Online-интервью с Игорем Артемьевым: о ценах на бензин и на авиабилеты, о конкуренции, об антимонопольном регулировании

1. Про цены на бензин

Борис. Для чего вообще существует Ваша служба, чем она занимается, если ситуация с ценами на бензин (авиабилеты, интернет и прочее) ухудшается с каждым годом, всякого рода монополисты, несмотря на Ваши действия и (смешные для них) штрафы, повышают стоимость товара/услуги согласно своей безграничной жадности? Может, стоит национализировать основные отрасли в России (транспорт, нефтянку) и устанавливать государственные цены - раз рыночными методами и давлением Вашей организации процессы ценообразования регулировать невозможно?

- Государство, как правило, не является самым эффективным собственником. Наиболее правильный способ снизить стоимость товаров и услуг – здоровые конкурентные условия, которые не могут возникнуть одним взмахом волшебной палочки. Это долгая и кропотливая работа, в которую входит не только пресечение монополистической деятельности, но и развитие законодательной базы. Кроме того, крайне важным является и самый емкий пункт - создание условий для развития конкуренции, предложения, в частности, содержатся в Программе по развитию конкуренции, утвержденной правительством РФ.

Павел.СПб. Уважаемый, Игорь Юрьевич, почему цены на бензин завязываются на такие марки нефти, как Брент и Лайт-Свится, когда мы экспортируем Юралс и др.? И как с этим бороться? Второй, можете ли Вы назвать реальную стоимость 1-го литра бензина Аи-92? Спасибо.

- Нефть марки Urals, добываемая в России, не котируется на биржах, цена на нее рассчитывается исходя из цены на нефть марки Brent. Точную реальную стоимость бензина могут показать рыночные ценовые индикаторы, например, открытые торги или биржи, на которых будет реализовываться достаточное количество нефтепродуктов.

Тимур. Считает ли ФАС обоснованным значительное летнее повышение цен на бензин? Проведены ли проверки, и каковы выводы?

- Мониторинг ведется постоянно. Повторюсь, что нынешние ценники на заправках – это результат нарушения компаниями законодательства на оптовом рынке нефтепродуктов в мае-июне. За это компании понесут серьезное наказание. Если проявятся нарушения и в дальнейшем, то будем возбуждать новые дела.

Алексей. Мордовия 14 июля 2009 г. Цена за 1 л. 92 бензина 22 руб. Пенза 14 июля 2009 г. Цена за 1 л. 92 бензина 20 руб. P.S. Разница между бензоколонками 40 км. Почему так?

- Нужно посмотреть, какова стоимость бензина на других заправках в Мордовии, если в радиусе 15-18 км от той, что продает бензин по 22 рубля, есть АЗС на которых стоимость 92-го 21 рубль и ниже, то здесь признаков нарушений нет, у граждан есть выбор. В случае же, если в границах товарного рынка нет больше заправок, то, возможно, есть признаки злоупотребления доминирующим положением. В любом случае, гражданам следует обращаться в свое региональное УФАС, там жалобу должны принять к рассмотрению и дать ответ в установленные сроки.

Варнасов Ефим. Как Вы можете прокомментировать следующие цифры: цена АИ-92 в Ульяновске с мая выросла с 16,50 до 20,50 (на 4 рубля) - это 25%. В целом по России - ситуации такая же. Факторы, определяющие себестоимость бензина для внутреннего рынка, не изменились. Тогда почему нефтяные компании снова резко подняли цены? Или из-за роста мировых цен на нефть они опять сокращают предложение на внутреннем рынке, тем самым повышая цены?

- Да, в мае и июне нефтяные компании изымали нефтепродукты из оборота, тем самым вызвали искусственный дефицит и ажиотажный спрос среди закупочных организаций. То, что мы сейчас наблюдаем на заправках, это как раз и есть результат их действий. Сейчас на АЗС реализуется топливо, закупленное по завышенным ценам. Действия нефтяных компаний квалифицируются как злоупотребление доминирующим положением, и за это мы их серьезно оштрафуем.

Марьяна. Живу в Иркутской области город Ангарск. При стоимости нефти за 150 долларов стоимость 92 бензина у нас достигала 28 рублей. Затем цены на нефть пошли вниз, а цены на бензин (не без вашего участия) тоже со скрипом поползли вниз, и при стоимости нефти в 45 долларов цена на 92 бензин составила 18 рублей. На сегодня, нефть стоит 59 долларов, а 92 бензин уже 24 рубля. Почему у нас все не как у людей? Тем более у нас в городе работает НПЗ Роснефти.

