Рынок топливной розницы от лета до лета. Интервью с генеральным директором ЗАО «ПТК» Андреем Михеевым

Прошедший год – с прошлого лета до лета нынешнего, для рынка нефтепродуктов выдался непростым. Сначала долгий и почти галопирующий рост отпускных цен, потом кризис в экономике и их снижение, следом - существенное падение рынка – все это пришлось пережить за достаточно короткий период.
Как чувствуют себя сегодня рынок нефтепродуктообеспечения, какие перспективы у него впереди? Об этом рассуждает генеральный директор ЗАО «Петербургская топливная компания» Андрей Михеев.
- Андрей Геннадиевич, минувший период был очень непростым…

- Я бы не стал употреблять, описывая состояние рынка – прошедшее время. Ничего еще не закончилось. К сожалению, мы не можем сказать, что прошли весь кризисный период полностью, но проанализировать ситуацию и сделать некоторые выводы можно уже сейчас.
- Хорошо, скажем по-другому – чем характеризовался прошедший период, что принес он предприятиям, работающим на этом рынке?

- Как обычно принято в России при анализе событий используется стандартный набор вопросов: «Кому это надо и почему?», затем – «Кто виноват?» и «Что делать?». Предлагаю в наших рассуждениях остановиться только на двух вопросах: «Почему и что делать?». Для начала нужно вспомнить прошлый год, тот, еще докризисный период. С весны 2008 года пошел постоянный рост оптовых цен на топливо. При этом одновременно росли и объемы потребления, было очевидно, что рынок перегрет. Успевать розничным операторам за ростом оптовых цен не удавалось. Это связано с особенностями формирования цен на ликвидном конкурентном рынке нашего города. Как следствие, за первые несколько месяцев роста цен розничные операторы сгладили их подъем за счет своей маржи. Ее уровень в рознице сложился на минимально-возможном уровне в 3-5 %, а подчас мы и вовсе уходили в минус. При этом спрос на нефтепродукты был достаточно высоким и стабильным. Позже, не имея уже запасов по рентабельности, операторы стали намного быстрее и даже резко реагировать на ежемесячное увеличение оптовых цен. Вот тогда к этой проблеме подключились государственные органы и общественность. Достаточно быстро государству стало понятно, что проблема повышения розничных цен находится в оптовом звене (у производителей). Дело в том, что и наша экономика тоже подчиняется экономическим законам и логике поведения компаний на рынке. У нас есть такое понятие как внутренняя цена нефти. Она определяется не обычным способом – исходя из себестоимости добычи, транспортировки нефти и фиксированной прибыли. Внутренняя цена формируется рыночными механизмами с учетом множества параметров. На нее влияют также субъективные факторы вплоть до страхов, настроений и опасений менеджеров, принимающих решения. Так часто на цену нефти в большей степени влияет рыночная конъюнктура и это то, к чему мы так стремились. Рыночная схема формирования цены не идеальна, но старая схема квотирования и государственного регулирования цен еще хуже. Совершенно не приемлема для страны, стремящейся к росту производительности труда и бережливому использованию энергоресурсов.
- А можно о формировании внутренних цен на нефть и их влиянии на рынок рассказать более подробно?

- Если не углубляться детально в проблему, то на процесс формирования цены на нефть в значительной степени влияют стоимость нефти и нефтепродуктов на мировом рынке, объем потребления, пропускная способность транспортных коридоров и, конечно, налоговый и таможенный режимы, которые определяются государством. На первый взгляд картина получается достаточно запутанная. Если учесть, что мы работаем в условиях рынка, то любая компания стремится обеспечить одинаковую маржу при поставках нефти и нефтепродуктов и на внутреннем, и на внешнем рынках. Глупо обвинять нефтяные компании в их стремлении получать прибыль и проводить разумную ценовую политику. Если начать регулировать цены иначе – например, административными мерами, то сразу придется вернуться к старой системе хозяйствования – вводить квотирование. Поэтому если «оттолкнуться» от мировых цен на нефть и учесть акцизы, НДПИ, транспорт и сроки корректировки ставок акцизов, получится примерное значение цены нефти на внутреннем рынке. Конечно, есть и другие факторы, влияющие на стоимость нефти, но для целей нашего анализа, с моей точки зрения, указанных факторов уже достаточно.
- И какой из этого можно сделать вывод?

