой в августе.

По данным «Кортес», средние по РФ цены спотового рынка 27 июля составили (включая все налоги):

  • на автобензин Нормаль-80                     21 624 руб./т (-126 руб./т)
  • на автобензин Регуляр-92                       24 888 руб./т (-192 руб./т)
  • на автобензин Премиум-95                     26 242 руб./т (-97 руб./т)

«Газпром нефть» на минувшей неделе не изменяла оптовые цены на бензин Московского НПЗ, а «Татнефть» незначительно снизила цену бензина Регуляр-92. У ряда трейдеров московского региона мелкооптовые цены на автобензин по итогам недели понизились. Индекс «Кортес-Володарка» на автобензин Нормаль-80 по итогам минувшей недели снизился на 1,1% и составил 23400 пунктов, на Регуляр-92 – повысился на 1,0% (до 25050 пунктов) и на Премиум-95 – возрос на 1,5% (до 26500 пунктов).

На рынке СПб и Ленобласти «Сургутнефтегаз» не изменял оптовые цены на автобензин КиришиНОС, а в мелкооптовом сегменте цены как росли, так и понижались.

Цены на ЛПДС на автобензин по итогам недели изменились несущественно.

За прошедшую неделю в ходе биржевых торгов было реализовано 480 тонн из выставлявшихся 2820 тонн автобензина Нормаль-80 по ценам 20900-24500 руб./т; 1680 из 3780 тонн Регуляр-92 (22600-29800 руб./т); 240 из 1740 тонн Премиум-95 (29300-30400 руб./т) и 180 из 480 тонн Супер-98 (29500-29700 руб./т). Цены сделок по бензину Премиум-95 существенно повысились по сравнению с уровнем, установившимся на предшествующей неделе, а по Нормаль-80 – понизились.

Во вторник «Роснефть» выставила на торги на МБНК автобензины Ангарского НПЗ, Комсомольского НПЗ и Самарской группы НПЗ минимальными лотами (по 60 тонн), а автобензин с Ачинского НПЗ на торги не выставлялся. В четверг «Роснефть» выставила на торги уже августовские объемы автобензина: со всех НПЗ, но малыми лотами по 60-120 тонн.

22 июля состоялись очередные торги на ЭТП «Газпром нефти». Цены сделок по бензинам снизились по сравнению с уровнем предшествующей недели.

На минувшей неделе в рознице автобензин продолжил дорожать. Так, максимальный рост цен АЗС на бензин «Кортес» наблюдал в Москве (+2.2 руб./л на Супер-98), Красноярске (+2.0 руб./л на Супер-98) и во Владивостоке (+1.80-1.85 руб./л в зависимости от марки). Напротив, в Курске, Ярославле, Пскове и Оренбурге «Кортес» зафиксировал снижение цен АЗС на отдельные марки автобензина.

Средние по России цены АЗС 27 июля составили (включая все налоги):

  • на автобензин Нормаль-80                     18.11 руб./л (+0.16 руб./л)
  • на автобензин Регуляр-92                       21.45 руб./л (+0.20 руб./л)
  • на автобензин Премиум-95                     22.95 руб./л (+0.21 руб./л)

Рынок дизтоплива

К началу минувшей недели средняя приведенная цена на дизтопливо относительно NWE повысилась до 13298 руб./т, а относительно Med увеличилась до 12559 руб./т с учетом налогов. Разница между средними ценами внутреннего рынка и приведенными котировками к 20 июля относительно NWE составила 507 руб./т в пользу внутреннего рынка, а относительно Med – 1246 руб./т также в пользу внутреннего рынка.

В начале прошедшей недели реализация дизельного топлива на внутреннем рынке РФ была выгоднее его экспорта в NWE и Med, в то же время, эффективность экспортного и внутреннего направлений поставок дизтоплива сблизилась по сравнению с предшествующими периодами.

В начале прошедшей недели «Кортес» на многих НПЗ зафиксировал снижение спотовых цен на летнее дизельное топливо. Причинами этому послужили премия при реализации дизтоплива на российском рынке, а также падение внутреннего потребления дизтоплива, наблюдающееся с начала кризиса.

Росту предложения объемов дизтоплива на спотовом рынке, как и в случае автобензина, способствовало требование к уфимским давальцам после 20 июля предоставить отгрузочные реквизиты на весь объем продукции до конца текущего месяца и начавшиеся торги нефтью с поставкой в августе.

Существенный рост цен на летнее дизтопливо в начале недели «Кортес» наблюдал на ОрскНОС (при этом свободных объемов в наличии не было), и на ТАИФ-НК (после чего спотовая цена на летнее ДТ на этом заводе оказалась самой высокой в Приволжском ФО).

К концу недели торговая активность на спотовом рынке дизтоплива заметно возросла. Как и в сегменте автобензина, производители намекали на увеличение объемов экспорта нефтепродуктов в следующем месяце и предлагали не медлить с контрактованием объемов. Покупатели этому «совету» следовали и активно подавали заявки на августовские объемы дизтоплива.