- Повторюсь, что в начале года, а также в мае-июне крупнейшие ВИНКи совершили безобразные действия по изыманию из обращения нефтепродуктов, спровоцировав ажиотажный спрос среди закупочных организаций. Перекупщики закупили топливо и сегодня продают его исходя из тех «задранных» оптовых цен. ВИНКи понесут за это наказание. Две компании уже признаны нарушившими, уже сейчас определяется размер штрафа для них с учетом повторности нарушения и тяжести экономических последствий. Решение еще по двум ВИНКАМ, думаю не за горами.

Владимир. Почему в Забайкальском крае цены на бензин с начала июля 26-17 рублей, тогда как в соседних Амурской области, которая дальше от нефтеперегонных заводов и ближней Бурятии на 5 рублей меньше?

Андрей Неделяев. Подскажите, пожалуйста, почему не регулируются цены на такой социально значимый товар, как жилье? И что ФАС делает и намерена предпринимать для развития конкуренции в сфере строительства жилья?

- Потому что на этом рынке монополизация может возникнуть лишь искусственно, как результат ценового сговора, как между компаниями, так и между государственными чиновниками и компаниями. Новые поправки в законодательство, подписанные президентом РФ, помогут бороться нам с этим.

Рубцов Алексей, Красноярск. Опять про бензин. Почему цена за баррель нефти упала почти в три раза, а цены на бензин остаются на прежнем уровне? Было небольшое понижение до 17 рублей, но через месяц опять все встало на свои места.

- Осенью прошлого года и в начале нынешнего снижение было довольно существенным. В среднем по стране 20-30%. Однако, мы считаем, что в начале года, а также в мае-июне нефтяные компании допустили необоснованный рост цен в оптовом сегменте, что, естественно, отразилось и на рознице. Это было сделано, в том числе и путем изъятия нефтепродуктов с внутреннего рынка, в стране появился искусственный дефицит нефтепродуктов. Появился ажиотажный спрос среди перепродавцов. Как итог, сегодня на заправках продается бензин, закупленный по тем сумасшедшим ценам. По данным нарушениям проведены антимонопольные расследования, по двум компаниям решения уже приняты, два других дела будут в ближайшее время рассмотрены. Факт повторного нарушения будет учтен при определении размеров штрафов.

Сергей. Здравствуйте. Почему в Иркутской области такой образцово-показательный произвол с ценами на бензин? Могут ли местные власти как-то регулировать цену на бензин?

Андрей Николаевич. В городе Чите и Забайкальском крае стоимость бензина на 14.07.2009 год составляет 95 - 28 руб., 92 - 26 руб., цена выросла за июнь-июль на 2-3руб., знаете ли Вы о том, что это самые высокие цены в регионе? Местный УФАС беспомощен, все заведенные дела о сговоре розничных продавцов успешно провалил в связи с процессуальными нарушениями и слабой доказательной базой. При этом местный УФАС не принимает мер к оптовым поставщикам топлива в регион, которые отпускают топливо по региональному принципу, цены оптовых продавцов зависят о региона отправки вагонов с топливом и для Забайкальского края отличаются на 5-6 руб., от иных регионов - Иркутской области, Республики Бурятия. Приходится покупать топливо на Республику Бурятию, а потом отправлять в Забайкальский край.

- Нет, местные власти никак не могу участвовать в регулировании цен на бензин. Цены на топливо не являются регулируемыми. Повышение цен происходит не только в Иркутской области, а во всех регионах страны. Но нам стоит еще раз посмотреть, что происходит у вас.

Александр. Почему бензин в Волгограде подорожал за лето на 15%? Ради чего штрафовали топливных монополистов?

- Если бы их не штрафовали, то осенью бензин не подешевел бы на 30%. Мы считаем, что подорожал бензин из-за нарушений компаниями антимонопольного законодательства на оптовом рынке нефтепродуктов. Необходимо планомерно заниматься борьбой с монополизмом, тогда будет позитивный результат для всех, пусть не сразу, но в любом случае будет.

Лех. Какова в среднем по стране себестоимость литра бензина?

- Примерно 20 -21 рубль, 92-й бензин

Баранов Александр. Как так получается, качество ГСМ низкое, цены выше, чем в Штатах, все НПЗ практически остались с СССР и по определению не могут производить качественный продукт? Ваше мнение по этому поводу.