- А вывод простой – из внутренней цены нефти, которая зависит от мировых цен, формируется стоимость нефтепродуктов на внутреннем рынке России. Я понимаю, что от этого очевидного утверждения российским потребителям не станет легче. Но здесь единственным утешением является много-много миллионные доходы государства от акцизов и налогов. Если учесть какие инвестиции необходимо делать нефтяникам, то получится, что они имеют весьма скромный дополнительный заработок.
- Часто задают вопрос: если цена привязана к мировым ценам на нефть – почему у нас не произошло уменьшение розничной цены на топливо в три раза при падении мировых цен на нефть?

- Ответ тоже очень простой – разве при росте розничных цен они увеличились в три раза? Об этом, конечно, уже никто не помнит. Вот цифры - цена 92 бензина: июль 2007 года 18,7 рублей, январь 2008 года 20,5, август 2008 года – 24,2, июнь 2009 года 17,8. Цена за два года выросла на 30 процентов, а вовсе не в три раза. Но при этом и упала потом на 27 процентов. По-моему все логично, и каких то еще объяснений не требуется. - Когда растут цены на топливо, к розничным операторам сразу появляется много вопросов... Повышение цен для нас – это огромный минус. Если кто-то считает, что розница зарабатывает на росте цен, то это, мягко говоря, ошибка. Мы можем нормально зарабатывать, только если рынок ровный или когда оптовые цены падают. Когда они растут, мы сразу лишаемся прибыли. Нам повышают цены мгновенно, мы же можем произвести изменения их в рознице только через три четыре недели. Кто бы, что там не говорил, но у нас в регионе сложился нормальный конкурентный рынок. Поднять цены, не обращая внимания на конкурентов просто не возможно. Я не оправдываюсь, это неоднократно проверенно антимонопольной службой, перед которой мы еженедельно отчитываемся.
- И какая все-таки наценка при стабильном рынке?

- Интересный вопрос! Более, чем скромная по сравнению с нормами прибыли на другие виды товаров постоянного спроса в розничной торговле. Средняя цена продаж складывается из множества цен - в зависимости от видов продаж и предоставляемых скидок. Существует цена для корпоративных клиентов, есть цена за наличный расчет, есть цена по скидочным картам, цена по картам МПС и так далее. Цену, которую все видят на стелах, можно считать верхним пределом розничной цены. Естественно, она не отражает реальные цены продаж. В нормальных условиях средняя норма прибыли без учета расходов на содержание сети и налогов составляет 10 -15 процентов. Нормы рентабельности в розничной торговле, которые в настоящий момент обсуждаются обществом, операторам топливного рынка и не снились. Производителей нужно защищать не от нас, а нас от действий нефтяных компаний – производителей нефтепродуктов.
- А как изменилась ситуация в связи с финансовым кризисом?

