Организация АЗС на воде нуждается в изменениях в законодательстве

В части водных автозаправочных станций (АЗС) не сформированы взаимоотношения проверяющих органов и операторов из-за отсутствия практического опыта. Существующая законодательная база трактуется с большим диапазоном вариантов. Такое мнение в рамках заседания Российского топливного союза (РТС), прошедшего в Санкт-Петербурге в июне, высказал президент Ленинградского областного топливного союза (ЛОТОС), генеральный директор ООО «Фаэтон-Аэро» Михаил Снопок.
Михаил Снопок привел пример из опыта «Фаэтона». В 2008 году компания попробовала образовать рынок АЗС на воде, и приобрела для этих целей четыре стоечно-наливных судна, произведенных в Латвии. Для обеспечения владельцев маломерных судов топливом «Фаэтон» начал реализацию нефтепродуктов катерам и яхтам. «Мы это сделали и сразу столкнулись с сильным противодействием компании ЛУКОЙЛ, которая параллельно построила первую АЗС двойного назначения, заправляющую и маломерные суда, и наземный транспорт», - рассказал Михаил Снопок на заседании РТС.
Напомним, по сообщениям ряда СМИ, осенью 2008 года транспортная прокуратура даже возбудила уголовное дело в отношении гендиректора компании «Фаэтон-Аэро», подозреваемого в незаконной заправке маломерных судов. По версии следствия, не имея лицензии, он организовал работы по заправке горюче-смазочными материалами катеров и яхт, принадлежащих частным лицам, и получил от этой незаконной деятельности доход в сумме 4 млн 429 тыс. рублей.
Михаил Снопок на заседании РТС сообщил о том, что несмотря на разбирательства, компания продолжает торговлю топливом маломерным судам. По его словам, объем реализации на стоечных нефтеналивных суднах доходит в среднем до 10 тыс. литров в сутки в среднем в период навигации, с начала мая по конец сентября.
Напомним также, что компания «ЛУКОЙЛ» в июне этого года в Санкт-Петербурге ввело в эксплуатацию топливозаправочную станцию (ТЗС) двойного назначения - «вода-берег» на Выборгской набережной на берегу Большой Невки недалеко от Кантемировского моста. Как сообщается на сайте компании, «на причале оператор-матрос заправляет водный транспорт бензином Аи-95 или дизтопливом через одну колонку». В компании также отмечают, что ТЗС соответствует всем стандартам строительства морских терминалов по перевалке нефтепродуктов. Вторую ТЗС «вода-берег» назначения компания планирует построить в Санкт-Петербурге в текущем году на Свердловской набережной Невы.
При этом основной проблемой, связанной с темой «плавучих заправок» является получение лицензии в Росттранснадзоре на погрузочно-разгрузочную деятельность, т.е. на деятельность по сливу топлива с бензовоза в емкость плавучей заправочной станции. «Ни одна станция на воде в виде плавучего судна не может с берега заливать бензин и дизельное топливо в катер. Это должны делать бункеровщики. Поэтому все «плавучие АЗС» не подпадают под закон», - отметил президент РТС Евгений Аркуша.
Однако, когда в 2006 году в Петербурге проходил саммит «Большой восьмерки», по адресу Петровская коса, д. 9 заработала первая плавучая станция под названием «Балтик Ойл» для заправки топливом маломерных судов. Клиентами этой заправки были ООО «Константиновское», которое обслуживало саммит, и некоторые силовые структуры. Как рассказывал тогда Au92 владелец «Балтик Ойл» Антон Константинов, эта станция зарегистрирована в Российском Речном Регистре как стоечное нефтеналивное судно класса Р1,2., имеет классификационное свидетельство, подтверждающее годность к плаванию, снабжена спасательными навигационными средствами, а также специально оборудована площадка для слива топлива с бензовозов на берегу. Компания собиралась открыть еще две АЗС на воде, но эти планы так и остались нереализованными. Узнать о судьбе «Балтик Ойл» тоже не удалось: телефоны руководителей в настоящий момент не отвечают, по указанным на сайте контактам (ул. Мира, д. 37) такая фирма больше не размещается. Очевидно, что организация этой водной станции была осуществлена исключительно под саммит.
Отметим, что транспортная прокуратура подозревала в незаконной заправке маломерных судов не только «Фаэтон-Аэро». Тогда же осенью 2008 года на генерального директора компании «ШипОйл» Николая Скубченко было заведено уголовное дело по факту ведения незаконного предпринимательства. ООО «ШипОйл», занимающейся бункеровкой маломерного флота с водных заправочных станций, вменялось получение дохода в результате незаконной предпринимательской деятельности по заправке судов маломерного флота в размере более 43 млн рублей.
В первую очередь проверяющие обращали внимание на соблюдение природоохранного и лицензионного законодательства, а также самой технологии бункеровки. В случае с «ШипОйл» у компании отсутствовала лицензия на погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами. У ООО «Фаэтон-Аэро» также отсутствовала лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельность с опасными грузами на внутреннем речном транспорте. Как писали тогда СМИ, по неофициальным данным, «Фаэтон-Аэро» сразу после того, как было заведено уголовное дело, получила необходимую лицензию.
Отметим, что сегодня в городе существует шесть «плавучих АЗС», предназначенных для заправки маломерных судов, которым уже выданы предписания о прекращении деятельности из-за отсутствия лицензии. Четыре из них принадлежат ООО «Фаэтон-Аэро», одна АЗС — ООО «ШипОйл», еще одна водная станция обслуживается «Балт-трейд Тревел». На заседании Российского топливного союза Михаил Снопок обратился к его руководству с просьбой посодействовать в формировании взаимоотношений между проверяющими органами и операторами водных АЗС на федеральном уровне. Руководство РТС, в свою очередь, пообещало проработать вопрос необходимых изменений в законодательство, регулирующее деятельность водных заправок.
Дмитрий Филиппов
Комментарии
Конфереция