- Все крупнейшие из ныне действующих нефтеперерабатывающих заводов были построены еще в период плановой экономики в привязке к определенным нефтедобывающим мощностям и для обеспечения нефтепродуктами определенных территорий. Действительно, развитию конкуренции препятствует дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и нефтехранилищ, высокие экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков.

Александр. Когда Ваша служба будет работать по вопросу регулирования цен на бензин?

- Думаю, что таких функций у службы не будет никогда. Действующим у нас в стране законодательством не предусмотрено регулирование цен на бензин. Мы выступаем против подобного рода регулирования. Хотя не исключено, что многие граждане предпочли бы госрегулирование тому «рыночному» ценообразованию, которое им предлагают крупнейшие нефтяные компании. Все же наша цель, чтобы цены формировались в условиях здоровой конкурентной среды, на рыночной основе.

Герман. Уплачены ли реально штрафы, наложенные на нефтяные компании в связи с завышением цен на бензин? Имеет ли ФАС реальную возможность добиться справедливой цены на бензин, реализуемый гражданам?

- Нет, нефтяные компании штрафы пока не заплатили. Нефтяники пользуются своим законным правом на оспаривание решений ФАС в судах, поэтому привлечение их к ответственности затягивается до окончательного решения судов.

Юрий. Добрый день! Я живу в Нижнем Новгороде. Меня очень интересует ценообразование на бензин в нашем регионе. "Так получилось", что компания Лукойл фактически занимает монопольное положение на оптовом рынке. Может, уже пора государству принять меры и навести порядок?

- Да, нужно. И насколько я знаю, Нижегородское УФАС России уже возбудило дело в отношении «дочки» Лукойла в регионе. Планируется, что дело будет рассмотрено в последних числах июля.

Александр (Г. А. А.). Уважаемый Игорь Юрьевич! Почему руководство страны бездействует и допускает такой рост цен на бензин, не поддающийся уже никакой критике? Вы заявляете, что стоимость бензина в 20 рублей за литр - нормальная стоимость! С чего Вы это взяли? В какой стране, кроме России, добывающей нефть в соизмеримых объемах, есть хоть приближенные цены на внутреннем рынке? Не считаете ли Вы, что стоимость бензина на внутреннем рынке все же должна регулироваться? Например, верхний предел стоимости - 5 рублей?

- Уважаемый Александр, не нужно забывать, что в стоимости бензина есть достаточно большая налоговая составляющая, которая выше, чем в США и многих других странах. Если сложить издержки по добыче, переработке, реализации и т.д. плюс налоги, то стоимость бензина не может быть ниже этой величины. Естественно, нельзя забывать и о прибыли компаний, иначе какой смысл в их существовании. С чем действительно нужно бороться, так это с монопольной составляющей в конечной стоимости бензина. Когда называлась цифра – ниже 20 рублей, то имелась в виду стоимость топлива за вычетом как раз последней.

Дмитрий Г. Уважаемый Игорь Юрьевич! В настоящее время литр АИ-92 в Новосибирске стоит 22,5 руб. при стоимости нефти в 60 долл. Прошлым летом аналогичная цена на бензин была при стоимости барреля более чем в 100 долл. Разве подобный уровень цен является обоснованным? Или высокие цены на бензин являются намеренной политикой государства по изъятию лишних денег из экономики и восполнению выпадающих доходов бюджета? Нет ли планов по установлению государственного регулирования цен на бензин? Заранее спасибо за ответ!

- Нет, политикой государства высокие цены на бензин не являются. Наоборот, руководство страны настаивает на рыночном ценообразовании, скорейшем развитии рыночных индикаторов, которые могли бы показать, какова точная стоимость нефтепродуктов, основываясь на балансе спроса и предложения. Потому что от высоких цен на топливо страдает, например, сельское хозяйство, растут цены на продукты и т.д., растет инфляция. Госрегулирования не будет.

Оксана Андреевна г.Абакан. Хотелось бы узнать, почему в Хакассии цены на бензин за три месяца подскочили на 5-6 рублей, это с 18 рублей в апреле 2009г, до 24-25 рублей за литр на сегодня? Это при том, что в Москве цены почти не изменились.

