Как я был во Владивостоке «королем бензоколонки»

Свой путь к вершинам этого бизнеса я решил начать со скромной должности заправщика - все как-то ближе к нефти. К тому же друг, который посвятил два года жизни этой трудной и порой опасной профессии, говорил, что деньжат там заработать можно, а особо утруждаться не придется.
«Шланг вставлять – тут мозги нужны»

АЗС во Владивостоке полно, но пристроиться туда, как оказалось, не так-то просто. Вакансии расхватывают моментально. Меня выручили спасительные «связи». Мой товарищ, многозначительно подняв указательный палец, сообщил, что поговорил «с кем надо» и я могу смело двигать на заправку. На следующее утро, прихватив паспорт и трудовую книжку, я отправился на собеседование. - Судим не был? – не отрывая глаз от бумаг, сурово поинтересовался мужик. Видимо, главный по кадрам. – Если да, то до свиданья. Убедившись, что я не вор-рецидивист и не сбегу со всей выручкой в Мексику в первый же день, мой собеседник сменил тон на более любезный. Дежурно расспросил, где учусь, где работал и через пару минут резюмировал: - Подходишь. Сейчас ознакомишься с техникой безопасности, пройдешь инструктаж и можешь приступать. И помни: шланг вставлять – это не все твои обязанности. Тут и мозги нужны. А главное – вежливость. Понял? Понимающе кивнув, я принял из его рук инструкцию по технике безопасности и пообещал изучить ее от «А» до «Я». С этого момента огонь в пределах заправки стал для меня потенциальным врагом. Об этом напоминал каждый пункт документа, который на несколько недель стал моей библией. После того, как я поставил автограф в указанном месте внизу листа бумаги, меня передали на поруки более опытному коллеге Диме, и мое знакомство с профессией началось.
Терпение и труд все перетрут?

Смена – сутки через трое. И на эти сутки заправка – твой дом. Правда, этот дом постоянно пахнет бензином, и в нем очень часто бывают. Так называемая комната отдыха – маленькое, даже уютное помещение. Здесь можно попробовать поспать в редкие минуты затишья на раздолбанной и стонущей при каждом движении тела тахте. - Тут и туалет есть. Только он не работает, – просветил меня Дима. – Ремонт уже с месяц тянется, так что захочешь по нужде – терпи. С заправки тебе отлучаться нельзя, а кустов, как видишь, в округе нет. На крайний случай ведро стоит за дверью. Да, кстати, держи спецодежду. С этими словами он протянул мне комбинезон. Я быстро натянул его поверх своей одежды и, источая сложный аромат бензина и пота, гордо зашагал к бензоколонке. Первого клиента не пришлось долго ждать. Дима подтолкнул меня: «Вперед». Почти бегом я помчался к новенькой иномарке. - Вам какой? - 95-й, - ответил седовласый водитель. И тут же недовольно бросил: - Опять на 50 копеек подорожал? Совсем офигели эти олигархи. Я не нашелся, что ответить на столь справедливое замечание, но на выручку мне пришел мой наставник, мягко объяснивший клиенту: - Ну, не мы же устанавливаем цену на топливо, а поставщики. Все вопросы к ним. Поворчав, мужчина расплатился и укатил. За день мне не раз приходилось повторять сказанное Димой. Попадались клиенты, в основном дальнобойщики, которым явно хотелось с кем-нибудь поговорить, и тогда дискуссии вокруг стоимости бензина затягивались надолго.
Клиенты бывают разные: пьяные, глупые и опасные

