Дефицит бензинов привел к росту цен: бензин Аи-95 - до 26455 рублей за тонну

В течение минувшей недели мировые цены на нефть продолжали снижаться. На открытии торгов 6 июля фьючерсный контракт на баррель нефти сорта Brent стоил $65,2, а на закрытии торгов 10 июля – $60,66. Основное снижение цен на нефть произошло в понедельник и во вторник. 6 июля индекс Dow Jones 30 Industrials вырос до 8324.9 пунктов, а 7 июля – упал до 8163.6 пунктов. Сохраняющаяся неопределенность относительно возможных сроков восстановления мировой экономики способствовала падению мировых цен на нефть в начале недели. По данным API, коммерческие запасы сырой нефти в США с 26 июня по 1 июля снизились на 1,398 млн bbl, запасы бензинов выросли на 767 тыс. bbl, и запасы тяжелых дистиллятов выросли на 3,416 млн bbl. Импорт сырой нефти снизился на 658 тыс. bbl/день – до 8,184 млн bbl/день. По данным Минэнергетики США, коммерческие запасы сырой нефти в стране с 26 июня по 3 июля снизились на 2,9 млн bbl – до 347,3 млн bbl, что превышает аналогичный показатель 2008 года на 17,8%. Запасы бензинов выросли на 1,9 млн bbl и достигли 213,1 млн bbl, что на 1,7% выше того же уровня 2008 года; запасы тяжелых дистиллятов увеличились на 3,7 млн bbl – до 158,7 млн bbl, что на 30,4% выше показателя на аналогичную дату предыдущего года. Переработка нефти сократилась с 14,992 млн bbl/день до 14,966 млн bbl/день, а загруженность НПЗ снизилась с 87% до 86,6%. Импорт нефти уменьшился с 9,363 млн bbl/день и составил 9,224 млн bbl/день. Отраслевые эксперты ожидали, что по состоянию на 3 июля запасы сырой нефти в США уменьшились за неделю на 3,0-3,2 млн bbl, запасы бензинов увеличились на 0,9-1,0 млн bbl, а запасы тяжелых дистиллятов возросли на 1,5-1,7 млн bbl. Таким образом, запасы сырой нефти снизились несколько меньше, чем ожидали эксперты, а рост запасов бензинов и тяжелых дистиллятов существенно превысил ожидания. Динамика пары EUR-USD (Forex) на прошедшей неделе была нестабильной. Доллар США во вторник и среду существенно укрепился относительно EUR. В четверг USD значительно снизился, что наряду с позитивной статистикой по рынку труда США технически способствовало покупкам нефтяных фьючерсов. В пятницу на рынке Forex наблюдалось укрепление Доллара США, на фоне которого нефть опять подешевела. Не добавили позитивных настроений свежие данные МЭА. Так, в мае промышленные запасы нефти и нефтепродуктов в странах ОЭСР увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 27,8 млн bbl, что соответствует 62,5 дням потребления – на 7,2 дня выше по сравнению маем 2008 года. Прогноз мирового потребления нефти в 2009 году МЭА не корректировало, сообщив при этом, что добыча нефти в странах ОПЕК растет второй месяц подряд. В июне добыча нефти в 12 странах ОПЕК, несмотря на беспорядки в Нигерии, увеличилась на 75 тыс. bbl/день и составила 28,7 млн bbl/день. По оценкам МЭА, нефтедобыча в странах, не входящих в ОПЕК, в 2009 году возрастет по сравнению с прошлым годом на 190 тыс. bbl/день и достигнет 50,8 млн bbl/день. На прошедшей неделе окончательно завершилось оформление графиков поставок нефти российскими компаниями в июле. Суммарно на Уфимские НПЗ будет поставлено чуть более 1,8 млн тонн западносибирской и башкирской нефти, а также газового конденсата. Поставки нефти на Афипский НПЗ в июле составят порядка 150 тыс. тонн. Таким образом, сокращение поставок нефти от запланированного ранее объема составляет приблизительно 540 тыс. тонн. 10 июля замначальника отдела таможенно-тарифных платежей Минфина РФ Александр Сакович сообщил, что экспортная пошлина на нефть с 1 августа может повыситься с $212,6/т до $220-224/т. По оценкам аналитика «Солида» Дениса Борисова, при цене нефти $60/bbl валовая доходность от ее экспорта (то есть, включая налог на прибыль) составляет около $10/bbl, что сопоставимо с уровнем первого квартала 2009 года. Августовская пошлина при цене нефти $60/bbl снизит валовую доходность от экспорта нефти до $8,5/bbl. Чистая прибыль от экспорта сырой нефти при $60/bbl оценивается в $8,5/bbl в июле и $6,4/bbl в августе. В связи с существенным снижением экспортной альтернативы большинство участников российского рынка ожидают снижения внутренних котировок нефти, которое, по оценкам «Кортес», при сохранении цены Urals на уровне $58-59/bbl, может составить порядка 30%. Однако из-за волатильности мирового рынка нефти первые ценовые предложения по сырью с поставкой в августе появятся не ранее 20 июля.