- В Москве цены также изменились в сторону повышения. В Москве и Санкт-Петербурге на топливных рынках присутствует сравнительно высокая конкуренция, поэтому рост более сдержан, в остальных же регионах доминируют 1-2 крупных игрока, которые иногда вытворяют все, что им вздумается. Задача наших территориальных органов – вести борьбу с такими проявлениями. Граждане также могут сделать свой вклад, направляя жалобы на действия тех или иных компаний, заявления могут быть приобщены к делам или стать поводом для возбуждения таковых.

Баранов Евгений. Здравствуйте, Игорь Юрьевич. Ответьте, пожалуйста, на вопрос связанный с бензином. Почему раньше падение стоимости барреля было взаимосвязано с падением цен на бензин, сейчас же все наоборот. Кто за этим осуществляет контроль? Спасибо!

- Прямой взаимосвязи не было особо никогда, по крайней мере, не в нашей стране из-за монополистических действий крупнейших компаний. Сейчас ситуация меняется. А контроль осуществляет антимонопольная служба.

Алексей. Добрый день. В Венесуэле можно заправить автомобиль (полный бак, 40 литров) за 30 рублей. В Иране полный бак (70 литров) стоит $1. В Москве я заправляю полный бак (40 литров) примерно за 1 тыс. рублей. Не кажется ли Вам такая разница унизительной для нашей страны? И не связано ли это как раз с Вашей работой?

- Стоимость топлива связана с нашей работой. Думаю, что наша страна не может сейчас себе позволить раздавать топливо гражданам за бесценок, тогда государству придется изыскивать средства для субсидирования продажи бензина по цене ниже себестоимости. Наиболее оптимальный вариант развития, с которым согласны также в руководстве страны, – развитие цивилизованных конкурентных отношений, как это сейчас происходит в Европе и США. Практика показывает, что такие механизмы в наибольшей степени отвечают интересам общества.

Татьяна. В Петербурге за неделю цена на бензин поднялась с 21.30 руб. до 24.50 руб. Как такое может быть на фоне падающей цены на нефть?

- Все зависит от того, по каким ценам был куплен бензин в опте. Если его приобрели во время создания искусственного дефицита в мае-июне, то, несмотря на дешевеющую нефть, цены на заправках выросли. При этом я не исключаю возбуждения новых дел против нефтяных компаний.

Александр. ФАС РФ провела работу, привлекла крупных участников бензинового рынка к ответственности. Пока шло разбирательство цены на бензин упали. Позже нефтяные компании были оштрафованы. После этого цены на бензин стали опять расти с прогрессией. Возможно, это связано с тем, что компаниям нужно возмещать понесенные потери от штрафов. Значит такая работа очередная фикция и не направлена на ограничение монополии и создании действительных рыночных отношений? Что Вы по этому поводу думаете? Будет ли ФАС РФ продолжать работать в этом направлении, и нужна ли такая работа?

- Не думаю, что последние процессы связаны с необходимостью компенсации убытков из-за штрафов, хотя бы потому, что эти штрафы пока не оплачены. Осенью нефтяников штрафовали с учетом тяжелой экономической ситуации, мы об этом говорили открыто. Сейчас мы видим, что компании продолжают нарушать законодательство, поэтому по новым делам мы оштрафуем их серьезнее. Работа в направлении развития конкуренции будет вестись и впредь, без конкурентных отношений невозможно развитие экономики.

Денис. За завышенные цены на бензин производители-реализаторы платят штрафы, цены снижаются на месяц, а потом снова ползут вверх. Вопросы: Взимаются ли штрафы на самом деле? Где можно найти об этом информацию? Если взимаются, то куда они (штрафы) уходят? Понятно, что в бюджет, но куда именно? Эффективны ли штрафы вообще? Может стоит вводит другие санкции? (я бы обязал продавать бензин по фиксированной цене, ниже себестоимости, в течение пары месяцев за получение сверхприбыли) Планируются ли какие-либо профилактические работы для предотвращения необоснованного повышения цен?

- Согласен. Зависимость экономики от экспорта сырья непозволительно велика. Что касается коррупции, то данное явление имеет ужасающие масштабы. Наше ведомство всего за 3 года заставило компании обратить внимание на необходимость соблюдения антимонопольного законодательства. До 2006 года санкции за нарушение законов о конкуренции были настолько ничтожны (максимум 500 000 рублей), что нашу службу можно было смело закрывать. В 2006 году были введены оборотные штрафы, обратите внимание, как сегодня компании пытаются их опротестовать. И буквально несколько дней назад в Государственной думе в третьем чтении были одобрены основные положения второго антимонопольного пакета, в котором уже есть и уголовная ответственность за нарушение закона о конкуренции. Таким образом, всего за 3 года наше антимонопольное право превратилось из простой формальности, в современный и работающий свод законодательных актов.

