Кто заказал проверку АЗС в Санкт-Петербурге?

В понедельник межрегиональное общественное движение «Комитет по защите прав автомобилистов» инициировало проверку качества топлива на АЗС Санкт-Петербурга. Рейд, состоящий из общественных автомобильных организаций и журналистов, посетил восемь станций операторов Shell, «ЛУКОЙЛ», ПТК, Neste, «Аэро», «Киришиавтосервис», «Фаэтон» и «Славнефть». Качество топлива на городских АЗС проверяли с помощью октанометра – прибора, показатели которого не являются официальными для выводов о качестве бензина.
Напомним, топливо на этих станциях проверялось по нескольким критериям: на наличие воды, на недолив, на соответствие приобретенного бензина заявленному октановому числу. Кроме того, проверяющие просили предъявить паспорт качества и сертификат соответствия. По ходу мероприятия факта недолива топлива, а также наличия в бензине воды выявлено не было. Но вот октановое число отобранных проб вызвало у автомобильных сообществ и сопровождающих их журналистов всеобщее оживление. Экспресс–тест октанометром на станциях восьми операторов представил разные показатели бензина Аи-95, как ниже, так и выше соответствия заявленному октановому числу. Однако специалисты, прежде всего, контролирующих АЗС организаций и химических лабораторий, утверждают, что использование октанометра не является достоверным источником информации и не позволяет говорить об октановом числе. Такие заключения возможно сделать только в специализированной аккредитованной лаборатории. К тому же, как рассказали специалисты Ростехрегулирования, категорически запрещено заливать бензин в пластмассовые канистры, что предприняли участники в ходе рейда. «Это могло привести к взрыву на АЗС, потому что там находится статическое электричество», - отмечают эксперты.
На заседании Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, которое состоялось 26 мая, участникам и присутствующим журналистам специалисты подробно рассказали о методах испытаний в специальной лаборатории, результаты которых и можно считать официальным заключением о качестве бензина. «В случае проведенного рейда, общественная организация в целях пиара искала сенсации, а не обоснованных выводов, которые пошли бы на пользу потребителям», - уверены представители топливных организаций и контролирующих инспекций. Кроме того, как рассказал один из представителей Ростехрегулирования, октанометр для проверок качества бензина предоставила компания Фаэтон. Заметим, что показатели октанового числа на заправках Аэро и Фаэтон оказались одними из самых высоких. Случайность ли это? При этом в автомобильных ассоциациях заверили, что прибор специально для проведения рейда был куплен на собственные средства этих организаций. Отметим, его стоимость составляет 50-70 тысяч рублей. Проверить это сегодня вряд ли возможно. Но относительно самого топлива, в случае несоответствий Техрегламенту в ходе лабораторных проверок, специалисты Ростехрегулирования пообещали выписать соответствующие предписания и наложить штрафы. «По результатам проведенного рейда мы не имеем права наказать оператора, потому что показатели октанометра - это не проба», - отметили в Ростехрегулировании.
По словам Руководителя Северо-западного межрегионального территориального управления Ростехрегулирования Василия Смеречука, октанометр является прибором экспресс-анализа и не является средством измерения, занесенным в госреестр Росгостехрегулирования. Каждый повторный замер должен проводиться после промывки стакана спиртом, и приведения его в исходное положение, что не делалось в ходе проверки. Поэтому результаты проведенных измерений не имеют юридической силы. «При этом общественная организация позвонила себе заявить, что они осуществили проверку качества топлива и объявили результаты в СМИ», - недоумевает глава Ростехрегулирования. Вместе с тем он отмечает, что задуманное мероприятие вполне позитивно, потребители должны знать какое топливо находится на АЗС, но механизм и процедура проверок должны быть иными. Какими – на заседании Нефтяного клуба рассказал Василий Смеречук:
- Для получения достоверных результатов на законном основании нужно сделать процедуру подобную той, которую регулярно проводит Ростехрегулирование совместно с комитетом по природопользованию в рамках проверки станций на предоставление экологического знака. В этом случае проверка тщательно планируется, привлекаются представители Нефтяного клуба, журналисты. Адреса станций неизвестны. Представители надзорных органов, власти, общественности, журналисты едут вместе. В этом случае можно отследить, как осуществляется контроль работы объекта, есть ли необходимая документация, выполнение всех процедур, которые гарантируют качество топлива на АЗС. Проба того или иного продукта отбирается в рамках закона (в стеклянную емкость), правильно оформляется и сдается в компетентную лабораторию. После полученных результатов, в случае нарушений и отклонений от существующих стандартов объекту выписывается представление и штраф. Для физических лиц - от 2 до 4 тысяч рублей, для юридических - от 20 до 40 тысяч рублей в зависимости от степени нарушения. И только в этом случае можно публично говорить о нарушении.
Комментарии
Конфереция