- Перед «официальным» началом кризиса мы имели чрезвычайно низкую рентабельность 3-5 процентов, но высокие объемы продаж. Ситуация стала меняться в начале осени 2008 года, мы сразу почувствовали – что-то такое, не сильно хорошее, на рынке начинает происходить… Ведь топливный рынок – это своеобразный индикатор деловой активности, реакции населения. Обрушились цены на нефть на внешнем рынке, постепенно, не сразу, стали падать оптовые цены на внутреннем. Конечно, следом за ними началось снижение и розничных цен. Бесспорно, некоторая задержка в понижении в рознице была. Это связано с тем, что топливные операторы вернулись к нормам рентабельности, которые были раньше – до повышения оптовых цен. После чего розничные цены стали опускаться. Как говорила антимонопольная служба тогда – при данных оптовых ценах розничные должны быть на уровне 17 рублей за литр 92, так, собственно, и случилось. Это был вопрос времени. И пока цена на опт находилась на нижнем уровне, розница снижала цены чуть ли не еженедельно. Примечательно, что, не смотря на кризис, объемы реализации частным автомобилистам практически не уменьшились. Это о чем говорит? Россияне не очень поменяли свои привычки: да, чуть экономят, но отказываться от привычного уклада жизни не хотят. Как заправлялись до кризиса, так заправляются и теперь. Совершенно другая картина в области поставок топлива бизнесу. Здесь произошло сокращение объемов реализации на 50 %. То есть объем потребления корпоративными клиентами снизился в два раза! Это связано с очень многими факторами, основные из них – сокращение импортных поставок, сворачивание многих проектов. Если в первые месяцы кризиса – осенью, объемы от месяца к месяцу падали очень незначительно, то после Нового года произошел настоящий обвал. Очевидно, старые договора на выполнение работ завершились, а новые уже просто не заключались или заключались, но в меньшем объеме. Естественно, это не могло, в итоге, не сказаться на рознице. Себестоимость розлива одного литра выросла минимум на четверть. Ведь затраты на обслуживание сети остались прежними, а вот объемы продаж и, как следствие, доходы наши существенно уменьшились. При всем этом банковская ставка, по которой можно получить кредит, стала непомерно огромной – 24 % годовых! Плюс банки ужесточили требования по ликвидности. Многие партнеры, с которыми мы работаем длительный период, иногда по 10 и более лет, и к которым прежде никогда не было вопросов, теперь попали «под жернова» кризиса. У нас значительно выросла просроченная дебиторская задолженность. Вот таким был этот год. Очень непростым. Сказать при этом, что это период завершился, мы не можем. Пока восстановления объемов потребления нет. При этом вновь начали расти оптовые цены, что нас сильно пугает. У нас будет снова падать рентабельность, но при этом прежних объемов продаж уже нет! Это говорит о том, что работать на объеме уже не удастся. Мы не видим пока, что рынок начинает оправляться и восстанавливаться, но очень на это надеемся.
- И что же делать?

- Главное не пытаться все и сразу изменить, исправить, модернизировать – добра от этого в условиях кризиса точно не будет. Считаю, что наиболее правильным будет эволюционный путь развития. Рынок топливной розницы в российских мегаполисах является наиболее развитым. По уровню предоставляемых услуг потребителям он ничем не уступает западному, а по ряду позиций и превосходит его. Считаю правильным использовать два механизма регулирования рынка: налоговое регулирование и обеспечение для всех участников рынка равных и «прозрачных» условий хозяйствования. С налоговым регулированием надо проявить достаточную осторожность и осмотрительность с учетом необходимости сохранения доходов бюджета и рыночных механизмов в отрасли. Поэтому полностью оторвать ценообразование на внутреннем рынке от мировых цен на нефть и нефтепродукты было бы неправильным – тут же получим необходимость административного управления отраслью. Если цены внутреннего рынка будут низкими относительно остального мировых цен, ни о какой инновационной экономике говорить не придется. Зачем экономить, если энергоносители стоят дешево? Поэтому здесь нужен компромисс. Я не хочу что-либо советовать, решать правительству и нашим нефтяным компаниям. Для розничной торговли куда более важным факторами являются равные условия хозяйствования и открытость рынка. Открытость рынка так же очень важный фактор для государственных регуляторов рынка и потребителей.
- Что вы имеете ввиду под равными условиями хозяйствования – разве сейчас это не так?

- Конечно, не так. Рынок разделен на три группы участников. Это - ВИНКи, топливные операторы, не имеющие своей нефтепереработки и добычи, и, как на всех рынках в России, нелегальные продавцы.
- Что значит нелегальные?