Александр Калиниченко. Скажите, пожалуйста, почему после Вашего интервью телеканалу Вести о наказании ведущих нефтяных компаний Альянс, Роснефть за установленный сговор по поводу цен на нефтепродукты, топливо на АЗС указанных нефтяных компаниях поднялось еще выше? Получается ФАС устанавливает нарушение, а им на ВСЕ и ВСЕХ наплевать? Или цены подняты для оплаты наложенных санкций?

- Санкции – это наказание продавцу топлива, а не потребителю, поэтому штрафы не могут быть компенсированы за счет повышения цен. Если бы оштрафованным нефтяникам была наплевать, то они не бились бы так отчаянно в судах и в информационном поле за отмену наших решений. На подходе вторая волна штрафов, если и их будет недостаточно, то у нас в Законе о защите конкуренции есть еще статья 38, позволяющая разделить монополиста на независимых юридических лиц. Данной нормой мы еще не пользовались, но актуальность ее применения возрастает с каждым днем. На той неделе Государственная дума приняла в третьем чтении наши поправки в 178 статью УК, а в субботу Совет Федерации также их одобрил. Положение предусматривает уже тюремные сроки за злоупотребление доминирующим положением. Уверен, что данная норма заставит более серьезно отнестись к интересам потребителя.

Roma. Работаю в одной крупной российской нефтяной компании по направлению реализации нефтепродуктов через сеть АЗС. Почему в схеме поставок нефтепродуктов нельзя наладить механизм, при котором договора на отгрузку нефтепродуктов заключались бы напрямую без так называемых фирм-"присосок"? Ведь такие фирмы-паразиты выкачивают из цепочки поставки товара колоссальные средства, зачастую не имея даже собственного офиса, а, значит, не имея затрат на содержание тех.персонала, нефтебаз и т.д.! Никаких социальных обязательств перед работниками, потому что их тоже нет! Кстати, эти фирмы создаются не без участия топ-менеджмента самих же нефтяных компаний...

- Такая проблема существует. Бывает, что в цепочке поставок появляются 4-5 компаний, которые, не имея никакой инфраструктуры для хранения и транспортировки топлива, за один день заключают по нескольку сделок по перепродаже топлива, что сказывается на конечной стоимости продукта. Подобные нарушения мы уже не раз фиксировали. Выход - фиксировать подобнее нарушения, в том числе, с помощью жалоб граждан, располагающих информацией, и накладывать санкции, делающие подобные схемы невыгодными. Кроме того, подобные действия должны стать предметом для внимания правоохранительных органов, особенно с учетом принятой Федеральным Собранием новой статьи № 178 Уголовного кодекса.

 

 2. Про тарифы на авиаперевозки

Александр. Уважаемый Игорь Юрьевич! Всем известна ситуация с авиаперелетами. Особенно остро стоит вопрос о внутренних перелетах. Как такое возможно, что билет Москва-Ставрополь стоит уже от 14500 тыс. рублей? И тарифы растут каждые два-три месяца. С чем это связано? Может быть с тем, что в том направлении летает только единственный перевозчик "КамМинВоды"?

- Как правило, на тех авиамаршрутах, где работают один или два перевозчика, цена наиболее высокая. Мы будем проводить расследование в рамках нашего законодательства.

Alexey Gurkin. Добрый день. Имеются ли признаки сговора и необоснованного завышения цен авиакомпаниями, выполняющими перелет на Дальний Восток и в частности на Камчатку? Каждый год ситуация повторяется: в летний сезон цена авиабилета вырастает с 15 т.р. в один конец до 30-50 т.р. Если лететь в июне-июле в Москву и обратно через месяц, надо заплатить больше 80 000 рублей. Такая же ситуация и с другими компаниями. Например, полет в летние месяцы от Камчатки до Новосибирска и обратно - реально доступный в кассах тариф = от 70 000 руб. И это обычный эконом-класс. Есть ли у ФАС действенные меры по обузданию "аппетитов" авиакомпаний? Просим Вас принять меры для защиты интересов государства и народа.

