Анализ рынка нефти и нефтепродуктов с 25 по 29 мая

Почти всю прошедшую неделю нефть на мировом рынке дорожала: среди причин роста цен на нефть – остающаяся напряженной ситуация в Нигерии. Кроме того, во вторник Conference Board опубликовал обнадеживающую макроэкономическую статистику: индекс потребительского доверия в США в мае повысился на 14,1 пункта – до 54,9 пунктов, хотя аналитики прогнозировали этот показатель на уровне 43 пунктов.

В середине прошлой недели API обнародовал сводки о запасах нефти в США: на неделе, завершившейся 22 мая, запасы нефти сократились на 2,82 млн bbl, а запасы бензина уменьшились на 758 тыс. bbl.

Позитивным для мирового рынка был отчет Минэнергетики США: снижение запасов нефти за неделю на 5,41 млн bbl и бензинов – на 537 тыс. bbl. На этом фоне импорт сырой нефти в страну остался практически неизмененным – 8,78 млн bbl, а загрузка американских НПЗ возросла на 3,3 процентных пункта – до 85,11%, что оказалось очень позитивной новостью.

28 мая на очередном саммите в Вене руководство ОПЕК приняло предсказанное аналитиками решение сохранить объемы добычи нефти на текущем уровне, мотивируя свое решение признаками восстановления мировой экономики и роста спроса на энергоносители. У инвесторов появилась надежда на дальнейший «разгон» цен на «черное золото», а некоторые аналитики на прошлой неделе взялись прогнозировать возврат стоимости барреля к 100-долларовому рубежу уже в 2011 году.

МЭА, тем временем, в своих прогнозах цен на нефть было не столь оптимистично. Его представитель Дидье Хуссен на прошлой неделе отметил, что пока нет «признаков восстановления, несмотря на то, что то тут, то там появляются определенные позитивные сигналы, которых так ждет рынок». Текущие цены «отражают определенный оптимизм на финансовых рынках относительно того, что мы уже прошли дно рецессии».

Установившегося новостного фона хватает для обоснования оптимизма инвесторов, что и приводит к постоянному росту цен на нефть. Насколько рост котировок нефти оправдан объективно, покажет лето. Пока вероятность того, что цены увеличились благодаря стараниям спекулянтов, высока, и если «пузырь» схлопнется, нас ожидает существенное, возможно, двукратное снижение цен на нефть с текущих уровней.

Основная «внутрироссийская» новость прошедшей недели и, потенциально, крайне негативная для рынка нефтепродуктов страны в случае заметной коррекции мировых котировок – это подписанное 26 мая премьером В.Путиным постановление №447. В соответствии с документом, вывозная пошлина на сырую нефть с 1 июня повышается до $152,8 на тонну, на светлые нефтепродукты – до $115,2 на тонну, и на темные – до $62,1 на тонну.

В конце прошедшей недели на свободном рынке нефти РФ сохранился дефицит сырья. По оценкам «Кортес», оставался незакрытым спрос на нефть в объеме около 0,5 млн тонн. Средняя цена на нефть с поставкой в июне по предварительным данным увеличилась по сравнению с предыдущим месяцем на 2100 руб./т.

28 мая котировки на Сургутском УУ составили 8850-8950 руб./т, а экспортный эквивалент – 9900-9910 руб./т с учетом вывозной пошлины, действующей с 1 июня. Переработчикам оставалось надеяться на возможность закупки дополнительных ресурсов нефти в июне. Однако в связи с повышением мировых цен на нефть, а также острым дефицитом сырья на внутреннем рынке, следует ожидать дальнейшего роста стоимости нефти, который, отметим, уже компенсируется существенным удорожанием нефтепродуктов.

Рынок автобензинов

С 22 по 25 мая средняя приведенная цена на автобензин марки 95R относительно NWE увеличилась на 25 руб./т, а относительно Med снизилась на 81 руб./т. Разница между средними ценами внутреннего рынка и приведенными котировками к 25 мая составила 120 руб./т относительно NWE и 1111 руб./т – относительно Med в пользу внутреннего рынка.

В течение прошедшей недели спотовые цены на автобензин росли практически повсеместно. Большинство производителей увеличили стоимость продукции дважды – в начале и в конце недели. Не повышал цены лишь КИНЕФ, однако на НПЗ не было свободных объемов ни одной из марок автобензина.

Аналогичная ситуация сложилась также на ряде других предприятий – отгружались, в основном, ранее законтрактованные объемы, а в конце недели на спотовом рынке ощущался явный дефицит автобензина. Кроме того, в конце недели сохранялась неопределенность с ценами и объемами автобензина на июнь.