Рынок автобензина

К началу прошедшей недели средняя приведенная цена на автобензин марки Премиум-95 относительно NWE снизилась до 18669 руб./т, а относительно Med упала до 17405 руб./т с учетом налогов. Разница между средними ценами внутреннего рынка и приведенными котировками к 6 июля относительно NWE составила 6731 руб./т в пользу внутреннего рынка, а относительно Med – 7996 руб./т также в пользу внутреннего рынка. В начале завершившейся недели поставка автобензина на внутренний рынок была гораздо выгоднее его экспорта в NWE и Med. Несмотря на превышение цен внутреннего рынка над экспортной альтернативой, в течение минувшей недели на большинстве НПЗ спотовые цены на автобензин существенно повысились. В начале недели активно дорожал бензин Нормаль-80 – эту марку сейчас покупают с целью доведения до 92-го. Регуляр-92 и Премиум-95 в начале минувшей недели дорожали в меньшей степени, а на некоторых НПЗ «Кортес» зафиксировал единичные снижения спотовой цены. К концу минувшей недели рост спотовых цен на бензин ускорился, причем основные марки продукта подорожали практически на всех НПЗ. Снижение спотовой цены на бензины во второй половине недели «Кортес» зафиксировал на СалаватНОС, и на 92-й бензин – на Уфимской группе НПЗ, Ачинском НПЗ и КИНЕФе. В течение недели свободные объемы автобензина на ряде НПЗ были ограничены или отсутствовали. В особенности напряженность ощущалась по марке Нормаль-80. Очередной виток роста спотовых цен на бензин объективно обусловлен высоким внутренним спросом и продолжающимся дефицитом предложения на свободном рынке. В июне объем переработки нефти был вынужденно сокращен более чем на 800 тыс. тонн из-за отсутствия достаточных объемов сырья на спотовом рынке РФ. В июле объем переработки нефти опять сократился по сравнению с запланированным уровнем. Напряженность на российском рынке автобензина настолько велика, что «Роснефть» приняла решение перенаправить часть экспортных объемов автобензина на внутренний рынок. Падение мировых цен внушает покупателям оптимизм и надежду на возможное снижение внутренних цен на автобензин, но пока такое развитие событий не очевидно. Продавцы, во многом благодаря сокращению объема переработки сырья, оказались готовы к такому развороту событий (у «Роснефти» дефицит, уфимские давальцы уже законтрактовали практически весь объем автобензина). При этом производители и трейдеры стараются не выпускать на рынок крупные партии бензина. С другой стороны, по мере роста спотовых цен снижается платежеспособный спрос, и в настоящее время многие покупатели стремятся приобретать автобензин небольшими партиями.


По данным «Кортес», средние по РФ цены спотового рынка 13 июля составили (включая все налоги):
• на автобензин Нормаль-80 - 21648 руб./т (+1208 руб./т)
• на автобензин Регуляр-92 - 25469 руб./т (+509 руб./т)
• на автобензин Премиум-95 - 26455 руб./т (+911 руб./т)

«Газпром нефть» и «Татнефть» на прошедшей неделе несколько повысили оптовые цены на автобензин, произведенный Московским НПЗ, причем больше всего подорожала марка Нормаль-80. В мелкооптовом сегменте автобензин в целом подорожал еще больше, при этом «Кортес» зафиксировал небольшое снижение цен на высокооктановые бензины на одной из нефтебаз МО. Индекс «Кортес-Володарка» на бензин Нормаль-80 по итогам недели увеличился на 1,3% до 23600 пунктов, на Регуляр-92 – повысился на 0,2% до 25350 пунктов и на Премиум-95 – возрос на 2,1% до 26300 пунктов. «Сургутнефтегаз» на прошедшей неделе не изменял оптовую цену на бензин, произведенный КИНЕФом, а в мелкооптовом сегменте рынка СПб и Ленобласти цены в основном остались без изменения, либо снизились. Также на прошедшей неделе «Кортес» зафиксировал повышение мелкооптовой цены на автобензин у одного из трейдеров Ленобласти. Динамика цен на автобензин на ЛПДС на минувшей неделе была разнонаправленная – в зависимости от региона «Кортес» наблюдал как рост, так и снижение стоимости автобензина. За прошедшую неделю в ходе биржевых торгов было реализовано 240 тонн из выставлявшихся 2340 тонн автобензина Нормаль-80 по ценам 18830-23000 руб./т; 2640 из 4560 тонн Регуляр-92 (21500-28330 руб./т); 600 из 2640 тонн Премиум-95 (24700-30400 руб./т) и 60 из 180 тонн Супер-98 (30000 руб./т). Цены заключенных сделок в сравнении с предшествующей неделей по разным маркам изменились в различных направлениях. Во вторник «Роснефть» не выставляла на торги на МБНК автобензин, а в четверг выставила минимальные объемы – по 60 тонн. В минувшую среду состоялись очередные торги на ЭТП «Газпром нефти». Цены сделок превысили стартовые уровни на 500-2000 руб./т.


