Правительство намерено сделать экспорт мазута экономически невыгодным

Правительство намерено сделать экспорт мазута экономически невыгодным, чтобы стимулировать переход от перегонки так называемым «самоваром» к более глубокой переработке нефти. Но многие компании могут не успеть перестроить свои мощности. Правительство намерено сблизить ставки пошлин на нефть и нефтепродукты. Как сообщил в среду статс-секретарь министра финансов РФ Сергей Шаталов, такое сближение может быть проведено в 2011 году, причем это будет «движение пошлин навстречу друг другу». Сейчас экспортная пошлина на нефтепродукты значительно ниже, чем на нефть, а потому, пояснил Шаталов, компании перегоняют нефть по самой примитивной, дешевой технологии (так называемым «самоваром»). После такой переработки на выходе получается низкооктановый бензин и остается значительное количество тяжелых фракций – битума и мазута. Все это и отправляется на экспорт. Нефтяникам это выгодно, но фактически за рубеж уходит огромное количество сырья, которое можно было бы подвергнуть дальнейшей переработке. «Это даже не столько создание добавленной стоимости, сколько уничтожение стоимости. Государство, наверно, не должно поощрять такую практику», – отметил он. «С 1 июля пошлина на вывоз тонны нефти должна составить $212, – рассказывает представитель компании «ЛУКойл». – На светлые нефтепродукты – $155 за тонну, а на темные – всего $62. Сравните». Мазут стоит $228 за тонну, а тонна нефти, если исходить из цены в $70 за баррель, будет стоить около $500. Таким образом, пошлина с нефти составляет почти половину стоимости, в то время как для мазута она меньше трети цены. «По России доля мазута от общего объема перерабатываемой нефти составляет 37%. В то время как в Европе тот же показатель равен 8,7%», – добавляет аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин. Впрочем, по словам представителя «ЛУКойла», крупные компании вынуждены соответствовать введенным стандартам (то есть производить высококачественный продукт, например, бензин стандарта не ниже Е4). Поэтому крупные компании постепенно увеличивают глубину переработки нефти, уменьшая тем самым остаток тяжелых фракций. В основном производят и экспортируют мазут мелкие и часть средних компаний, которые перерабатывают нефть на заводах постройки 30–40-летней давности. Против их «самовара» направлена инициатива правительства. «Но здесь все не так просто, – предупреждает эксперт одной из российских нефтяных компаний. – В России добывается столько нефти, что переработать ее всю на существующих мощностях мы не можем. Кроме того, за рубежом наши высококачественные продукты тоже никто особо не ждет – там хватает своих НПЗ, которым надо работать». Чтобы сделать экспорт мазута менее выгодным, чем его переработка, необходимо, как минимум, уровнять пошлины на бензин с пошлинами на мазут, добавляет эксперт. Правительство явно придерживается того же мнения – Сергей Шаталов сообщил, что возможно также решение по унификации ставок пошлин на вывоз светлых и темных нефтепродуктов. По словам чиновника, это может быть сделано в 2011 году. Проблема в том, что мощностей по переработке не хватает, а оборудование для современных НПЗ в России не производится, напоминает аналитик ИК Financial Bridge Дмитрий Александров. «Среднее время постройки нового НПЗ – 2 года. То есть на период около двух лет у компании, строящей завод, будет снижена рентабельность из-за самой стройки, плюс сюда добавляются расходы на дорогое зарубежное оборудование», – говорит эксперт. А потому, по его мнению, проблему надо решать в комплексе и в первую очередь обнулить пошлины на ввоз оборудования для НПЗ. «Не все компании смогут быстро перестроиться под новые пошлины, даже если не строить новые мощности, модернизация старых может занять год-два, – говорит Дмитрий Лютягин. –Может возникнуть ситуация, когда мазут экспортировать станет уже невыгодно, а перерабатывать его пока еще не на чем». По словам эксперта, это может привести к обрушению рынка мазута.
Комментарии
Конфереция