По данным Росстата, объем производства бензина в РФ с 18 по 24 мая увеличился на 5,3%. Рост производства наряду с дефицитом предложения может свидетельствовать об увеличении внутреннего потребления автобензина, которое, очевидно, носит сезонный характер. Кроме того, за последние три недели дифференциал средних спотовых цен между 95-м и 92-м автобензином существенно уменьшился, что может свидетельствовать о росте внутреннего потребления высокооктанового бензина. Перечисленные факторы создают фундаментальную основу для дальнейшего увеличения цен на автобензин во всех сегментах внутреннего рынка – в оптовом, мелкооптовом и розничном.

К 29 мая оптовые цены на автобензин на рынке Москвы существенно повысились, причем наиболее резко у «Татнефти» и «Газпром нефти» подорожали высокооктановые марки (на 1700-2400 руб./т). Мелкооптовый сегмент отреагировал еще большим повышением цен (до +3000 руб./т), а некоторые нефтебазы региона приостановили реализацию автобензинов.

Обстановка на рынке СПб была спокойнее: «Сургутнефтегаз» цены не повышал уже на протяжении двух недель, а многие нефтебазы повысили стоимость автобензина в период с 18 по 22 мая. В результате подорожаний было немного, хотя это также может свидетельствовать о дефиците предложения.

Резко подорожал высокооктановый автобензин на ЛПДС (Володарская, Черкассы, Хохлы, Сокур). Диапазон роста цен на марку АИ-92 составил 2200-4200 руб./т, АИ-80 подорожал на 1000-2200 руб./т.

Напряженная ситуация на спотовом рынке нефтепродуктов и позитивные новости, поступающие из-за рубежа, оживили биржевые торги. В течение прошедшей недели было реализовано 1980 тонн из выставлявшихся на торги 9160 тонн автобензина Нормаль-80 по ценам 16500-18300 руб./т; 11160 из 16537 тонн Регуляр-92 (19500-24200 руб./т); 1800 из 4200 тонн Премиум-95 (19900-24300 руб./т) и 180 из 1020 тонн Супер-98 (22100-22650 руб./т).

Неудивительно, что на фоне резкого роста цен на автобензин в оптовом и мелкооптовом сегментах, стоимость топлива на АЗС прекратила снижаться, а в некоторых регионах, в частности, в Москве и СПб, увеличилась. По итогам прошедшей недели 80-й и 92-й автобензины в среднем по РФ подорожали на 1 копейку, а 95-й – подешевел на 5 копеек.

По данным мониторинга ИАЦ «КОРТЕС», средние по РФ цены спотового рынка на основные нефтепродукты на 01.06.2009 составили (вкл. все налоги):

  • автобензин марки А-76/80 17 360 руб/т (+1571 руб/т)
  • автобензин марки А-92/93 20 569 руб/т (+2350 руб/т)
  • автобензин марки Аи-95/96 21 304 руб/т (+2274 руб/т)
  • дизельное топливо летнее 14 730 руб/т (+430 руб/т)
  • дизельное топливо зимнее 16 241 руб/т (+694 руб/т)
  • мазут топочный М-100 7 332 руб/т (+491 руб/т)
  • авиационный керосин ТС/РТ 14 362 руб/т (+75 руб/т)

Средние по РФ цены АЗС на основные нефтепродукты на 01.06.2009 составили (вкл. все налоги):

  • автобензин марки А-76/80 15.74 руб/литр (+0.01 руб/л)
  • автобензин марки А-92/93 17.93 руб/литр (+0.01 руб/л)
  • автобензин марки Аи-95/96 20.18 руб/литр (-0.05 руб/л)
  • дизельное топливо 18.04 руб/литр (-0.05 руб/л)
Рынок дизтоплива

С 22 по 25 мая средняя приведенная цена на дизтопливо относительно NWE уменьшилась на 191 руб./т, а относительно Med снизилась на 224 руб./т. Разница между средними ценами внутреннего рынка и приведенными котировками значительно увеличилась по сравнению с показателями предыдущего мониторинга и к 25 мая составила 2109 руб./т относительно NWE и 2459 руб./т – относительно Med в пользу внутреннего рынка.

Гораздо более высокий уровень средних внутренних цен на дизтопливо по сравнению с экспортной альтернативой привел к тому, что спотовые цены на продукт в течение прошедшей недели повышались в меньшей степени, чем на автобензин. Так, вообще не дорожало дизтопливо на НПЗ ЛУКОЙЛа, на Астраханском ГПЗ и Саратовском НПЗ, а на ряде заводов мониторингом «Кортес» было зафиксировано однократное повышение спотовой цены. При этом в конце недели на некоторых заводах ощущался дефицит дизтоплива.