- Нелегальные, потому что они не соблюдают законы, нормы и правила предпринимательской деятельности, установленные государством и обществом. И поверьте, это не только проблема из области уголовного права, но и проблема конкуренции на рынке. Если я трачу значительные средства на выполнение требований государства и потребителей, а мой конкурент не тратит, то ясно, что он находится в более выгодном положении и прямая конкуренция с ним невозможна. Потребителю до наших проблем в области равных условий на первый взгляд нет никакого дела, но это только на первый взгляд. Нет равных условий, и падает уровень конкуренции на рынке, падает уровень конкуренции - значит растут цены, ухудшается качество предоставляемых услуг, снижается эффективность работы компаний. Поэтому мы придерживаемся такого принципа – обеспечьте нам одинаковые условия хозяйствования и пусть победит сильнейший! Помогать малому и среднему бизнесу деньгами на прямую совершенно не верно и противоречит самой сути этого сектора экономики. На рынке должны постоянно появляться новые компании, а оставаться на нем - только наиболее эффективные. Если малый бизнес требует прямой государственной поддержки, то возникает вопрос - а зачем налогоплательщикам вообще нужен такой бизнес?
- Каким образом, на ваш взгляд можно достичь равных условий?

- Здесь я не предлагаю ничего нового. Все это не однократно обсуждалось на разных уровнях. Первое – равнодоступность всех участников рынка к ресурсам, земельным участкам, инфраструктуре и т.д. Главное слово здесь – всех. Поэтому, наверное, стоит еще раз внимательно присмотреться к предложению, которое обсуждается сейчас на федеральном уровне - об отделение розничных сетей нефтяных компаний от нефтяных компаний. Выделение их в отдельные юридические лица с собственными балансами, установленными нормами возврата инвестиций и отсутствием трансфертного ценообразования. Вопрос сложный, но, с моей точки зрения, вполне решаемый. Хотя бы потому что есть одна нефтяная компания уже давно работающая по данной схеме. Это ОАО «Сургутнефтегаз», представленный в нашем регионе Киришским НПЗ и розничными сетями АЗС. Так что ничего не возможного нет – было бы желание. Второе – необходимо появление достоверного индикатора на рынке, чтобы все участники и регуляторы могли правильно анализировать состояние рынка и определять свою политику. Ничего умнее, чем биржевая торговля человечество еще не придумало. Вот и нам не стоит заниматься поиском своего самобытного пути. Еще и поэтому надо отделить розницу от ВИНКОВ – без этого никаких биржевых торгов не будет. Попытки их организации, предпринимаемые в последнее время, так и останутся попытками. И третье – мы сами опасаемся такого решения, но ничего другого, наверное, в настоящий момент не существует. Я говорю об организации саморегулируемых организаций на рынке нефтепродуктообеспечения. Никакая прокуратура, никакие следственные органы не смогут справиться с нелегальным сектором рынка, если не будет официального информатора, который сам работает и при этом лучше любых органов знает, кто чем занимается. Официальная и уполномоченная организация ответственна за работу компаний на рынке и соблюдение норм законодательства. Что легче проверять одну организацию или сотни компаний? Если есть саморегулируемая организация, всегда есть с кого спросить и не надо искать крайнего, он уже, можно сказать, официально назначен и несет ответственность. Но при этом у такой организации есть и право защищать своих членов от излишней опеки государства. В принципе частично уже сейчас эти функции на нашем рынке выполняет Российский топливный союз.
-Что-то уже делается сейчас?

- Конечно, в этой области активную позицию занимает антимонопольная служба, Минэкономразвитие, Российский топливный союз, Опора России и топливные операторы.
- Андрей Геннадьевич и еще один вопрос – можете ли вы дать прогноз развития рынка и ситуации на нем?

- Я оптимистичный пессимист, как и многие люди, занимающиеся бизнесом в России. Надеюсь, что все будет хорошо, и мы прорвемся, просто должны прорваться и обновленными выйти из кризиса. Но думать так и повторять это как молитву не достаточно. Надо принимать правильные решения и эффективно их исполнять – вот этим думаю и стоит заниматься. Что касается прогноза - негативные тенденции на нашем и смежных рынках сохранятся. Наверное, мы действительно достигли дна, вопрос в другом: как долго та или иная компания сможет на этом дне существовать? Как вы понимаете, дно оно дно и есть и долго находиться там не желательно. Надеюсь, что общими усилиями всех участников рынка и государства мы сможем увеличить плавучесть российской экономики.
Комментарии
Конфереция