Виктор. Когда-нибудь решиться вопрос о засилье аэропортов? Ценообразование на их услуги не проверяет никто, доходит до того, что цена на одну и ту же услугу в разных аэропортах разнится на порядок! (наглядный пример, а/порт Астрахань - стоимость услуг и топлива запредельные). Из-за ценового беспредела страдают пассажиры - ведь авиакомпании закладывают издержки в стоимость билета! Или просто не летят - им экономически невыгодно лететь пустыми.

- Что касается цен на услуги аэропортов, необходимо учитывать два момента - стоимость услуг аэропортов регулируется государством и устанавливается ФСТ России, стоимость топлива в отдельных аэропортах является большой проблемой, и ФАС постоянно на это реагирует. По данному факту в большинстве регионов возбуждены дела.

Татьяна. Игорь Юрьевич, прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию со стоимостью авиаперелетов в стране (для примера: сейчас стоимость перелета Иркутск-Москва-Иркутск около 20 тыс. рублей, что выше чем средняя заработная плата в регионе) Является ли эта ситуация нормальной?

- Ситуация, когда билет выше средней заработной платы, является ненормальной. На это будут направлены проверки ФАС России.

Данила Николаевич Сивенков. Здравствуйте! Уже много лет наблюдаю такую картину билет Москва-Норильск и Санкт-Петербург-Норильск стоят в два раза больше, чем до Нового Уренгоя, хотя между ними час лету. А с начала кризиса из столиц за столько же можно долететь до Нью-Йорка. Можно ли что-нибудь с этим сделать?

- Следует отметить, что 40% цены авиабилета составляет керосин, поэтому при существенных изменениях цен на топливо должна меняться и стоимость билета. В ближайшее время ФАС проведет анализ цен на авиабилеты в период, когда цена на нефть падала ниже 40 долларов за баррель. Компании тогда объявляли лишь о небольшом снижении, и это вызывает у нас вопросы.

Елена. Почему авиаперелеты внутри России стоят гораздо дороже, чем международные рейсы, и почему нет никаких льгот при продаже билетов для инвалидов?

Алексей. Почему такие дорогие тарифы на перелет из Москвы в Улан-Удэ и обратно?

Борис. Здравствуйте! Почему авиабилет эконом-класса от Иркутска до Москвы стоит в среднем 10 тысяч рублей, а от соседнего Улан-Удэ уже 15 тысяч, хотя расстояние до Москвы одинаковое? Не имеет ли место наличие сговора? И что Вы намерены предпринять по этому поводу?

Владимир. Добрый день! Объясните, пожалуйста, как такое может получаться. "Воздушное" расстояние от Москвы до Краснодара и от Москвы до Анапы одинаковое. А стоимость билетов эконом класса до Анапы в два раза выше, чем до Краснодара. Марки самолетов одни и те же (на примере Аэрофлота - ТУ 154). Причем эта разница у всех авиакомпаний. Разве это не сговор? И что стоят слова Путина и Медведева и других чиновников о заботе об отдыхе населения в летний период?

Орлов Алексей. В г. Нарьян-Мар из двух столиц (С.-Петербург, Москва) производит рейсы одна компания - "Аэрофлот-Норд". Цены на балеты удивляют все население, т.е. долететь из Сибири дешевле, чем с Севера – Северо-Запада РФ. В чем проблема, имело ли место проверка ФАС, чем закончилась она, если была? Чиновники говорили о невозможности повышения тарифов в условиях снижения цен на топливо. Никто в Нарьян-Маре не заметил снижения цен на топливо, а на билеты повышение цен увидели все. Пожалуйста, прокомментируйте.

- ФАС России занимается проверкой тарифов на авиаперелеты. Проводится достаточно большая работа. По некоторым направлениям приняты решения. Примером могут служить решения Красноярского территориального управления, которое признало «Аэрофлот» нарушившим антимонопольное законодательство в части установления монопольно высокой цены по одному из маршрутов. А с остальными маршрутами мы в настоящее время работаем.

Виталий. Есть положения, когда монополиста привлекают к ответственности за монопольно высокие цены. А не задумывался ФАС о монопольно низких ценах, которые Аэрофлот практикует последнее время на ряде внутрироссийских направлений? Готово ли агентство принять меры к такому поведению монополиста и что для этого нужно: обращение игроков рынка, выявление ФАС самостоятельно монопольно низких цен в ходе планируемых проверок?