Проработав три смены, я более-менее освоился с обстановкой и даже мысленно провел классификацию клиентов по психотипу. Первый тип – это, конечно, идеальный клиент. Тот, который «пришел, заправился, заплатил». О них и рассказывать особо не стоит. А вот остальные разновидности весьма интересны. Клиенты-«чайники». Нет, здесь речь не только о дамочках, приезжающих на микромашинках и задающих вопросы: «А куда тут бензин лить? А как мне бак открыть?» К этой же категории можно отнести и водил мужского пола. Однажды, пока я заливал полный бак одному такому субъекту, произошел забавный случай. Я вставил пистолет в бак, а мужчина ушел к кассе. Деловито рассчитавшись с оператором, он направился к машине. Прежде чем кто-то что-то успел понять, он уже нажал на педаль газа и рванул с места. С пистолетом в баке. Дико крича и размахивая на бегу руками, я бросился за ним. Но было уже поздно: пистолет уезжал с клиентом, а обезглавленный шланг поверженно лежал на асфальте. Однако окончательно из душевного равновесия меня вывела реакция этого «шумахера»: - Сам виноват, - брызгая слюной, вопил он. – Надо было быстрее заправлять. Почему я должен ждать?! Я расплатился – все, значит, можно ехать. В итоге мы разошлись почти полюбовно. Слава богу, на современных заправках такие приколы некритичны: подача топлива при определенном натяжении шланга прекращается. Но с неграмотного клиента все равно «сдернули» 1000 рублей – за порчу имущества. - Удачный день, - порадовался Димка и разделил прибыль по справедливости: себе – 700 рублей, мне – 300. – Зеленый еще, чтобы не зазнался, - строго ответил он на мой возмущенный взгляд. Вторая группа согласно моей классификации - клиенты-«недомажоры». О, это самый ненавистный всеми заправщиками тип! Как правило, им от 18 до 21. Наведываться на АЗС предпочитают ночью. Гоняют на дорогих «японках». Заправляют авто всегда ровно на сто рублей, и не больше. За ночь один и тот же «недомажор» может приехать два - три раза все с той же сотней. Вот представьте: конец смены – только начинаешь засыпать, но тут за окном рев двигателя. Подрываешься и мчишься к машине. Тонированное окно опускается, оттуда высовывается рука с «соткой», а тебе гордо заявляют: - На все. Сдачи не надо. В ответ хочется дерзить, но я твердо помню первые наставления кадровика про вежливость и мужественно стискиваю зубы. «Заправленные» клиенты. Эти типчики самые опасные, но, к счастью, мне попадались редко. «Заправленные» не выходят, а вываливаются из машины. Отмахиваясь от заправщиков, они сами нащупывают неверными руками шланг и пытаются вставить его в выхлопную трубу. По технике безопасности пьяным отпускать бензин нельзя. Но однажды я просто проморгал, что клиент «заправленный», и залил в его авто полный бак. Тот, как положено, расплатился, но уезжать и не думал. Вижу, что-то внимательно разглядывает на приборной панели. «Ну и пусть», - подумал я и отвернулся. Через минуту, бросив на него взгляд, чувствую, как волосы на голове начинают шевелиться от ужаса. Зловеще приговаривая: «гады, недолили», мужик осматривает свой бак с помощью… зажигалки. Как ничего не взорвалось, не понимаю до сих пор.
Способы разбогатеть быстрее

На четвертую смену Дима пребывал в особо приподнятом настроении (ему удалось удачно продать свои «дрова»), и он решил посвятить меня в некоторые секреты дополнительного заработка. - Те 15 тысяч, что мы получаем, конечно, неплохо, - заговорщицки шептал он. – Но это не предел. Самый лучший способ «мутить» - это обналичивать бензин по ведомостям. Вот смотри, приезжает клиент. Его цель – тоже захапать себе подотчетные деньги. Бак у него и так полный. Он дает тебе квитанцию, ты проставляешь, что залил ему, например, 30 литров. Берешь деньги из кассы и отдаешь ему нужную за бензин сумму, при этом 10 процентов оставляешь себе. В итоге в выигрыше оба. Понял? Но здесь, оказалось, есть свои подводные камни. Излишки бензина надо потом кому-нибудь слить, при этом будучи полностью уверенным, что клиент не попросит чек. К тому же есть опасность, что за твою смену на нужное количество топлива никто не заправится. Поэтому, главное, по словам Димы, - не жадничать и «мутить» в меру. Еще один способ заработка – торговля чеками. Большинство автолюбителей их не забирают. Чтобы добро не пропадало, его можно выгодно продать. За день через заправку проезжает много командировочных. Заправляются они, например, на 10 литров, а чек просят на 30, обходится им это недорого – по рублю за литр. Отработав в общей сложности пять смен, я пришел к выводу, что заправщик – отличная профессия и зарабатывать можно до 25 тысяч рублей в месяц.
Пять мифов об АЗС

- Заправщики разбавляют бензин.
Сделать это невозможно, резервуар находится под землей. Разбавленное топливо может привезти только поставщик.
- Топливо недоливают, а остатки потом продают «налево».
Практически все современные заправки автоматические, поэтому искусственно прекратить подачу топлива нереально.
- На маленьких АЗС заправляться опасно.
На самом деле топливо там не хуже, чем на «авторитетных» заправках. Просто у «мелких» нет денег, чтобы отгрохать себе большие площади, да и конкуренция огромная – поэтому строят небольшие заправки на несколько колонок. Это не относится, конечно, к АЗС, где бензин наливают из контейнера, не отмеченного никакими опознавательными знаками.
- Топливо в пластиковые канистры не льют, потому что это невыгодно.
Наполнять бензином пластиковую емкость просто опасно. Заправщику ведь неизвестно, в каком она у вас состоянии: если топливо протечет в багажнике, то при малейшей искре может случиться трагедия. Поэтому лить бензин в сомнительные емкости категорически запрещено инструкция.
- Глушить двигатель на АЗС – пустая формальность.
Это может быть очень опасно, особенно если у вас в баке остались последние капли топлива. Когда в двигатель внутреннего сгорания (!) начнет поступать бензин, любая искра может его воспламенить, и тогда на воздух взлетит и машина, и заправка.
Кстати

Чтобы отличить хорошую заправку от «шарашкиной конторы», обратите внимание на следующие вещи:
- На доске информации должен быть указан юридический адрес и размещены все лицензии и разрешения,
- Цены на разные виды топлива должны хорошо читаться,
- На колонке есть инструкция по использованию,
- Рядом с окошком оператора должны стоять пробники - колбочки с бензином разного типа, где видны цвет и консистенция топлива,
- Обязательно должны быть огнетушитель и ящики с песком.
Комментарии
Конфереция