Тем не менее, динамика спотовых цен на летнее дизтопливо во второй половине недели оставалась неоднородной: на одних НПЗ цены снижались, а на других росли.

Так, в Сибирском ФО «Кортес» по результатам биржевых торгов зафиксировал практически повсеместное снижение спотовых цен на летнее и зимнее дизтопливо. Резко снизились спотовые цены на зимнее дизтопливо на Ангарском НПЗ, хотя по сниженной цене была реализована крупная партия продукции.

Напротив, во второй половине недели ощутимо подорожало летнее ДТ на всех НПЗ ЛУКОЙЛа. На Уфимской группе НПЗ и СалаватНОС спотовые цены на летнее дизтопливо во второй половине недели были скорректированы в сторону увеличения, при этом их уровень не превысил среднерыночный для Приволжского ФО. Причиной роста спотовых цен, очевидно, послужило улучшение конъюнктуры мирового рынка нефти.

По данным «Кортес», средние по РФ цены спотового рынка 27 июля составили (включая все налоги):

  • на летнее дизельное топливо                 14 220 руб./т (+86 руб./т)
  • на зимнее дизельное топливо                 15 622 руб./т (-194 руб./т)

На рынке Москвы и МО «Газпром нефть» несколько повысила оптовую цену на летнее дизтопливо Московского НПЗ, а «Татнефть», наоборот, снизила ее. Такую же неоднородную динамику цены на дизтопливо «Кортес» наблюдал и в мелкооптовом сегменте московского рынка нефтепродуктов. Индекс «Кортес-Володарка» на дизтопливо летнее S 0,2% по итогам минувшей недели повысился на 1,1% и составил 14595 пунктов, а на дизтопливо по нормам EN-590 возрос на 1,3% – до 14800 пунктов.

На рынке СПб и Ленобласти «Сургутнефтегаз» не изменял оптовую цену на летнее ДТ, а в мелкооптовом сегменте «Кортес» по итогам минувшей недели зафиксировал снижение цен у многих региональных трейдеров.

На большинстве ЛПДС дизтопливо на прошедшей неделе несколько подешевело.

В ходе биржевых торгов на минувшей неделе было реализовано 5760 тонн летнего ДТ S 0,2% из выставлявшихся 18480 тонн по ценам 15300-19050 руб./т и 180 из 2160 тонн ДТ летнего S 0,05% (15550 руб./т). Сделок по зимнему и арктическому дизтопливу на прошедшей неделе не было.

В ряде регионов «Кортес» по итогам минувшей недели зафиксировал снижение цен АЗС на дизтопливо, причиной чему, очевидно, послужило снижение спотовых цен на дизтопливо, продолжающееся уже в течение месяца. В частности, дизтопливо подешевело на АЗС Архангельска, Тулы, Сыктывкара, Владимира, Нижнего Новгорода, Кирова, Чебоксар, Перми, Ижевска, Екатеринбурга, Тюмени, Новосибирска, Омска и Красноярска. С другой стороны, во многих регионах розничная цена дизтоплива на минувшей неделе не менялась.

Средние по РФ цены АЗС на дизельное топливо 27 июля составили 18.19 руб./л (-0.24 руб./л), включая все налоги.

Рынок мазута

К началу прошедшей недели средняя приведенная цена на топочный мазут относительно NWE снизилась до 7943 руб./т, а относительно Med уменьшилась до 8003 руб./т с учетом налогов. Разница между средними ценами внутреннего рынка и приведенными котировками к 20 июля относительно NWE составила 132 руб./т в пользу экспорта, а относительно Med – 192 руб./т также в пользу экспорта. В начале завершившейся недели экспорт топочного мазута в NWE и Med был чуть выгоднее его реализации внутреннем рынке РФ.

В начале минувшей недели «Кортес» наблюдал рост спотовых цен на топочный мазут на Московском НПЗ.

Во второй половине недели спотовые цены на мазут увеличились на всех НПЗ ЛУКОЙЛа и ТНК-ВР, а также на Омском НПЗ и Уфимской группе НПЗ. Напротив, снижение спотовых цен «Кортес» зафиксировал на ЯрославНОС, Ангарском НПЗ и Астраханском заводе «Газпрома».

По данным «Кортес», 27 июля средние по РФ цены спотового рынка на топочный мазут М-100 составили 8 661 руб./т (+98 руб./т) включая все налоги.

В ходе биржевых торгов на минувшей неделе было реализовано 3600 тонн мазута из выставлявшихся 11600 тонн по ценам 8100-9150 руб./т. Судя по результатам биржевых торгов, спрос на мазут на внутреннем рынке увеличился. На минувшей неделе было реализовано в 20 раз больше топочного мазута, чем в течение предшествующей недели.

Возросший внутренний спрос и благоприятная конъюнктура мирового рынка, очевидно, воодушевили многих производителей на повышение спотовых цен на мазут в конце минувшей недели.

 

Комментарии
Конфереция