По итогам прошедшей недели «Кортес» зафиксировал повышение цены автобензина на заправках на 10 коп. – 3 руб. Бензин подорожал в большинстве регионов РФ. Средние по России цены АЗС 13 июля составили (включая все налоги):
• на автобензин Нормаль-80 - 17.79 руб./л (+0.33 руб./л)
• на автобензин Нормаль-92 - 21.00 руб./л (+0.45 руб./л)
• на автобензин Нормаль-95 - 22.53 руб./л (+0.40 руб./л)

Рынок дизтоплива

К началу минувшей недели средняя приведенная цена на дизтопливо относительно NWE снизилась до 12064 руб./т, а относительно Med уменьшилась до 11802 руб./т с учетом налогов. Разница между средними ценами внутреннего рынка и приведенными котировками к 6 июля относительно NWE составила 2833 руб./т в пользу внутреннего рынка, а относительно Med – 3095 руб./т также в пользу внутреннего рынка. Таким образом, в начале прошедшей недели реализация дизельного топлива на внутреннем рынке РФ была значительно выгоднее его экспорта в NWE и Med. Уровень спотовых цен на зимнее дизтопливо по итогам минувшей недели не практически изменился. «Кортес» зафиксировал единичное и небольшие снижение цены лишь на Уфимской группе НПЗ. Летнее дизтопливо в начале минувшей недели подорожало на КИНЕФе, Ачинском, Ангарском и Комсомольском НПЗ. На большинстве НПЗ Центрального, Южного и Приволжского ФО спотовые цены на летнее дизтопливо в начале недели ощутимо снизились. В конце минувшей недели существенно снизили спотовые цены на летнее дизтопливо НПЗ ЛУКОЙЛа, Уфимская группа, СалаватНОС и Ачинский НПЗ. Повышение спотовых цен на летнее ДТ в конце недели «Кортес» зафиксировал на Ангарском и Комсомольском НПЗ. Напряженности на внутреннем рынке дизтоплива нет, и ощутимое снижение спотовых цен на ДТ обусловлено динамикой мирового рынка нефти.

По данным «Кортес», средние по РФ цены спотового рынка 13 июля составили (включая все налоги):
• на летнее дизельное топливо - 15005 руб./т (-403 руб./т)
• на зимнее дизельное топливо - 16600 руб./т (-25 руб./т)

На рынке Москвы и МО «Татнефть» снизила оптовую цену на дизтопливо, а «Газпром нефть» оставила ее без изменения. В мелком опте «Кортес» наблюдал практически повсеместное снижение цен на дизтопливо. Индекс «Кортес-Володарка» на летнее ДТ S 0,2% по итогам минувшей недели снизился на 2,5% и составил 14500 пунктов, а на дизтопливо по нормам EN590 уменьшился на 1,0% – до 15200 пунктов. На рынке Ленобласти «Сургутнефтегаз» не изменял оптовую цену на дизтопливо, а в мелкооптовом сегменте динамика цен на минувшей неделе была разнонаправленной. На ряде ЛПДС «Кортес» также зафиксировал снижение цен на дизтопливо. В ходе биржевых торгов на минувшей неделе было реализовано 4700 тонн летнего ДТ S 0,2% из выставлявшихся 21200 тонн по ценам 13700-19600 руб./т; 1800 из 9180 тонн ДТ летнего S 0,05% (16250-17450 руб./т). Сделок по зимнему и арктическому ДТ на прошедшей неделе не было. Уровень цен сделок практически не изменился по сравнению со сложившимся неделей ранее. Динамика цен АЗС на дизтопливо в течение прошедшей была разнонаправленная – в некоторых регионах РФ «Кортес» зафиксировал снижение, а в других – рост розничных цен на дизтопливо, однако в большей части регионов страны цены АЗС на ДТ не изменились. Средние по РФ цены АЗС на дизельное топливо 13 июля составили 18.37 руб./л (+0.07 руб./л), включая все налоги.

