Справедливая цена барреля нефти - $70-90, решили руководители нефтегазовых компаний на форуме в Петербурге

Справедливая цена барреля нефти — $70-90, решили руководители ведущих нефтегазовых компаний на форуме в Петербурге. Год назад при цене в $138 они прогнозировали $70-100 к 2010 г. В ценовых перекосах нефтяники винят спекулянтов, но как от них избавиться — не знают.
Надеюсь, через 5-10 лет мы будем разрываться [между мероприятиями форума], но, к сожалению, сегодня «Сколько стоит нефть?» — главный вопрос для страны«, — объяснил свой интерес к этой сессии руководитель «КЭС-холдинга» Михаил Слободин.
На нее нужно было записываться заранее, но и это не помогало: многим пришлось довольствоваться трансляцией, свободных мест в зале не было. В проходах толпились люди, не связанные с нефтяной отраслью: советник президента Леонид Рейман, тот же Слободин. Пришли послушать и президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко, руководитель Росимущества Юрий Петров.

Справедливая цена барреля нефти — $70-90

Несколько участников сказали, что пришли послушать доклад вице-премьера Игоря Сечина. Временная стабилизация на нефтяном рынке не должна никого вводить в заблуждение, с ходу предупредил он: спрос падает, а цены очень высоки (в пятницу котировки WTI пробивали отметку $70/барр., см. рисунок). Цена должна определяться спросом и предложением, а на деле все иначе. Виноваты спекулянты, констатировал Сечин. В доказательство он демонстрировал график, где огромные столбцы, изображающие объемы торгов без поставок сырья, соседствовали с мизерными, отражающими реальный рынок. Цена имеет смысл, если она подкреплена большим числом реальных сделок, иначе торги нефтью превращаются в рынок ценных бумаг, посетовал Сечин и предложил ограничить участие спекулятивного капитала в торгах.
В этом могут помочь долгосрочные контракты на поставку сырья, зарегистрированные на бирже, считает вице-премьер. Еще одно предложение — мультивалютные контракты (чтобы снизить риски, связанные с курсом доллара). Нужно формировать и региональные цены, продолжал Сечин: сейчас на биржах торгуются в основном сорта WTI и Brent, хотя их доля в общей добыче очень мала.



Нефтяникам предложения Сечина понравились: нужны и система торгов другими марками нефти, и переход на разные валюты, перечислил исполнительный директор ТНК-ВР Виктор Вексельберг.
Но как избавиться от спекулянтов, никто не знает. Прямые поставки приведут к снижению прозрачности рынков, возразил Сечину управляющий директор и руководитель исследований брокера Louis Capital Markets Эдвард Морзе. Полагаться на долгосрочные договоры сейчас «немодно», отмечает президент Strategic Energy & Economic Research Майкл Линч: и продавцы, и покупатели уже пришли к выводу, что цена, заложенная в таких контрактах, оказывается для них невыгодной. Они и сейчас могут использовать фьючерсы, чтобы зафиксировать цены на год вперед. А спекуляционный фактор оказывал давление на цены и до появления фьючерсных торгов нефтью, например в 1979-1980 гг., отметил Линч.
Под воздействием спекулянтов рыночные котировки отклонились от справедливой цены. Какова она, постарались определить участники сессии.
Сначала голосовали все, кроме глав нефтяных компаний, затем отдельно нефтяники. В обоих случаях победила цена в $70-80/барр. За нее проголосовало 31,4% руководителей и 25,7% остальных. Из нефтяников никто не назвал справедливой цену больше $110/барр. Второе место заняла цена в $80-90 (28,6% и 18,2%) .
Сечин признался, что голосовал за $70-80: эта цена позволит нефтяным компаниям в нормальном режиме разрабатывать месторождения. А вот выше этой планки появляется риск, связанный с привлечением большого количества финансовых инвесторов и последующим обрушением рынка.
На рынок вернулись спекулянты и начинают разгонять цены, подтвердил президент «Лукойла» Вагит Алекперов, который не видит фундаментальных причин для цены нефти больше $70/барр. и меньше $40/барр. Вексельберг нажал кнопку $80-90 — эта цена позволит компаниям обеспечить необходимые инвестиции в проекты и разведку. Иное мнение у предправления «Газпрома» Алексея Миллера: нынешний уровень цен, около $70/барр., — это «не техническая коррекция и не флуктуация, а возвращение к докризисному тренду». Рынок отразил изменение настроений в экономике и цена нефти к концу 2009 г. достигнет $85/барр., передала его слова пресс-служба «Газпрома».
Прогноз президента «Роснефти» Сергея Богданчикова — средняя цена в 2009 г. не более $55/барр. Рынки среагировали на итоги голосования, сказал позднее президент Дмитрий Медведев: «По итогам торгов сегодня все-таки нефть немножко подросла <...> уже медленно, но верно нефть все-таки двигается к тому показателю, за который вы все коллективно проголосовали. Так что, может быть, скоро дождемся и $70/барр.».
О необходимости инвестиций в разведку и добычу говорили почти все — иначе потом нефти не хватит и цены взлетят.
Многое зависит от затрат на добычу нефти и фискальных режимов, предупредил председатель Cambridge Energy Research Associates доктор Дэниэл Ергин. Именно налоговый вопрос подняли на встрече с Медведевым главы иностранных нефтяных компаний, сказал Вексельберг (см. статью на стр. А3). К 2010 г. 67% месторождений мира не смогут обеспечить должные уровни добычи, поэтому нужно инвестировать, вторил исполнительный директор МЭА Нобуо Танака. Если мы не будем инвестировать в Восточную Сибирь, Ямал, Арктику, то себестоимость добычи вырастет кратно и это отразится на мировых рынках, соглашался Вексельберг. «Если не будем это делать, дойдем до $150 и больше в ближайшее десятилетие», — считает главный исполнительный директор ВР Тони Хейворд. Без капвложений «прогноз, высказанный министром нефти Саудовской Аравии в $150/барр., через 2-3 года может оказаться реалистичным», полагает Сечин.
Альтернативные источники энергии важны, но не смогут полностью заменить нефть, уверен предправления Chevron Дэвид О'Рейли: «Нужно продолжить инвестировать, иначе мы не выберемся из этой дыры, которая нас всех сейчас топит».
Комментарии
Конфереция