У меньшего удорожания дизтоплива на спотовом рынке может быть еще одна фундаментальная причина. Данный продукт, в основном, потребляется промышленностью, строительной отраслью, сельским хозяйством, на железной дороге, а также отраслью грузоперевозок. Серьезные проблемы у некоторых из перечисленных отраслей в связи с кризисом способны привести к существенному сокращению внутреннего потребления дизтоплива. Низкий спрос, таким образом, будет постоянно препятствовать увеличению цен производителями.

Отметим, что Росстат зафиксировал рост выпуска дизельного топлива 18-24 мая на 6,6%. Возможно, поводов и резервов для увеличения внутренних цен на дизтопливо сейчас действительно не так много.

На оптовом рынке Москвы дизтопливо S 0,2% подорожало у региональных производителей на 700-1200 руб./т, а цена на ДТ по EN-590 не повышалась. В мелкооптовом сегменте дизтопливо дорожало в еще меньшей степени, чем у производителей. На отдельных нефтебазах реализация продукта была приостановлена, было зафиксировано единичное снижение цены дизтоплива на 100 руб./т. Это не лучшим образом характеризует спрос на продукт.

Примерно аналогичная ситуация наблюдалась в мелкооптовом сегменте рынка СПб. При этом региональный производитель «Сургутнефтегаз» оптовую цену на дизтопливо не повышал уже на протяжении двух недель.

На большинстве ЛПДС цена на дизтопливо в течение прошедшей недели повысилась в пределах 500 руб./т. На ЛПДС в Новосибирской области и Башкортостане мониторинг «Кортес» зафиксировал рост цен на летнее ДТ в диапазоне 800-1400 руб./т.

В ходе биржевых торгов на прошедшей неделе было реализовано 11320 тонн ДТ летнего S 0,2% из выставлявшихся 26920 тонн по ценам 13500-18200 руб./т и 360 из 4830 тонн ДТ летнего S 0,05% (13200 руб./т). Результаты торгов подтверждают низкий спрос на Евро-дизтопливо, во многом, из-за отсутствия должного контроля над реализацией топлив на АЗС.

В отличие от автобензина, в течение прошедшей недели мониторинг «Кортес» не зафиксировал повышений цен АЗС на дизтопливо. В большинстве регионов розничные цены остались неизменными, а кое-где – продолжили снижение. Средние по России розничные цены на дизтопливо по итогам недели снизились на 5 копеек.

Рынок мазута

С 22 по 25 мая средняя приведенная цена на топочный мазут относительно NWE уменьшилась на 187 руб./т, а относительно Med снизилась на 211 руб./т. Разница между средними ценами внутреннего рынка и приведенными котировками несколько уменьшилась и к 25 мая составила 792 руб./т относительно NWE и 828 руб./т – относительно Med в пользу экспорта.

Цены на топочный мазут на спотовом рынке РФ в течение прошедшей недели в целом продолжили рост, хотя динамика наблюдалась неоднородная: от резкого подорожания продукта до неизменных цен, либо незначительного удешевления мазута.

По всей видимости, разрешается проблема с затоваренностью на Уфимской группе НПЗ – спотовая цена на мазут там повышалась дважды (на 600 руб./т в начале недели и на 100-300 руб./т – в конце). На 600 руб./т подорожал в начале прошедшей недели мазут на Омском НПЗ.

На спотовом рынке сохранился более чем двукратный разброс цен на топочный мазут, очевидно, во многом из-за региональной специфики и размеров складских запасов у производителей.

В ходе биржевых торгов на прошедшей неделе было реализовано 7440 тонн топочного мазута из выставлявшихся 25060 тонн по ценам 6550-10950 руб./т. Диапазон разброса цен биржевых сделок также достаточно велик, что в целом подтверждает «адекватность» стоимости продукта на спотовом рынке.

Наблюдаемые тенденции свидетельствуют о четкой сегментации рынка нефтепродуктов РФ на B2B и B2C. Именно второй сегмент сейчас оказался гораздо более прибыльным, а кризис минимально отразился на объемах потребления топлив. Оптовые цены на высокооктановый автобензин, преимущественно потребляемый частным легковым транспортом, увеличиваются наиболее динамичными темпами.

В сегменте B2B ситуация хуже – спрос резко снизился, и признаков его восстановления пока нет. Примеры – отрасль авиаперевозок (средняя спотовая цена на авиакеросин в целом снижается с конца февраля) и промышленность (в отличие от автобензина, производители не смогли полностью отыграть рост мировых котировок нефти в цене дизтоплива).

Наконец, оптовый российский рынок автобензина и дизтоплива возвращается в ситуацию, когда уровень внутренних цен существенно превышает мировые котировки.

Комментарии
Конфереция