Рынок мазута

К началу прошедшей недели средняя приведенная цена на топочный мазут относительно NWE снизилась до 7974 руб./т, а относительно Med уменьшилась до 8266 руб./т с учетом налогов. Разница между средними ценами внутреннего рынка и приведенными котировками к 29 июня относительно NWE составила 230 руб./т в пользу внутреннего рынка, а относительно Med – 61 руб./т в пользу экспорта. В начале завершившейся недели экспорт мазута в NWE и в Med и реализация продукта на внутреннем рынке РФ были примерно равнозначны по доходности. Динамика спотовых цен на топочный мазут на прошедшей неделе носила разнонаправленный характер. На фоне высокой экспортной альтернативы несколько повысилась спотовая цена на мазут на КИНЕФе. Также «Кортес» зафиксировал рост спотовых цен на мазут на заводе в Астрахани и Уфимской группе НПЗ (в начале недели). Напротив, в начале минувшей недели снизили спотовые цены на мазут Рязанская НПК, Саратовский НПЗ, ТАИФ-НК и Омский НПЗ. Во второй половине недели «Кортес» наблюдал снижение цен на Московском НПЗ, Самарской группе НПЗ, ОрскНОС, Уфимской группе НПЗ, СалаватНОС, Ачинском и Ангарском НПЗ. По данным «Кортес», 13 июля средние по РФ цены спотового рынка на топочный мазут М-100 составили 8704 руб./т (-171 руб./т) включая все налоги. Как и в случае дизтоплива, снижение спотовых цен на топочный мазут было обусловлено динамикой мирового рынка нефти. В ходе биржевых торгов на минувшей неделе было реализовано 180 тонн мазута из выставлявшихся 11420 тонн по цене 10100 руб./т.

Рынок авиакеросина

В первом квартале на внутреннем рынке авиакеросина наблюдался явный дисбаланс спроса и предложения – спрос упал более чем на 30%, а объем производства снизился лишь на 5%. Это привело к существенному и продолжительному снижению спотовых цен на авиакеросин. Нефтяные компании, стремясь сбалансировать внутренний рынок авиакеросина, снижали производство продукта за счет наращивания выпуска дизтоплива и планомерно увеличивали объемы поставок авиакеросина на экспорт. Полностью выйти на баланс спроса-предложения внутренний рынок авиакеросина должен в августе, тем не менее, в начале минувшей недели «Кортес» зафиксировал существенный рост спотовых цен на авиакеросин на всех НПЗ. Цены были повышены примерно до уровня экспортной альтернативы. По данным «Кортес», 13 июля средние по РФ спотовые цены на авиакеросин ТС-1 и РТ составили 15265 руб./т (+1440 руб./т) включая все налоги. По мнению Павла Строкова, «Кортес», цены на авиакеросин до конца июля продержатся на уровне, зафиксированном на минувшей неделе.

С бензином все непросто

В отрыве внутренних цен на автобензин от уровня экспортной альтернативы не следует винить монополизм нефтяников. Основную роль в этом процессе играют факторы спроса и предложения, а также сокращение объемов переработки сырья в июне и июле на ряде НПЗ. Несмотря на 49%-ное падение продаж новых пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в первом полугодии 2009 года, автопарк страны за 6 месяцев вырос на 764 тыс. новых автомобилей, что является фундаментальным фактором, обеспечивающим постепенное увеличение напряженности на внутреннем рынке автобензина. Медленный прогресс в реализации «бензиновых» проектов на российских НПЗ в среднесрочной перспективе может привести к периодам существенной напряженности на внутреннем рынке и быстрому росту цен на автобензин. Наконец, перспективы российского рынка автобензина в августе пока не ясны. По данным «Кортес», в конце июля останавливается на ремонт Ачинский НПЗ и один из заводов Самарской группы, а на вторую половину августа на Омском НПЗ запланирован ремонт установки каталитического риформинга (предназначена для производства высокооктанового бензина). При хорошем стечении обстоятельств, объем производства бензинов в августе не снизится по сравнению с июлем, но напряженность на рынке автобензина, видимо, сохранится.


Индексы отпускных цен российских НПЗ

Индексы отпускных цен российских НПЗ

Комментарии
Конфереция