- Как правило, монопольно низкие цены применяются для вытеснения других участников с рынка. Здесь нужно говорить о том, что Аэрофлот работает на линии, где помимо него, где есть еще другие компании, и в данном случае низкая цена билета идет во благо потребителю, но если это повлечет ограничение конкуренции, ФАС готова рассмотреть ситуацию. Это может быть сделано как по обращению игроков рынка, так и в ходе проверок ФАС России.

3. Про РЖД

Андрей Алексеевич. Считаю, что ОАО РЖД неправомерно завысило тарифы на проезд в поездах дальнего следования в купейных вагонах. Почему, если разница между плацкартом и купе должна быть 1,5-1,7 , на самом деле цена выше в 2 раза? Спасибо.

- Тарифы на купе не регулируются, а в плацкарте подлежат государственному регулированию. РЖД применяет перекрестное субсидирование к купейным вагонам, вагонам повышенной комфортности и к плацкартным вагонам. Решение о прекращении регулирования тарифов на перевозку в купейных вагонах и вагонах повышенной комфортности было принято достаточно давно. Вызвано это было тем, что на ряде направлений железнодорожной перевозки появились конкуренты ОАО «РЖД», которые создают поезда. Конечно, в первую очередь это касается таких, особо престижных направлений, как Москва – Санкт-Петербург, Москва – Нижний Новгород. Здесь очень много помимо РЖД других перевозчиков. Появилась конкуренция. По вопросу пассажирских перевозок в поездах дальнего следования, ФАС России возбудила дело в отношении РЖД по нарушению антимонопольного законодательства, которое в ближайшее время будет рассмотрено.

Кушнерев Андрей Леонидович. Уважаемый господин Артемьев! При заключении договоров с ОАО РЖД (Москва) на перевозку грузов для федеральных нужд, возникают проблемы с соответствием публичных договоров требованиям 94-ФЗ в частности: ОАО РЖД не подписывают доп. соглашения с указанием годовой суммы договора, письменные обращения остаются без ответа. Переписка о подготовке договоров на следующий год начинается с нашей стороны в ноябре месяце, договора без учета наших замечаний проходят только в феврале-марте. Посоветуйте, как нам выстраивать отношения с монополистом в данной отрасли.

- В силу наличия некоторых проблем в системе организации закупок у естественных монополий и государственных корпораций процедура недостаточно публична и недостаточно прозрачна по сравнению с государственными закупками. Мы добиваемся, чтобы ввести единые правила, которые обязывали бы госкорпорации размещать заказы по этим правилам. В настоящее время размещение заказа ОАО «РЖД» происходит с правилами ОАО «РЖД». Если ОАО «РЖД» затягивает вопросы подписания дополнительных соглашений, эти действия содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства и компания-заявитель вправе обратиться или в Центральный аппарат ФАС России, либо в соответствующих территориальный орган ФАС России.

Валерий. Здравствуйте, Игорь Юрьевич! Интересует позиция Вашей службы в отношении ОАО "РЖД". Данный хозяйствующий субъект, поднимает цены за перевозку пассажиров, что видно из динамики изменения цен на проезд по маршруту Тверь-Москва. Так же сокращается число пригородных поездов, и на практике происходит такая ситуация, что заявленные в расписании пригородные поезда отменяются. В силу того, что ОАО "РЖД" монополия, отказаться от ее услуг не представляется возможным. Как Ваша служба может влиять на деятельность такой монополии?

- ФАС России знакома с ситуацией по увеличению «РЖД» тарифов на проезд в пригородных электричках. На данный момент принято решение о создании рабочей группы из представителей антимонопольной службы, Минтранса, других организаций для принятия решения по этому вопросу. Вся проблема в том, что пригородные перевозки субсидируются, в том числе администрациями субъектов РФ, которые достаточно долго предоставляли средства «РЖД» для того, чтобы те давали скидки с билетов. В этом году размер такого субсидирования заметно сокращен, что привело к росту тарифов. Мы озабочены этой проблемой и ей занимается.

Светлана. РЖД изменили правила проезда детей - теперь детский билет действует до 10 летнего возраста. Ранее до 12 лет. Где и с кем согласовывался "детский возраст" при установлении такой нормы?

- По поводу изменения детского возраста могу сказать, что с ФАС России данный вопрос не согласовывался. Скорее всего это самостоятельные действия хозяйствующего субъекта, который принял такое решение не давать больше скидку на перевозки детей с 10 до 12 лет. В целом данный вопрос достаточно интересный. Можно направить запрос, хотя прямых признаков нарушений антимонопольного законодательства, входящих в компетенцию ФАС России, здесь пока не вижу.

4. Про банки

Мышкин Е.Н. Здравствуйте. Правильно ли поступает Уральский банк СБ РФ, когда пользуясь своим положением при 300% обеспечении выданного кредита заложенной недвижимостью, требует дополнить договор займа пунктом о внесудебном изъятии заложенной недвижимости?

- В случае, если кредитная организация, занимающая доминирующее положение, требует дополнить договор займа условием об обращении взыскания на заложенную недвижимость во внесудебном порядке и это условие является невыгодным для заемщика, подобные действия кредитной организации могут быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением и нарушением запрета, установленного пунктом 3 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» (навязывание контрагенту невыгодных для него условий договора).

В то же время необходимо обратить внимание, что в соответствии со статьей 349 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного недвижимого имущества без обращения в суд осуществляется в порядке, установленном Законом об ипотеке, если иное не предусмотрено законом.

Юрий. Почему в сетевых гипермаркетах Метро и Ашан принимают к оплате только карты одного «Кредит Европа банк»? Это в Вашей компетенции?

- Прием к оплате магазинами торговых сетей «Метро» и «АШАН» банковских карт только двух банков однозначно не может быть признан допустимым с точки зрения антимонопольного законодательства. В настоящее время мы проводим расследование по данному вопросу. При наличии признаков нарушения ФЗ «О защите конкуренции» окончательное решение будет приниматься комиссией, в состав которой на паритетной основе включаются представители ФАС России и Центрального банка Российской Федерации.

Елена. Почему Сбербанк, являющийся единственным банком, через который можно уплатить штраф, взимает комиссию от суммы штрафа?

- Прием и перечисление платежей граждан как с открытием, так и без открытия счета могут осуществлять любые кредитные организации, имеющие соответствующую лицензию Банка России. Следовательно, граждане вправе обратиться за получением соответствующей услуги в любую кредитную организацию, готовую оказать им такую услугу. Законодательство Российской Федерации не предусматривает осуществление большинства банковских операций по перечислению платежей, в том числе штрафов, и выдаче наличных денежных средств на безвозмездной основе. На основании пункта 1 статьи 851 Гражданского кодекса Российской Федерации клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете, в случаях, предусмотренных договором банковского счета. Таким образом, кредитные организации вправе взимать комиссионные сборы при осуществлении платежей во всех случаях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

5. Другое

Игорь. Здравствуйте. Поясните, пожалуйста, ситуацию. Из 6 крупнейших российских нефтяных компаний 3 - государственные (в той или другой степени), при этом их всех постоянно штрафуют за цены, "неадекватные" рыночным. Не кажется ли вам странным, что государство само себя штрафует? Как сделать, чтобы нефтяные компании платили штрафы, включая их в себестоимость? И возможен ли сговор между тремя государственными и двумя-тремя частными нефтяными компаниями?

- Сговор возможен между любыми компаниями, независимо от структуры акционеров. Более того, акционеры могут даже и не знать, чем занимается топ-менеджмент компании. Разве пойдет иностранный инвестор вкладывать деньги в предприятие, заранее зная, что оно нарушает антимонопольное законодательство? Не думаю. На западе нарушение конкурентных законов карается чудовищными штрафами, это общеизвестно.

Павел Шушков. Уважаемый господин Артемьев! На какой стадии находится проект изменений в законодательные акты, согласно которому субъекты естественных монополий обяжут осуществлять размещение заказов на закупку товаров, работ и услуг в соответствии с законодательством о госзакупках? Правда ли то, что указанные выше изменения вступят в силу уже в этом году? Какие субъекты естественных монополий могут попасть под действие этих изменений? Планируется ли этапность? Как, по вашему мнению, эти изменения отразятся на конкурентной среде в РФ?

- Да, такие положения содержатся в наших предложениях по изменению законодательства о естественных монополиях. Предполагаем, что на обсуждение, согласование и принятие закона уйдет вторая половина года. Думаю, что с 2010 года можно говорить о законодательном закреплении инициатив. В сферах естественных монополий конкуренция ограничена, поэтому должно быть обеспечено эффективное государственное тарифное регулирование и надлежащий антимонопольный контроль, связанный с недискриминационным доступом к услугам естественных монополий, прозрачность закупок товаров для их нужд. В общих расходах граждан расходы на услуги естественных монопол

Комментарии
Конфереция